Проектная деятельность как форма работы с одаренными детьми

9 января 1:57

УДК 37.013

«Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе».

А. Н. Колмогоров

«Одаренные дети»— это особые дети, недаром ещё  Сергей Есенин писал: «Не каждый умеет петь, не каждому дано яблоком падать к чужим ногам…».

Актуальность: Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.Наибольший успех в обучении и развитии любого ребенка может быть достигнут тогда, когда учебная программа соответствует его потребностям и возможностям. В связи с тем, что потребности и возможности одаренных детей весьма отличаются от таковых у их сверстников, возникает необходимость дифференцированного  подхода  и обучения  одаренных  детей  по  специально  разработанным  программам. Одним из них являетсяпроектная работа.

Проблема: сегодня проблема обучения таких детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира. Некоторые одаренные дети наряду с малолетними  правонарушителями  входят в «группу риска», также являются детьми  пьющих родителей, многодетных малоимущих семей и т.п. И они могут сбиться с правильного жизненного пути.

Задача педагогов — понять таких детей, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Чтобы работать с одаренными детьми, нужна большая психологическая подготовка. Педагог должен понимать, что эти дети нуждаются в поддержке со стороны взрослых, которые призваны научить их справляться с непомерно завышенными ожиданиями в отношении своих способностей.

Цель моей работы:обеспечение условий для раскрытия и развития у детей всех способностей и дарований, чтобы в дальнейшем они могли реализовать себя в профессиональной деятельности.

Задача:поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей.

Гипотеза: за 30-летний стаж своей педагогической деятельности в школе я пришла к мысли о том, что главное в работе с творчески одаренными учениками – не только разнообразие методик, не только инновационные проекты, а, в первую очередь, умение разглядеть талант ребенка, поверить в него и научить им пользоваться.

Очень важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни.

Именно поэтому  я начала с 2010 года заниматься с детьми проектной деятельностью. И с первого же года наша работа приносит свои плоды. Дети мои с 1-х годов нашей совместной работы занимали и занимают призовые места. В течение этих лет дети выступили с 25 проектами на районных и республиканских уровнях, из них 22 выступления занимали призовые места.

Достижения моих учеников:

Куприянова Алена (7 кл.)— районные Корниловские  чтения— 3 место.   Ноябрь 2010 года

Куприянова  Алена (8 кл)—районные чтения, посв.ко Дню Олонхо в  АСОШ— 2 место.    Ноябрь  2011 г.

Куприянов  Дьулус (7  кл)—районные Корниловские  чтения— 3  место-ноябрь 2012г.

Сокорутова  Аида, Феоктистова Алена (7  кл.)—районные Корниловские чтения— 1место– ноябрь 2012 г.

Куприянов  Дьулус (7 кл)—районная НПК«Шаг в будущее»— 3  место-декабрь 2012г.

Куприянов Дьулус (7 кл.)—республиканская НПК «Шаг в будущее» — финалист- январь 2013г

Сокорутова  Аида (8 кл.)—районные Корниловские чтения— 1 место-ноябрь 2013 г

Куприянов  Дьулус (8 кл.)—районные Корниловские чтения— 3 место-ноябрь 2013г.

Куприянов  Дьулус (8  кл)—районная НПК«Шаг в будущее»— 3  место-декабрь 2013г.

Сокорутова Аида (8 кл)—районные Абагинские чтения— 2  место-2014г.

Сокорутова Аида (9 кл.)—районные Корниловские чтения— 2 место -ноябрь 2014г.

Куприянова Алена(11 кл.) – районная НПК «Связь Олонхо с другими культурами» — 1 место – ноябрь 2014 г.

Сокорутова Аида (9 кл.)—районная НПК «Шаг в будущее»- 3 место -декабрь 2014г.

Сокорутова  Аида (9 кл.)—республиканская НПК «Шаг в будущее» — 3  место –январь 2015г.

