ОПЫТ РАЗВИТИЯ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В МОБУ ЯГЛ

7 июля 3:37

В настоящее время перед воспитательной системой общеобразовательных учреждений встал вопрос — своевременно подготовить людей к новым условиям жизни и профессиональной деятельности, обучить самостоятельно, принимать решения, адаптироваться за пределами школы. Особенно актуально стоит проблема социализации учащихся современной школы, воспитания и развития социально значимых качеств, активной гражданской позиции личности. Создание открытой и самоорганизующейся воспитательной системы и целостной системы управления в общеобразовательном учреждении обеспечит условия для формирования социально зрелой личности учащегося. Важнейшим направлением в этой работе является деятельность педагогического коллектива по организации ученического самоуправления как составной части воспитательной и управленческой системы школы.

Развитие ученического самоуправления входит в компетенцию органов образования в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» [ст. 50, п. 4].

Основное предназначение ученического самоуправления — удовлетворять индивидуальные потребности обучающихся, направленные, прежде всего, на защиту их гражданских прав и интересов, участие в решении насущных проблем общеобразовательного учреждения. Участие обучающихся в ученическом самоуправлении способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим; позволяет повысить социальную компетенцию; развивает социальные навыки поведения и установки на самостоятельное принятие решений в социальных проблемных ситуациях. Через ученическое самоуправление реализуется одна из наиболее перспективных задач — социализация ребенка в обществе, а также активизация воспитательной деятельности.

Заглядывая в толковый словарь, можно узнать, что:

САМ – местоимение для придания особой важности личной деятельности человека.

ОРГАНИЗАЦИЯ – от латинского слова «орган» – орудие, снаряд, средство – обозначает устроить, привести в порядок, образовать.

СО – как приставка обозначает совокупность.

УПРАВЛЯТЬ – давать ход, направление, распоряжаться, одолевать трудности, приводить в порядок. В итоге:

САМОУПРАВЛЕНИЕ – управа самим собою, знание и строгое исполнение долга своего.

          При организации самоуправления важны развитие активности всех членов ученического коллектива, возложение полномочий и смена лидеров. В нашем лицее мы попытались создать обстановку, при которой каждый учащийся ощущает сопричастность к решению главных задач или проблем, стоящих перед педагогами и учащимися. Развитие самоуправления помогает им почувствовать всю сложность социальных отношений, сформировать социальную позицию, определить свои возможности в реализации лидерских функций.

          Рассказывая о самоуправлении в лицее, мне хотелось бы рассказать краткую историю создания: в 1993-1994 учебном году заместителем директора по воспитательной работе стала Хаптанова Татьяна Георгиевна. Ее приход совпал с необходимостью перехода на новый стиль работы с учащимися и Татьяна Георгиевна вводит в систему воспитательной работы рейтинговую систему. Для отслеживания эффективности этой системы требовался контролирующий и организующий орган: им стали впоследствии Совет школы и Президент. Так, впервые, в 1993 году прошли выборы Президента. Первым Президентом школы стала Тютрина Наталья, которая будучи на должности начала традицию “Летопись школы”. Был создан Совет школы и разработано Положение о Совете школе.

В 1999 году путем долгих обсуждений была принята Конституция ЯГКШ-Л, огромный и решающий вклад в это начинание внес Белолюбский Иннокентий, разработав текст Конституции. В 2009 году Конституция была пересмотрена новым Президентом Поповым Василием. Именно в этом документе, в разделе «Самоуправление» подробно описывается школьное самоуправление, как неотъемлемая часть школьной жизни, дает четкие представления о полномочиях, функциях и обязанностях Президента и Министерств школы, подробно освещает структуру и функции Старостата.

С 2015-2016 учебного года в лицее начинается внедрение Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, который направлен на обеспечение духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и сохранения их здоровья, создания условий социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Цель воспитательной работы школы – создание условий для формирования у обучающихся духовно-нравственных ценностей, способности к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной траектории, способности к успешной социализации в обществе.

Приоритетными направлениями воспитательной работы с внедрением ФГОС ООО становятся:

— воспитание гражданственности, патриотизма;

— воспитание нравственных чувств, убеждений, этических норм;

— воспитание социальной ответственности, компетентности;

— воспитание ценностного отношения к прекрасному, развитие основ

эстетической культуры;

— воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к

образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии;

— воспитание экологической культуры;

— воспитание культуры здорового образа жизни.

Конечно же, самоуправление — это больше игра, но именно в игре ребенок познает мир, получает навыки гибкого поведенческого реагирования, конструктивного общения. В игре “самоуправление” он учится делать правильный выбор, правильные решения. При этом он реализует свои возможности, раскрывает творческий потенциал, постигает азбуку лидерства, обретает уверенность. На данный момент Совет лицея работает 26-ой учебный год и руководит ученическим самоуправлением 26-ой по счёту Президент — Василий Давыдов, ученик 10 “а”.

Таким образом, в заключении, школьное ученическое самоуправление делает процесс воспитания интереснее и результативнее. Дети становятся увереннее в себе. Раскрытие их творческого потенциала, организаторских способностей, развитие их ощущения самостоятельности, проявления интереса к жизни, развитие познавательной активности — это и есть главный успех воспитания.

Литература

  • ЗАКОН РФ “ОБ ОБРАЗОВАНИИ” http://www.ozpp.ru/zknd/obra/obra_3739.html
  • НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА КИБЕРЛЕНИНКА https://cyberleninka.ru/
  • ПРИКАЗ от 17 декабря 2010 г. № 1897 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • СОЗИДАНИЕ ЛИЧНОСТИ: ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И КОМПЕТЕНТНОСТЬ (К 15-ЛЕТИЮ ШКОЛЫ) Сборник материалов по воспитательной работе Якутск, 2006