УДК 37.013
«Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе».
А. Н. Колмогоров
«Одаренные дети»— это особые дети, недаром ещё Сергей Есенин писал: «Не каждый умеет петь, не каждому дано яблоком падать к чужим ногам…».
Актуальность: Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.Наибольший успех в обучении и развитии любого ребенка может быть достигнут тогда, когда учебная программа соответствует его потребностям и возможностям. В связи с тем, что потребности и возможности одаренных детей весьма отличаются от таковых у их сверстников, возникает необходимость дифференцированного подхода и обучения одаренных детей по специально разработанным программам. Одним из них являетсяпроектная работа.
Проблема: сегодня проблема обучения таких детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира. Некоторые одаренные дети наряду с малолетними правонарушителями входят в «группу риска», также являются детьми пьющих родителей, многодетных малоимущих семей и т.п. И они могут сбиться с правильного жизненного пути.
Задача педагогов — понять таких детей, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Чтобы работать с одаренными детьми, нужна большая психологическая подготовка. Педагог должен понимать, что эти дети нуждаются в поддержке со стороны взрослых, которые призваны научить их справляться с непомерно завышенными ожиданиями в отношении своих способностей.
Цель моей работы:обеспечение условий для раскрытия и развития у детей всех способностей и дарований, чтобы в дальнейшем они могли реализовать себя в профессиональной деятельности.
Задача:поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей.
Гипотеза: за 30-летний стаж своей педагогической деятельности в школе я пришла к мысли о том, что главное в работе с творчески одаренными учениками – не только разнообразие методик, не только инновационные проекты, а, в первую очередь, умение разглядеть талант ребенка, поверить в него и научить им пользоваться.
Очень важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни.
Именно поэтому я начала с 2010 года заниматься с детьми проектной деятельностью. И с первого же года наша работа приносит свои плоды. Дети мои с 1-х годов нашей совместной работы занимали и занимают призовые места. В течение этих лет дети выступили с 25 проектами на районных и республиканских уровнях, из них 22 выступления занимали призовые места.
Достижения моих учеников:
Куприянова Алена (7 кл.)— районные Корниловские чтения— 3 место. Ноябрь 2010 года
Куприянова Алена (8 кл)—районные чтения, посв.ко Дню Олонхо в АСОШ— 2 место. Ноябрь 2011 г.
Куприянов Дьулус (7 кл)—районные Корниловские чтения— 3 место-ноябрь 2012г.
Сокорутова Аида, Феоктистова Алена (7 кл.)—районные Корниловские чтения— 1место– ноябрь 2012 г.
Куприянов Дьулус (7 кл)—районная НПК«Шаг в будущее»— 3 место-декабрь 2012г.
Куприянов Дьулус (7 кл.)—республиканская НПК «Шаг в будущее» — финалист- январь 2013г
Сокорутова Аида (8 кл.)—районные Корниловские чтения— 1 место-ноябрь 2013 г
Куприянов Дьулус (8 кл.)—районные Корниловские чтения— 3 место-ноябрь 2013г.
Куприянов Дьулус (8 кл)—районная НПК«Шаг в будущее»— 3 место-декабрь 2013г.
Сокорутова Аида (8 кл)—районные Абагинские чтения— 2 место-2014г.
Сокорутова Аида (9 кл.)—районные Корниловские чтения— 2 место -ноябрь 2014г.
Куприянова Алена(11 кл.) – районная НПК «Связь Олонхо с другими культурами» — 1 место – ноябрь 2014 г.
Сокорутова Аида (9 кл.)—районная НПК «Шаг в будущее»- 3 место -декабрь 2014г.
Сокорутова Аида (9 кл.)—республиканская НПК «Шаг в будущее» — 3 место –январь 2015г.
