Каждый учитель не раз задавал себе вопрос: почему снижается учебная мотивация учащихся по мере их пребывания в учебном заведении? Все дети, когда идут в школу, хотят учиться, что происходит потом, кто в этом виноват? И главное – что делать? Мысль о том, что интерес ребёнка к учению в значительной мере зависит от содержания образования, вряд ли подлежит сомнению и обсуждению.
«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.» ориентирует педагогов на формирование у школьников ключевых компетенций, опирающихся на фундаментальные знания, универсальные умения, опыт творческой деятельности и личной ответственности. Роль школы в решении этих задач определена в современных образовательных стандартах и примерных программах основного общего и среднего (полного) общего образования по всем учебным предметам.
В последнее десятилетие одним из наиболее популярных в практике школьного обучения стал метод проектов, который изначально понимался как организация специальной исследовательской деятельности учащихся в какой-либо практической области. На сегодняшний день в нашей стране не так много информации об использовании метода проектов в обучении математике. Очевидно, сложность самой математики часто служит оправданием для традиционной позиции учителя, ведь проще подробно объяснить и «нарешать» определенное количество стандартных примеров, чем создать детям условия для самостоятельного изучения нового.
Анализ опыта работы показал, что наибольший эффект достигается за счет целостной организации образовательного процесса, использования инновационных образовательных технологий и методов, которые позволяют развивать самостоятельность учащихся, гибко организовывать процесс обучения, учитывать индивидуальные интересы и способности, осваивать не только конкретные поисковые действия, но и системный подход к решению различных, в том числе и сугубо житейских задач. Однако остаётся вопрос: почему для ребёнка, генетически предрасположенного к учению, процесс обучения превращается в тяжёлую повинность, трудную, малопривлекательную работу? Проблема, с которой сталкивается каждый преподаватель – это низкий уровень активности учащихся на уроках. Одним из возможных решений проблемы заключается внедрение инновационных педагогических технологий.
Необходимость прогрессивных образовательных технологий – это объективное требование, и поэтому, как правило, каждый учитель со временем их вырабатывает. И здесь можно пойти двумя путями:
1) создать собственную технологию;
2) перенять то, что открыто другими и адаптировать для себя и своих учеников.
Оптимальным для преподавателя является второй путь. Одним из ведущих средств формирования ключевых компетентностей школьников является метод проектов, базирующийся на компетентностно- и личностно-ориентированных образовательных технологиях, который в настоящее время вновь приобретает довольно широкую популярность. Это обуславливается, прежде всего, наличием кризисных явлений во всех областях общественной жизни, включая сферу образования. Не случайно в базисный учебный план включён новый предмет основы проектной деятельности, а один из параметров нового качества образования – способность проектировать.
Наиболее привлекательным является то, что в процессе работы над учебным проектом у учащихся:
— появляется возможность осуществления приблизительных, «прикидочных» действий, не оцениваемых немедленно строгим контролером – учителем;
— зарождаются основы системного мышления;
— формируются навыки выдвижения гипотез, формирования проблем, поиска аргументов;
— развиваются творческие способности, воображение, фантазия;
— воспитываются целеустремленность и организованность, расчетливость и предприимчивость, способность ориентироваться в ситуации неопределенности.
Кроме того, в процессе выполнения проекта происходит естественное обучение совместным интеллектуальным действиям.
Основные требования к учебному проекту
- Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, причем социально-значимой проблемы — исследовательской, информационной, практической.
- Планирование действий по разрешению проблемы — иными словами, выполнение работы всегда начинается с проектирования самого проекта, в частности — с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных. Однако некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до конца.
- Исследовательская работа учащихся как обязательное условие каждого проекта. Отличительная черта проектной деятельности — поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы.
- Результатом работы над проектом, иначе говоря, его выходом, является продукт, который создается участниками проектной группы в ходе решения поставленной проблемы.
- Представление заказчику и (или) общественности готового продукта с обоснованием, что это наиболее эффективное средство решения поставленной проблемы. Иными словами, осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта.
Таким образом, проект — это «пять П»: проблема — проектирование (планирование) — поиск информации — продукт — презентация. Шестое «П» проекта — это его портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы.
Использование инновационных технологий на уроках математики становится обычным явлением и позволяет расширить информационное поле урока, стимулирует интерес и пытливость ребенка. Применение информационно-коммуникационных технологий в математике возможно:
для диагностического тестирования качества усвоения материала;
в тренировочном режиме для отработки элементарных умений и навыков после изучения темы;
в обучающем режиме;
при работе с отстающими учениками, для которых применение компьютера обычно значительно повышает интерес к процессу обучения;
в режиме самообучения;
в режиме графической иллюстрации изучаемого материала.
Основными средствами, позволяющими внедрять инновационные педагогические технологии, на уроках математики являются интерактивная доска, существенно расширяющая возможности преподавания. Мультимедийные презентации, позволяющие решить дефицит наглядных пособий, оптимизировать процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, поднять на более высокий уровень интерес к предмету. Электронные учебники по математике, позволяющие осуществлять самоконтроль. Интернет ресурсы как средство информационных технологий, дают колоссальные возможности поиска необходимой, важной и значимой информации.
Всё это необходимо для того, чтобы преподаватель математики, пользуясь такими наработками, смог спроектировать инновационный урок не когда-нибудь, а уже сегодня.
Научно-методическая литература по теме:
Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации // Народное образование. М., 2000, №9, с. 177-180.
Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения // Директор школы. М., 1995, №6, с. 39-47.
Даутова О.Б., Крылова О.Н. Современные педагогические технологии в профильном обучении. Учеб.-метод. пособие для учителей/Под ред. А.П Тряпицыной. СПб.: КАРО, 2006
Мелёхина С.И. Основы проектной деятельности 5-9 классы. Уч.-метод. пособие. – Киров: КИПК и ПРО, 2008
Новикова Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование, 2000, №7, с.151-157.