Профессиональная направленность – это один из важнейших факторов профессиональной жизни человека, представляющей, в свою очередь, центральную составляющую жизненного пути личности. Сформированность и стабильность представления о будущей профессии на начальном этапе учебно-профессиональной деятельности определяют особенности движения человека в профессии и возможности его личностной и профессиональной самореализации.
По мнению Е. В. Балакиревой, самоопределение является личностным аспектом формирования специалиста, готового рассматривать себя развивающимся во времени субъектом и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной трудовой деятельности. Это предполагает построение личного профессионального плана, формирование внутренней готовности к осознанному и самостоятельному представлению, корректировке и реализации перспектив своего развития. Сущность самоопределения связана с поиском и нахождением личностного смысла в выбираемой и осваиваемой профессии [1].[1]
Самоопределение становится центральным новообразованием старшего подросткового возраста. Это время активного поиска возможностей удовлетворения своих интересов, пробы своих способностей, реализации социальных прав на свободу выбора трудовой деятельности с учетом реалий рынка труда [2]. [2]
Особо значимыми для подросткового возраста при становлении индивидуальности являются сформированные потребности, установки, ценностные ориентации и временные перспективы.
Учебные и познавательные интересы старшеклассников неустойчивы, поэтому очень важен процесс длительного наблюдения за их развитием, это задача не только переходов, но и всех субъектов образовательного пространства, в том числе и родителей. У школьников происходит переход от этапа первичного выбора к профессиональному самоопределению. Представлен анализ только самых значимых результатов проведенного опроса.
Вопрос «Что влияет на выбор вашей будущей профессии?» Таблица №1.
| Фактор | Юноши | Девушки | 
| Возможность творчества | 30,3 | 43,1 | 
| Нравится само содержание работы | 30,6 | 49,2 | 
| Возможность профессионального продвижения и карьеры | 45,9 | 50,8 | 
| Возможность уехать, жить в другом городе | 37,4 | 40 | 
| Мнение друзей | 1 | 3,1 | 
| Возможность в последующем найти работу | 41,8 | 44,6 | 
| Престиж профессии в обществе | 18,3 | 21,5 | 
| Возможность хорошо зарабатывать | 55,2 | 53,8 | 
| Совет родителей и (или) родственников | 1,3 | 0 | 
| Ваши способности к данному виду деятельности | 36,3 | 34,5 | 
Таким образом, главной ценностью у школьников является материальная обеспеченность. При этом важнейшие социально-значимые сферы, такие как активная деятельность, творчество, интересная работа и познание, саморазвитие, не входят в число ведущих.
Вопрос «Что является определяющим в выборе высшего образования, по мнению школьников?»
Таблица №2.
| Факторы выбора | Юноши | Девушки | 
| Развитие общества ведет к тому, что в перспективе все должны будут иметь высшее образование | 13,7 | 15,4 | 
| Гарантирует материальное благополучие | 32,6 | 33,8 | 
| Высшее образование открывает путь к высокой культуре, реализации способностей человека | 48,3 | 53,8 | 
| Стремление родителей устроить социально и экономически более выгодно своих детей | 10,4 | 13,8 | 
| Желание более активно участвовать в общественной, политической, культурной жизни общества | 44,7 | 41,5 | 
| Востребованность на рынке труда специалистов с высшим образованием | 50,8 | 55,4 | 
| Страх безработицы | 12,1 | 13,8 | 
Заключение
Во избежание перекосов на рынке труда и многих других социальных проблем необходимо развитие и совершенствование на ступени общего образования системы профориентационной работы, закладывающей фундамент профессионального самоопределения учащейся молодежи. Именно целеполагание относительно сферы будущей профессиональной деятельности, сложившееся у юных граждан в средней школе, решающим образом будет определять социально-профессиональную структуру общества. В практической работе профориентации актуальными являются вопросы: как оказать помощь ребятам в профессиональном самоопределение, как диагностировать их склонности и профессиональные предпочтения, с помощью адекватных методов.
Таким образом, осуществление всего комплекса и системы мероприятий помогут старшеклассникам решить проблемы с самоопределением, сделать выбор более осознанным и взвешенным выбором будущей профессии, а также способствуют стабилизации социально- экономической ситуации в стране.
Литература
- Балакирева Э. В. Старшеклассники в поле профессионального выбора: – Спб. 2005.
- Климов Е. А. Как выбирать профессию:- М.: Просвещение, 1384. 160 с
[1] Балакирева Э. В. Старшеклассники в поле профессионального выбора: – Спб. 2005.
[2] Климов Е. А. Как выбирать профессию:- М.: Просвещение, 1384. 160 с.