Сокорутова Аида( 9 кл) – районные Габышевские чтения– 2 место –апрель 2015 г
Команда учащихся «2-НСОШ» – районный кейс-турнир – 1 место – апрель 2015г
Феоктистова Алена (10 кл) – районнныеКорниловскиечтения – 1 место – ноябрь 2015г
Феоктистова Алена (10 кл) – районная НПК «Шаг в будущее» – 3 место –декабрь 2015
Феоктистова Алена (11 кл) – районные Корниловскиечтения – 2 место – ноябрь 2016г
Феоктистова Алена (11 кл) – районная НПК «Шаг в будущее» – 3 место –декабрь 2016
Винокуров Захар (7 кл) – районные Корниловскиечтения — 3 место – ноябрь 2017
Моякунова Рита (7 кл) – районная НПК «Шаг в будущее» – 3 место – декабрь 2017
Как я достигаю таких результатов?
Система моей работы с детьми в научно-практической работе включает в себе следующие компоненты:
— выявление одаренных детей ( обращаю свое внимание на любознательность, настойчивость в поиске ответов, склонность к размышлениям; одаренный ребенок часто задает глубокие вопросы, отличается хорошей памятью и т.п.);
— развитие творческих способностей на уроках;
— развитие способностей во внеурочной деятельности ( олимпиады, конкурсы);
— создание условий.
Главное, у учащегося должен быть интерес к теме, предмету, которого он выбирает в процессе работы. В Основном, мы выбираем темы по краеведению и якутской филологии.
Этапы проектной работы:
- Организационный:выбор темы (с помощью учителя ученик ставит цель – чего он должен добиться в процессе своей проектно-исследовательской деятельности);подбор материала,использование источника;поиск более подходящей информации; составление плана.
(на данном этапе педагог помогает выбрать тему по его способностям)
- Создание проекта.
- собрание информации ;
- изучение собранного материала;
- анализ своего отношения и точки зрения к данному проекту
(дать совет: именно к чему ученик должен сосредоточить свое внимание).
3.Презентация:техническое создание проекта;подбор текста из собранного материала, также выбор графики.
- Заключительный:анализ;синтез;вывод.
В процессе проектно – исследовательской деятельности учащиеся используют следующие методы и приемы работы:изучение теоретических источников;наблюдение;поисковый эксперимент;описательный;анкетирование;интервьюирование.
Какие же учебные действия формируются у учащихся в процессе работы над проектом:
аналитические: выдвижение идеи, формулирование задачи, выдвижение гипотезы, обоснованный выбор способа, планирование своей деятельности, самоанализ;
презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчета о проделанной работе.
коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы;
поисковые: находить информацию по каталогам, энциклопедиях, в Интернете, формулирование ключевых слов;
информационные: структурирование информации, выделение главного, прием и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;
проведение эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, материалов, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.
В ходе проектной деятельности я иногда предлагаю детям в качестве разминки минуту для решения ситуационных вопросов. Это развивает логическое мышление учащегося, а оно необходимо для нашей работы. Добиваюсь того, чтобы ученик самостоятельно решал проблему.
Вывод: работая по данной теме, пришла к выводу, что введение проектно – исследовательской деятельности важно и необходимо, поскольку такая деятельность захватывает целостную личность ученика, вызывает к жизни не только умственные и практические умения, но и культурные, духовные способности развивающегося человека. В проектно – исследовательской деятельности у детей развиваются, на мой взгляд, важнейшие общеучебные умения, а именно: сравнение, анализ, систематизация, обобщение, моделирование, классификация, причинно-следственные связи, мысленный эксперимент.
Литература
- Теплов Б.М. Способности и одаренность//Психология индивидуальных различий. Тексты – М.: Изд-во Московского университета, 1982 – 136 с.;
- Ахметзянов З.З. Работа с одаренными детьми Slk.pes@edu.tatar.ru.
References
- Teplov BM Abilities and talent//Psychology of individual differences. Lyrics – M.: Publishing house of Moscow University, 1982 – 136 p.
- Akhmetzyanov Z. Z. Work with gifted children Slk.pes@edu.tatar.ru