УДК 37.013
«В каждом человеке солнце, только дай ему светить».
Сократ
Ребенок уже с рождения – исследователь его детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать.
Знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее тех, что получены репродуктивным путем.
Дети дошкольного возраста активно стремятся узнать об окружающем мире как можно больше. Способность мыслить, творить – величайший из полученных человеком природных даров. Некоторые дети обладают большим творческим потенциалом, некоторые меньшим, но даром этим отмечен каждый ребенок. Ясно, что творческий потенциал каждого ребенка нуждается в специальном развитии. Наиболее важным возрастным этапом с точки зрения формирования интеллектуально – творческих способностей является старший дошкольный возраст. Именно этот возраст имеет богатейшие возможности для развития способностей, ведь дошкольники чрезвычайно любознательны и имеют огромное желание познавать окружающий мир. Наша задача, чтобы каждый из наших воспитанников вырос не только сознательным и здоровым членом общества, но и инициативным, думающим, способным творчески мыслить.
От интеллектуального и творческого потенциала наших детей зависит будущее нашей страны, республики. Наш детский сад» Одуванчик» села Троицк Олекминского района, Республики Саха(Якутия), в котором я работаю воспитателем, огромное внимание уделяет разработке и реализации проектов.
Метод проекта наиболее приемлем в системе руководства патриотическим воспитанием, так как позволяет сочетать интересы всех участников проекта: педагогов, родителей, детей.
Одной из основных задач нашего учреждения является патриотическое воспитание. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Поэтому нашей задачей, как педагогов является: Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к национальным традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о республике (смотря, где живет ребенок); знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту.
В нашем детском саду мы создали Детско-родительский образовательный проект «Якутия – мой край родной», где даем возможность активизировать самостоятельную и познавательную деятельность детей. Исследовательский проект — способствует развитию творческих способностей, умению наблюдать, слушать, развитию навыков обобщать и анализировать, развитию мышления, внимания, воображения. Помогает увидеть проблему комплексно с разных сторон. Развивает, память, речь дошкольников.
Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Поэтому, начиная работу по патриотическому воспитанию, необходимо прежде всего изучить культурные, социальные и экономические особенности родного края, потому что нужно точно и доступно показать связь нашей малой Родины со всей страной.
Любой край, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Надо показать ребенку, что родной край славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Воспитатель выступает в роли организатора детской продуктивной деятельности, источником информации, консультантом, экспертом. Воспитатель является основным руководителем проекта, при этом – партнером и помощником ребенка в его саморазвитии.
Мотивация усиливается благодаря творческому характеру детской деятельности, ребенок знакомится с различными точками зрения, имеет возможность высказать и обосновать свое мнение.
Технологии проектирования необходима соответствующая организация предметно-развивающего пространства группы. В группе размещены документы, книги, различные предметы, фотографии, энциклопедии, доступные для их понимания. Для реализации проекта организован выход детей в сельскую библиотеку, музей района, в учреждении имеется выход в сеть Интернет.
Проект направлен на привлечение дошкольников и родителей к изучению родного края.
Цель: воспитание у детей старшего дошкольного возраста начал патриотизма и гражданственности совместно с семьей.
Задачи проекта:
- Дать знания детям о родном крае: история, символика, достопримечательности, объекты.
- Познакомить с именами тех, кто основал и прославил родной край.
- Познакомить детей с рекой Леной и ее притоками.
- Воспитывать любовь к родному краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
- Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы.
Ресурсное обеспечение: книги, журналы, открытки, художественные произведения, музыкальные произведения и материалы.
Участники проекта: воспитателя, музыкальный руководитель, библиотекарь, дети старшей и подготовительной к школе группы, родители воспитанников.
В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.
Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей – она становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу.
Нельзя не сказать о влиянии проектной деятельности на воспитателя. Проектирование заставляет педагога постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменяет его мировоззрение и не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует ежедневного творческого, личностного роста.
В ходе проектной деятельности развиваются и детско-родительские отношения. Ребенок оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь ребенка и родителей наполняется богатым содержанием.
В заключение отметим, что данная образовательная технология уже более 10 лет применяется в практике дошкольных образовательных учреждений. Детские сады, которые начинают активно ее использовать, всякий раз убеждаются в ее эффективности для развития детей, педагогов и родителей.
Литература
- Веракса Н.Е, Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика – Синтез, 2010.
- Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса (методические рекомендации). — Оренбург: Оренбургский ИПК, 2003.
- Технология проектирования в ДОУ / Е.С. Евдокимова — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 64 с
References
1. Veraksa N. E, Veraksa A. N. Design activity of preschool children. A Handbook for teachers of preschool institutions. M: Mosaic – Synthesis, 2010.
2. Interaction of the educational institution with the family as the main partner in the organization of the educational process (guidelines). — Orenburg: Orenburg, IPK, 2003.
3. Design technology in DOE / Evdokimova E. S. — M.: shopping center Sfera, 2006. — 64 sec