Миллионы людей в мире говорят на английском языке. Интерес к изучению языка растет, а инновационные мультимедийные технологий предлагают новые средства и методы для преобразования и усовершенствования традиционной модели преподавании английского языка. Возрастает роль образования в режиме онлайн, позволяющее знания стать доступным всем. Калинина А.И. в своей статье приводит следующее определение термина «информационно-коммуникационные технологии» — «совокупность средств и методов преобразования информационных данных для получения информации нового качества. [2, c.98].
В данной статье рассматриваются возможности использования информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения английскому языку. Объектом исследования являются различные способы применения ИКТ.
Калинина А.И. определяет роль ИКТ при изучении английского языка в следующих понятиях: «использования технологий способствует развитию творческих возможностей и способностей обучающихся; созданию условий для самообразования учеников в интересующих их областях знаний; повышению уровня использования наглядности на уроке; повышению производительности урока; установлению межпредметных связей; приобретению реального опыта межкультурного общения на иностранном языке; обогащению знаний учащихся об истории и культуре стран изучаемого языка; развитию умения ориентироваться в современной иноязычной информационной среде». [2, с. 98] Как результат, применение ИКТ ускоряет процесс обучения, повышает заинтересованность к предмету и улучшает качество усвоения материала. Занятия отличаются разнообразием, красочным оформлением с использованием, например, эффектов анимации.
Стоит упомянуть, что технологии не заменяют учителя, технологии – это средство для более эффективного протекания процесса изучения английского языка. Интернет-ресурсы позволяют преподавателю находить новые интерактивные материалы, самостоятельно разрабатывать свои проекты и освобождать время для другой деятельности.
Бозоров А.А. выделяет следующие средства ИКТ:
— электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора,
— электронные энциклопедии и справочники,
— тренажеры и программы тестирования,
— образовательные ресурсы Интернета,
— DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями,
— видео- и аудиотехника,
— научно-исследовательские работы и проекты. [1, с.61]
К наиболее популярным средствам образования онлайн, по мнению Мусы Д.Т. и Ниязовой А.Е., относится MOOCs – массовые открытые онлайн-курсы. Такие проекты как Coursera, Udacity, edX MIT стали одним из главных образовательных направлений, в том числе и в сфере изучения иностранных языков. MOOCs – занятия онлайн, состоящие из короткий лекций, тестирований и проверок, и включающие разнообразные предметы для изучения. [3, с.98] Благодаря данной системе учащийся из любой точки мира имеет возможность овладеть базовыми знаниями, умениями и навыками аудирования, чтения и письма на английском языке.
Ниматулаев Ш.М. рассматривает три возможных направления внедрения средств ИКТ в учебный процесс:
- В качестве вспомогательных средств для интенсификации учебного процесса, индивидуализации обучения и автоматизации рутинной работы учителя.
- Для повышения качества и эффективности обучения с помощью организации межкультурного обмена с учащимися другой страны.
- Как глобальный ресурс хранения учебного, методического и справочного материала для успешной организации процесса обучения.[4, с.21]
Средства ИКТ активизируют познавательную деятельность студентов; обеспечивают положительную мотивацию обучения с помощью интерактивного диалогового гипертекста; обеспечивают высокую степень дифференциации обучения; улучшают контроль знаний, умений и навыков; рационально организовывают учебный процесс; повышают эффективность занятий; формируют навыки подлинно исследовательской деятельности; обеспечивают доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам. [1, с.61]
Применение информационно-коммуникационных технологий при изучении английского языка реализуется в следующих примерах:
— использование компьютерных презентаций как для объяснения нового материала, так и для отражения знаний учащихся по изученной теме. Презентации могут включать в себя анимации, фото, картинки, видеофайлы, аудиофайлы, схемы, таблицы и другие средства изображения.
— организация вебинара согласно определенной учебной программе. Студенты могут повторно просмотреть вебинар самостоятельно для закрепления знаний. Муса Д.Т. и Ниязова А.Е. упоминают в своей статье об образовательной методике «Образовательный web-квест» — проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. «Web-квест — совокупность страниц, объединенных системой гиперссылок; каждая страница – часть одного приключения». [3, с.100] Ученик путешествует по сайту, выполняя здания и в конце путешествия его результаты оформляются в отчет.
