На современном этапе развития системы образования все более острым становится вопрос письменных навыков школьников. Уже в среднем звене дети выполняют письменные работы по многим предметам – сочинения русскому языку и литературе, эссе по биологии, истории. Для написания достойной работы детям приходится мобилизовать свои умственные ресурсы, напрячь психику и сконцентрировать внимание. Но, как показывает практика, выполнение этих условий не гарантирует высокое качество письменных работ. Причин тому множество, в том числе невысокие результаты связаны с недостаточностью развития воображения обучающихся [1]. Тема воображения занимает особое место в науке. Многие видные ученые занимались изучением воображения, как формы психического отражения.
В психологии воображение понимают, как психический познавательный процесс создания образов или представлений путем переработки материалов восприятия и собственных представлений полученных в предшествующем опыте [3]. Исходя из данного определения, мы можем составить краткую характеристику понятия воображение.
Во- первых, это психический познавательный процесс. Во-вторых, данный процесс направлен на создание новых представлений. В-третьих, для создания новых представлений необходим опыт и собственное отношение ребенка к данному образу. Как и мышление, воображение можно и нужно развивать, что не всегда практикуется. В школе у детей есть возможность увеличивать базу для воображения через получение информации на уроках от учителя, просмотр фильмов вместе с классом, из учебников и пособий. Воображение подкрепляется эмоциональным опытом, получаемым ребенком в жизни.
До трех лет воображение не является самостоятельным, находясь внутри других психических процессов. Затем воображение начинает обретать самостоятельность, а после пяти лет ребенок уже способен планировать свою деятельность и структурировать ее в своей голове, видоизменяя по своим представлениям. Это можно назвать воображением, что на данном этапе работает в единстве с мышлением [2]. Причем, это непроизвольное воображение, так как здесь не присутствуют волевые усилия и целеполагание. На этапе от 7 до 10 лет, когда ребенок начинает обучаться в школе и его привычный окружающий мир меняется, воображение способствует его учебно-познавательной деятельности. Воображение, как память и мышление – познавательный процесс. Специфика воображения состоит в переработке прошлого опыта с элементами модификации. Безусловно, оно неразрывно связано с памятью [4]. В своей работе «Творческое воображение младших школьников» Н.В. Володичева показала взаимосвязь воображения и других познавательных процессов ученика.
В школе ребенок использует свое воображение как во время учебной деятельности, так и в общении со сверстниками и взрослыми – это рисунки, изложения, сочинения, придуманные рассказы, поделки. Воображение в жизни выполняет важные функции. Оно регулирует жизнедеятельность человека, способствует предвосхищению будущего, оживляет ранее пережитые представления. Р.С. Немов выделяет еще и другие функции. Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая различные задачи. Эта функция воображения связана с мышлением. Следующая функция воображения, выделяемая Р.С. Немовым, состоит в регулировании эмоциональных состояний. Более того, при помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе. Немаловажна функция воображения, связанная с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи. С помощью вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями. Крайне необходимая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий – способности выполнять их в уме, манипулируя образами. И, наконец, составление внутренних программ, оценка их правильности, процесса реализации [3].
У подростков проявляется активное и пассивное воображение, воссоздающее, творческое, реалистическое и фантастическое. Все эти виды воображения требуют усилий психики и воли, определенную цель. В школе дети задействуют эти виды воображения недостаточно продуктивно. Пассивное воображение полностью свободно, не требует напряжения психики, волевых усилий и цели. Оно проявляется часто в играх, забавах, реже на уроках, при выполнении заданий. Остальные виды воображения требуют развития.
В нашем исследовании мы выявляли взаимосвязь воображения и качества письменных работ младших подростков. Цель – проанализировать уровень развития воображения учеников от 11 до 13 лет и качество их творческих письменных работ и проследить наличие (или отсутствие) взаимосвязи между ними. Исследование проводилось на базе МБОУ «Медведевская СОШ №2» республики Марий Эл. Мы выяснили, что большинству младших подростков свойственен средний уровень развития воображения (55%). У 25% уровень низкий, и только 20% – высокий. Соотнесение этого показателя с качеством творческих письменных работ позволило нам констатировать, что большая часть учеников (80%) способна к выполнению творческих письменных заданий, но ребята с высоким уровнем воображения гораздо лучше и быстрее справляются с поставленной задачей. Во время нашего исследования некоторые школьники жаловались, что не могут ничего придумать. Именно у этих детей уровень развития воображения оказался низким и очень низким.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что недостаточный уровень развития воображения является проблемой, с которой могут столкнуться дети во время выполнения творческих письменных заданий. Не смотря на способность выполнить за определенный промежуток времени задачу, его качество оставляет желать много лучшего. Результаты нашего исследования показали, что процент детей с высоким уровнем развития воображения невысок. Мы убеждены, если не проводить определенную работу в плане развития и совершенствования воображения, то качество обучения в целом может значительно снизиться.
Литература
- Володичева Н. В. Творческое воображение младших школьников / Н. В. Володичева // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус Т. 15 №4. – 2016. – С. 84-87. (дата обращения: 15.11.2021)
- Гамезо М.В. Атлас по психологии / М.В.Гамезо
И.А. Домашенко. – 2004 – С. 185-186 - Немов Р.С. Общая психология. / Р.С. Немов. –Т. 2 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 224 с.
- Якшина А. Н. Психологические условия развития воображения в младшем школьном возрасте / А.Н. Якшина. – 2016. – С. 57-68
Literature
- Volodicheva N. V. Tvorcheskoe voobrazhenie mladshih shkol’nikov / N. V. Volodicheva // Psihologo-pedagogicheskij zhurnal Gaudeamus T. 15 №4. – 2016. – S. 84-87. (data obrashcheniya: 15.11.2021)
- Gamezo M.V. Atlas po psihologii / M.V.Gamezo, I.A. Domashenko. – 2004 – S. 185-186
- Nemov R.S. Obshchaya psihologiya. / R.S. Nemov. –T. 2 6-e izd., pererab. i dop. – M.: Izdatel’stvo Yurajt, 2020. – 224 s.
- Yakshina A. N. Psihologicheskie usloviya razvitiya voobrazheniya v mladshem shkol’nom vozraste / A.N. Yakshina. – 2016. – S. 57-68