На сегодняшний день тревожность зачастую является сопутствующим явлением в жизни каждого студента, особенно перед сдачей сессии или во время подготовки к семинарским занятиям и другим важнейшим выступлениям, требующих мобилизации всех умственных ресурсов молодого организма. Проблема тревожности занимает особое место в современной науке. Ей посвящено значительное количество исследований не только в психологии, но и в медицине, философии, социологии, физиологии [3].
В психологии тревожность понимается как способность человека испытывать состояние страха, дискомфорта, связанное с возникновением переживаний в различных ситуациях, зачастую даже самых незначительных. Признаками тревожности, к примеру, могут являться сухость во рту, учащенное дыхание, потоотделение, покраснение или бледность кожных покровов [5]. Причины возникновения тревожности совершенно разные. Зачастую решающую роль здесь играет сочетание врожденных особенностей функционирования нервной системы человека с воздействием социальных и психологических факторов: наследственность, особенности (слабость) нервной системы, неправильное воспитание, неблагополучная семейная обстановка, окружающая человека в детстве, отрицательный жизненный опыт, многочисленные стрессы [4]. В дошкольном и младшем школьном возрасте главной причиной тревожности психологи считают нарушения детско-родительских отношений, а в более взрослом возрасте, включая студенческий, – внутренние конфликты, преимущественно самооценочного характера. Психологи выделяют устойчивую тревожность, которая может быть частной, связанной с определенными событиями (например, экзаменационная сессия, межличностные конфликты) или общей, свободно меняющая объекты тревожности в зависимости от изменения их значимости для человека; адекватную тревожность, отражающую неблагополучие человека в той или иной области, хотя конкретная ситуация может не содержать угрозы; тревожность неадекватную, или собственно тревожность, возникающую даже в благополучных для человека обстоятельствах [1].
В свою очередь, о темпераменте мы слышим, как правило, с раннего детства. На сегодняшний день учёные выделяют четыре типа темперамента: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик. По определению А.В. Батаршего темперамент – это «индивидуальные свойства психики, способные определять динамику психической деятельности, степень уравновешенности реакций на жизненные воздействия и особенности человеческого поведения» [2, c. 5].
Взаимосвязь между тревожностью и темпераментом обуславливается их биологической основой. Особенностью эмоциональной сферы считается именно сфера проявления темперамента. По мнению большинства учёных, повышенная тревожность в большей степени свойственна меланхоликам как слабому неуравновешенному типу. В более открытом виде эта концепция описана в трудах Д.Н.Узнадзе. Он дает характеристику эмоциональной сферы каждого типа темперамента и приводит типы темперамента в соответствие с классификацией эмоций [6].
Тревожность характеризуется видовыми особенностями. В данной работе речь пойдет о личностной тревожности определенной социальной группы, а именно студентов. Цель нашего исследования: проанализировать личностную тревожность студентов в зависимости от преобладающего типа темперамента. Анализ научной литературы показал, что личностная тревожность оказывает значительное влияние на успеваемость студентов и их самочувствие. А.В.Савинова и Е.В.Павлова характеризуют тревожность как определенную черту личности, так и ситуативное её проявление, которое может возникнуть в ответ на действие стрессогенных факторов. Они отметили, что для студентов характерен в том числе и высокий уровень личностной тревожности.
В результате исследования авторы выявили, что для большинства студентов
(60 %) характерен высокий уровень личностной тревожности. Средний уровень был выявлен только у 30 % респондентов. Низкий – лишь у 10% [4]. Современная наука считает, что преобладание высокого уровня тревожности может быть обусловлено как биологическими, так и социальными факторами. Последние, в свою очередь, делятся на внешние и внутренние. Внешние социальные факторы напрямую связаны с окружением человека, внутренние – с конфликтом внутри самой личности. Психологическая травма, полученная человеком еще в детстве, также может сильно повлиять на приобретение высокого уровня тревожности.
М.С. Югова рассматривает тревожность как о особое психическое состояние организма человека, оказывающее сильное влияние на учебную деятельность студентов, вызывающая у них застенчивость, неуверенность в себе, и проявляющаяся, как правило, в форме социальной и личностной тревожности. Автор считает, что тревожность способна оказывать значительное влияние на успеваемость обучающихся, утверждает, что существует тесная взаимосвязь между личностной тревожностью студентов и их учебной успеваемостью. Студент с высоким уровнем личностной тревожности часто переживает, беспокоится, даже уклоняется от учебной деятельности. У студентов с низкими показателями успеваемости в учебном процессе показатели личностной тревожности находятся на среднем уровне. У студентов, имеющих более высокие показатели учебной успеваемости, была выявлена тенденция варьирования показателей низкой и умеренной личностной тревожности . По мнению автора, оптимальный уровень тревожности может способствовать успешному протеканию учебного процесса [7].
