РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

9 июля 6:44

Физические качества, заложенные в человеке генетически, их необходимо развивать с детского возраста, так как умение выполнять различные движения возможно лишь тогда, если ребенок будет физически подготовлен.

         Физические качества — это различные стороны двигательных возможностей человека, степень овладения определенными двигательными способностями. В теории и методике физического воспитания выделяют пять основных физических качеств: быстрота, гибкость, ловкость, выносливость и сила.

            Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития двигательных способностей. При выполнении любого вида упражнения осуществляется развитие всех без исключения физических качеств, но только одни развиваются преимущественно больше, чем остальные. Когда речь идет о развитии физических качеств у младших школьников, то мы в большей степени должны опираться на развитие ловкости, быстроты и гибкости, но при этом не забывать и о соразмерном развитии силы и выносливости.

         Под быстротой понимается способность человека выполнять двигательное действие за минимальное время. Развитию у детей быстроты способствует обучение основным видам движения. Например, быстрота развивается при выполнении упражнений с ускорением (ходьба или бег с постепенно увеличивающейся скоростью), упражнений на скорость (добраться до указанного места за наикратчайшее время), упражнений с изменением темпа движений (начиная с медленного и оканчивая самым быстрым). Скоростно-силовые упражнения, такие как прыжки (толчок при прыжке в длину и в высоту с разбега), метание (бросок при метании совершается с большой скоростью) так же помогают развить быстроту детей.

         Быстроту определяют по времени, за которое ребенок пробегает расстояние в 30 метров. Для бега используется прямая дорожка с плотным земляным покрытием или асфальтированная дорожка длиной не менее 20 метров. Норма выполнения данного упражнения для детей разного возраста указана в таблице 1.

Класс

Мальчики

Девочки

5

4

3

5

4

3

1 класс

6,1

6,9

7,0

6,6

7,4

7,5

2 класс

5,4

7,0

7,1

5,6

7,2

7,3

3 класс

5,1

6,7

6,8

5,3

6,7

7,0

4 класс

5,0

6,5

6,6

5,2

6,5

6,6

Таблица 1. Показатели пробежки 30 метров

         Под ловкостью нужно понимать способность человека легко осваивать новые движения и перестраивать их в соответствии с внезапно меняющейся обстановкой. У ребенка ловкость развивается параллельно с развитием координации движений, умением согласованно и последовательно выполнять движения. Систематическое разучивание разнообразных упражнений развивает ловкость, повышает пластичность нервной системы, облегчает усвоение новых движений. Смена условий выполнения уже ранее изученных упражнений так же благотворно влияют на развитие ловкости. Например, подвижные игры в которых дети переключаются от одних движений к другим, заранее не обусловленным и не продуманным, а также выполнение упражнений, в которых необходимо внезапно менять технику ведут к улучшению координации движения и развитию ловкости школьника.

         Ловкость у школьников определяют по времени челночного бега на общую дистанцию в 30 метров. Ребенок пробегает по прямой дорожке 10 метров потом поворачивается и бежит обратно до стартовой линии, где снова делает поворот и бежит до финиша еще 10 метров. Норма выполнения данного упражнения для детей разного возраста указана в таблице 2.

Класс

Мальчики

Девочки

5

4

3

5

4

3

1 класс

9,9

10,8

11,2

10,2

11,3

11,7

2 класс

9,1

10,0

10,4

9,7

10,7

11,2

3 класс

8,8

9,9

10,2

9,3

10,3

10,8

4 класс

8,6

9,5

9,9

9,1

10,0

10,4

Таблица 2. Показатели челночного бега 3х10 м, сек

         Гибкость — способность человека выполнять упражнения с большой амплитудой. Также гибкость — абсолютный диапазон движения в суставе или ряде суставов, который достигается в мгновенном усилии. У школьников очень высокий показатель гибкости опорно-двигательного аппарата, которую необходимо стремиться сохранять. При подборе упражнений на растягивание частей тела нужно действовать с большой осторожностью, так как упражнения с большой амплитудой могут привести к необратимым деформациям отдельных суставов ребенка.

         Гибкость у школьников можно определить по результатам выполнения упражнения «наклон вперед сидя». Для этого ребенок садится с торца гимнастической скамейки и вытягивает вперед ручки, при этом фиксируется вертикальное положение его позвоночника и нулевая точка касания кончиками пальцев рук. Затем ребенок наклоняется вперед, при этом пальцы и ладони скользят по поверхности скамейки. Регистрируется показатель величины наклона по длине пути кончиков пальцев рук. При выполнении наклона нужно помогать ребенку, фиксировать выпрямленные колени, но при этом нельзя помогать самому наклону. Норма выполнения данного упражнения для детей разного возраста указана в таблице 3.