— проектная деятельность. Калинина А.И. предлагает ученикам самостоятельно или под контролем преподавателя решить ту или иную проблему с помощью электронных ресурсов. Учащийся должен уметь перенести знания в новый вид контекста. Вследствие этого развивается речевая компетенция как показатель коммуникативного владения иностранным языком. [2, с.99] Поиск информации осуществляется с помощью использования Интернет-ресурсов таких как электронные справочники, статьи, видео и другие. Ниматулаев Ш.М. предлагает также использовать различные Интернет-сообщества (электронная почта, видеоконференции, форумы, чаты) для создания проектов с учащимися англоязычных стран. [4, с.20] Таким образом, преподаватель освобождает себя от подготовки и проведения процесса изучения чего-либо и его роль сводится к постановке задачи, определения направления поиска нужной информации и контролю над учащимися.
Использование ИКТ позволяет перейти:
— от обучения как функции запоминания к обучению как процессу умственного развития;
— от статической модели знаний к динамической системе умственных действий; от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуальным программам обучения;
— от внешней мотивации обучения к внутренней нравственно волевой регуляции. [1, с.62]
«Практика показывает, что, благодаря мультимедийному сопровождению занятий учитель экономит до 30% учебного времени, нежели при работе у классной доски». [1, с.63] Как результат, реализация ИКТ при обучении английскому языку предоставляет широкий спектр возможностей.
Подводя итог, информационно-коммуникативные технологии возможны для применения в обучении взрослых и детей, обладающих различными уровнями владения английским языком, имеющих разную мотивацию и цели. С помощью различных технологий и электронных ресурсов преподаватель может разнообразить учебный процесс, используя презентации, средства для проведения онлайн вебинаров, семинаров, лекций. Более того, появляется возможность индивидуализировать материал для каждого учащегося, повысить интерес к предмету, развить навыки самостоятельной работы и научить работать с разными видами информации. Правильное использование ИКТ в обучении английскому языку способствует качественному освоению знаний, умений и навыков грамматики, лексики, аудирования, чтения.
Литература
- Бозоров А.А. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка [Электронный ресурс] // Academy. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-informatsionno-kommunikatsionnyh-tehnologiy-na-urokah-angliyskogo-yazyka
- Калинина А.И. ИКТ — поддержка профессиональной деятельности педагога на уроках английского языка [Электронный ресурс] // Наука и образование сегодня. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ikt-podderzhka-professionalnoy-deyatelnosti-pedagoga-na-urokah-angliyskogo-yazyka
- Муса Д.Т. Ниязова А.Е. Технология использования информационно-коммуникационных технологий в обучении английскому языку [Электронный ресурс] // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-ispolzovaniya-informatsionno-kommunikatsionnyh-tehnologiy-v-obuchenii-angliyskomu-yazyku
- Ниматулаев Ш.М. Использование информационно-коммуникационных технологий при изучении английского языка [Электронный ресурс] // Эксперимент и инновации в школе. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-informatsionno-kommunikatsionnyh-tehnologiy-pri-izuchenii-angliyskogo-yazyka
Literature
- Bozorov A.A. Ispol’zovanie informatsionno-kommunikatsionnyh tehnologiy na urokax angliskogo yazyka [Jelektronnyj resurs] // Academy. 2019. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-informatsionno-kommunikatsionnyh-tehnologiy-na-urokah-angliyskogo-yazyka
- Kalinina A.I. IKT – podderzhka professionalnoy deyatelnosti pedagoga na urokah angliyskogo yazyka [Jelektronnyj resurs] // Nauka i obrazovanie segodnya. 2019. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ikt-podderzhka-professionalnoy-deyatelnosti-pedagoga-na-urokax-angliyskogo-yazyka
- Musa D.T. Niyazova A.E. Tehnologiya ispolvaniya infromatsionno-kommunikatsionnyh tehnologiy v obuchenii angliyskomy yazyku [Jelektronnyj resurs] // Psihologiya i pedagogika: metodica i problemy prakticheskogo primeneniya. 2016. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-ispolzovaniya-informatsionno-kommunikatsionnyh-tehnologiy-v-obuchenii-angliyskomu-yazyku
- Nimatulaev S.M. Ispol’zovanie informatsionno-kommunikatsionnyh tehnologiy pri izuchenii angliskogo yazyka yazyku [Jelektronnyj resurs] // Eksperiment i innovatsii v shkole. 2010. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-informatsionno-kommunikatsionnyh-tehnologiy-pri-izuchenii-angliyskogo-yazyka