С целью выявления взаимосвязи личностной тревожности студентов и преобладающими типами темперамента нами было проведено два исследования. Первое — исследование личностной тревожности студентов 3 курса ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет». Мы выяснили, что большинству студентам (41%) свойственен низкий уровень личностной тревожности. У 35% наблюдается нормальный уровень. Повышенный и высокий уровень личностной тревожности у 2% респондентов. Очень высокий уровень личностной тревожности в ходе не выявлен.
Второе – исследование типов темперамента студентов по результатам которого оказалось, что холериков ( 52%) больше по численности, чем остальные типы темперамента. Меланхолики составляют 29 %, флегматики – 12 %. Меньше всего оказалось сангвиников, всего один человек, что составляет 6% от общего количества студентов, проходимый данную методику ( 17 человек).
Стоит также сказать про взаимосвязь тревожности студентов с их темпераментом. У большинства холериков нормальный уровень тревожности ( 56%). 44 % холерикам не свойственна тревожность, как и одному сангвинику, проходившему данную методику. Также оказалось, что у флегматиков либо несколько повышенная тревожность, либо она им вообще не свойственна. Разный результат также получился у меланхоликов. 40 % меланхоликам не свойственна тревожность, у одного человека она несколько повышена. Еще 40 % меланхоликов испытывают очень высокий уровень тревожности.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что личностная тревожность является одной из главных проблем, которые испытывают студенты с разными типами темперамента во время стрессовых ситуаций, будь то экзамены, зачёты или участие в студенческих научных конференциях и соревнованиях. Результаты проведенного нами исследования получились разные. Поэтому нельзя точно утверждать, что тому или иному типу темперамента свойственна тревожность или только один её определенный уровень.
Литература
- Авилова В.Е., Киселёва О.О. Тревожность и экзаменационные испытания у человека. URL: https://www.bestreferat.ru/referat-55122.html(дата обращения: 11.10.21).
- Батаршев А.В. Темперамент и свойства высшей нервной деятельности: Психологическая диагностика / А.В. Батаршев. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 88 с.
- Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2007. — 192 с.: ил. — (Серия «Детскому психологу») (дата обращения: 21.10.21).
- Савинова А.В., Павлова Е.В. Изучение уровня личностной тревожности у студентов // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. ст. по матер. XLVIII междунар. науч.-практ. конф. № 7(46). — Новосибирск: СибАК, 2021. — С. 74-78. (дата обращения: 23.10.21).
- Соловьева С.Л. Тревога и тревожность: теория и практика. URL: http://medpsy.ru/mprj/archiv_global/2012_6_17/nomer/n..(дата обращения: 01.11.21).
- Финогентова К.М. Взаимосвязь тревожности и темперамента в подростковом возрасте / К.М. Финогентова . – 2017 – С. 7-8
- Югова М.С. Тревожность и её влияние на учебную успеваемость студентов //XIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 14. URL: http://sibac.info/archive/humanities/guman8(11).pdf (дата обращения: 20.11.2021)
Literatura
- Avilova V.E., Kiseljova O.O. Trevozhnost’ i jekzamenacionnye ispytanija u cheloveka. URL: https://www.bestreferat.ru/referat-55122.html (data obrashhenija: 11.10.21).
- Batarshev A.V. Temperament i svojstva vysshej nervnoj dejatel’nosti: Psihologicheskaja diagnostika / A.V. Batarshev. – M.: TC Sfera, 2002. – 88 s.
- Prihozhan A.M. Psihologija trevozhnosti: doshkol’nyj i shkol’nyj vozrast. 2-e izd. — SPb.: Piter, 2007. — 192 s.: il. — (Serija «Detskomu psihologu») (data obrashhenija: 21.10.21).
- Savinova A.V., Pavlova E.V. Izuchenie urovnja lichnostnoj trevozhnosti u studentov // Sovremennaja psihologija i pedagogika: problemy i reshenija: sb. st. po mater. XLVIII mezhdunar. nauch.-prakt. konf. № 7(46). — Novosibirsk: SibAK, 2021. — S. 74-78. (data obrashhenija: 23.10.21).
- Solov’eva S.L. Trevoga i trevozhnost’: teorija i praktika. URL: http://medpsy.ru/mprj/archiv_global/2012_6_17/nomer/n.. (data obrashhenija: 01.11.21).
- Finogentova K.M. Vzaimosvjaz’ trevozhnosti i temperamenta v podrostkovom vozraste / K.M. Finogentova . – 2017 – S. 7-8
- Jugova M.S. Trevozhnost’ i ejo vlijanie na uchebnuju uspevaemost’ studentov //XIV mezhdunar. stud. nauch.-prakt. konf. № 14. URL: http://sibac.info/archive/humanities/guman8(11).pdf (data obrashhenija: 20.11.2021)