Класс

Мальчики

Девочки

5

4

3

5

4

3

1 класс

+9

+3

+1

+12,5

+6

+2

2 класс

+9

+4

+3

+12

+8

+4

3 класс

+9

+5

+3

+12

+9

+6

4 класс

+9

+5

+3

+12

+9

+6

Таблица 3. Результаты выполнения упражнения «Наклон вперед сидя».

         Под силой нужно понимать степень напряжения мышц при их сокращении. У младших школьников тонус мышц сгибателей намного преобладает над тонусом мышц разгибателей. Данную особенность можно заметить в особенности позы ребенка: живот у дошкольника выпячен, голова немного наклонена вперед, а также ноги согнуты в коленных суставах. Поэтому в данном возрасте важны упражнения для мышц, которые удерживают позу, и упражнения связанные со стимуляцией увеличения мышц разгибателей. Для развития силовых качеств школьников нужно постепенно увеличивать вес предметов, используемых при проведении упражнений (мешочки с грузом, набивной мяч и др.); использовать упражнения на поднятие собственной массы (прыжки). Стоит отказаться от упражнений, вызывающих задержку дыхания и большое напряжение организма.

         Для измерения силы школьника используется упражнение «бросок набивного мяча». Ребенок выполняет упражнение не менее 2 раз, делая промежутки для отдыха. Регистрируется лучший результат из двух попыток. Средние показатели броска набивного мяча указаны в таблице 4.

Класс

Мальчики

Девочки

5

4

3

5

4

3

1 класс

295

235

195

245

220

200

2 класс

310

245

215

280

215

175

3 класс

360

270

220

345

265

215

4 класс

380

310

270

350

275

235

Таблица 4. Средние показатели «Метание набивного мяча» см.

         Выносливость — это способность ребенка наиболее длительное время выполнять физические упражнения допустимой сложности. Для развития выносливости необходимо многократное повторение одного и того же упражнения. Дети очень быстро утоляются от однообразных нагрузок, поэтому эффективнее использовать разнообразные физические упражнения, в особенности на свежем воздухе: ходьбу, бег, катание на коньках и санках, на лыжах, велосипеде, плавание и т. д. Для школьников очень полезны и интересны подвижные игры, вызывающие положительные эмоции, тем самым снижая ощущение усталости.

         Выносливость можно определить тестом «Бег 1000 м.» или 6-ти минутный тест Купера. Оценка выносливости по времени указана в таблице 5.

Классы

Дистанция в метрах

Оценка

мальчики

девочки

Отлично — 5 мин 20 с

Хорошо — 6 мин

Удовлетворительно — 6 мин 40 с

1 класс

900

900

2 класс

1100

950

3 класс

1150

1050

4 класс

1200

1050

 Таблица 5. Оценка выносливости по времени «Теста Купера»

         Для физического воспитания школьников нужны глубокие знания и творческий подход. Двигательные навыки и умения у детей формируются достаточно легко, необходимо только правильно организовать процесс обучения. Двигательная деятельность и развитие основных физических качеств детей неразрывно связанны между собой. Поэтому формирование у школьников физических качеств является одной из основных сторон физического воспитания.

         Упражнения, способствующие физическому развитию ребенка, должны включаться в физкультурные занятия, подвижные игры, спортивные упражнения, в определенной дозировке, в строгой последовательности и с постепенным усложнением двигательных задач. Формирование физических качеств школьников, проходящая в единстве с обучением детей двигательным навыкам, приведет к оздоровлению всего организма, повышению эмоционально-положительного состояния психики, ускорению усваивания новых видов движении и проявлению самостоятельности.

Библиографический список:

  1. Ашмарин Б. А. Методика педагогических исследований в физическом воспитании/ Б.А. Ашмарин. — М.: ФиС, 2010.
  2. Васильков А.А. Теория и методика физического воспитания : учебник / А. А. Васильков. — Ростов н/Д : Феникс, 2013.
  3. Кулькова И.В. Физические качества — важная составляющая формирования двигательных умений и навыков / И. В. Кулькова, М. Д. Рипа // Физическая культура в школе. — 2015.
  4. Лях В. И. Тесты о физическом воспитании школьников: Пособие для учителя/ В.И. Лях. — М.: ООО «Фирма издательства АСТ», 2009.