Сокорутова Аида( 9 кл) – районные Габышевские чтения– 2 место –апрель 2015 г

Команда учащихся «2-НСОШ» – районный кейс-турнир – 1 место – апрель 2015г

Феоктистова Алена (10 кл) – районнныеКорниловскиечтения – 1 место – ноябрь 2015г

Феоктистова Алена (10 кл) – районная НПК «Шаг в будущее» – 3 место –декабрь 2015

Феоктистова Алена (11 кл) – районные Корниловскиечтения – 2 место – ноябрь 2016г

Феоктистова Алена (11 кл) – районная НПК «Шаг в будущее» – 3 место –декабрь 2016

Винокуров Захар (7 кл) – районные Корниловскиечтения — 3 место – ноябрь 2017

Моякунова Рита (7 кл) – районная НПК «Шаг в будущее» – 3 место – декабрь 2017

Как я достигаю таких результатов?

Система моей работы с детьми в научно-практической работе включает в себе следующие компоненты:

  — выявление одаренных детей ( обращаю свое внимание на любознательность, настойчивость в поиске ответов, склонность к размышлениям; одаренный ребенок часто задает глубокие вопросы, отличается  хорошей  памятью и т.п.);

— развитие творческих способностей на уроках;

— развитие способностей во внеурочной деятельности ( олимпиады,  конкурсы);

— создание условий.

 Главное, у учащегося  должен быть интерес к теме, предмету, которого он выбирает в процессе работы. В Основном, мы выбираем темы по краеведению и якутской филологии.

Этапы проектной работы:


  1. Организационный:выбор темы (с помощью учителя ученик ставит цель – чего он должен добиться в процессе своей проектно-исследовательской деятельности);подбор материала,использование источника;поиск более подходящей информации; составление плана.

(на  данном  этапе педагог  помогает выбрать тему по его способностям)


  1. Создание проекта.
  • собрание информации ;
  • изучение собранного материала;
  • анализ своего отношения и точки зрения к данному проекту

(дать совет: именно к чему ученик должен сосредоточить свое внимание).

3.Презентация:техническое создание проекта;подбор текста  из  собранного  материала, также выбор графики.


  1. Заключительный:анализ;синтез;вывод.

В процессе проектно – исследовательской деятельности учащиеся используют следующие методы и приемы работы:изучение теоретических источников;наблюдение;поисковый эксперимент;описательный;анкетирование;интервьюирование.

Какие же учебные действия формируются у учащихся в процессе работы над проектом:

аналитические: выдвижение идеи, формулирование задачи, выдвижение гипотезы, обоснованный выбор способа, планирование своей деятельности, самоанализ;

презентационные: построение  устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчета о проделанной работе.

коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы;

поисковые: находить информацию по каталогам, энциклопедиях, в Интернете, формулирование ключевых слов;

информационные: структурирование информации, выделение главного, прием и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;

проведение эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, материалов, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.

 В ходе проектной деятельности я иногда предлагаю детям в качестве разминки минуту для решения ситуационных вопросов. Это развивает  логическое мышление учащегося, а оно необходимо для нашей работы. Добиваюсь того, чтобы ученик самостоятельно решал проблему.

Вывод:  работая по данной теме, пришла к выводу, что введение проектно – исследовательской деятельности важно и необходимо, поскольку такая деятельность захватывает целостную личность ученика, вызывает к жизни не только умственные и практические умения, но и культурные, духовные способности развивающегося человека. В проектно – исследовательской деятельности у детей развиваются, на мой взгляд, важнейшие общеучебные умения, а именно: сравнение, анализ, систематизация,  обобщение, моделирование, классификация, причинно-следственные связи, мысленный эксперимент.

Литература


  1. Теплов Б.М. Способности и одаренность//Психология индивидуальных различий. Тексты – М.: Изд-во Московского университета, 1982 – 136 с.;
  2. Ахметзянов З.З. Работа с одаренными детьми Slk.pes@edu.tatar.ru.

References

  1. Teplov BM Abilities and talent//Psychology of individual differences. Lyrics – M.: Publishing house of Moscow University, 1982 – 136 p.
  2. Akhmetzyanov Z. Z. Work with gifted children Slk.pes@edu.tatar.ru