Организация школьного научного общества как форма работы с одаренными детьми в сельской школе

11 апреля 12:35

УДК 37.013

В МБОУ «Абагинская СОШ имени А.Г.Кудрина-Абагинского» Олекминского района Республики Саха (Якутия) работа по развитию способностей посредством научно-исследовательской деятельности ведется планомерно и поэтапно.

В нашей школе исследовательской деятельностью с учащимися стали заниматься с середины 1990-х годов. Тогда еще в районе не проводились научные конференции, не было не то что интернета, но даже компьютеры были только-только освоены. Исследователям приходилось засиживаться в школе допоздна, поскольку дома мало у кого были компьютеры. Тем не менее,  как-то отправляли работы учащихся для участия в различные заочные конференции. Больших успехов не достигали, но, как говорится, был важен сам процесс. Первыми руководителями исследовательских работ учащихся стали Е. Г.  Молокотина, Р. И. Уйгурова, А. Н. Анисимова. Постепенно расширялся круг и учащихся и учителей, увлеченных исследованиями. Учитель начальных классов Петрова У. Р.  прививала интерес к исследованиям уже в младших классах. В годы работы в школе много внимания  развитию познавательного интереса детей уделяли учитель технологии Николаева И. Р., учитель начальных классов Николаева С. П.. «Ребята учатся работать с источниками, литературой, с архивными материалами. Учатся общаться со своими сверстниками, с экспертами, с руководителем. Учатся самостоятельности, ответственности»,- считает учитель русского языка и литературы,  руководитель  музея  А.Г.Кудрина  — Абагинского

Е.Г. Молокотина. Ее воспитанники постоянно принимают участие в районных и республиканских научно-исследовательских конференциях.

Большую помощь и поддержку в организации исследовательской работы с учащимися оказывает Центр творческого развития и гуманитарного образования школьников под руководством  О.Ю.Рожковой, чьими стараниями в нашем районе успешно работает программа «Шаг в будущее». «Шаг в будущее» —  это шаг в мир науки, это радость познания нового, неизведанного. Сколько же было радости, когда в 2011 году команда нашей школы завоевала Кубок, заняв первое место по количеству призовых мест среди сельских школ! Это признание и высокая оценка труда наших юных исследователей и их руководителей. И впервые за все годы в г. Якутск для участия в ХVI Республиканской научной конференции молодых исследователей «Шаг в будущее» — «Инникигэ хардыы» имени академика В.П.Ларионова выехала делегация Абагинской средней школы в составе 10 учащихся-исследователей. Целую неделю учащиеся обучались в «Зимней школе юных исследователей» организованной  Фондом «Баргарыы» («Возрождение»), слушали лекции именитых ученых, консультировались с ними по исследуемым темам.

Впоследствии  неоднократно успешно выступали на республиканской конференции «Шаг в будущее» учащиеся нашей школы — воспитанники Максимова Д.В.  Бельчусов Юра, Кузьмин Денис, Максимов Саша, Кутугутова К.Н. — Кузьмин Айтал,   Николаевой И.Р. — Кудринова Карина, Анисимовой А.Н. — Анисимова Дарина, Ивановой О.П. — Максимова Ира,  Молокотиной Е.Г. –Попова Света, Меликова Ася, Кутугутова Алена, Кондакова Марина, Сокорутова Кристина,  Николаевой С.П. — Егорова Дарина, Егорова Чарина, Уйгуровой Р.И. — Янков Игорь, Меликов Тимофей, Уйгурова Сайаана, Винокуровой А.П. — Куличкина Алена. На всероссийских конференциях занимали призовые места Меликова Ася, Боянова Диана под руководством Молокотиной Е.Г., Кондакова Лена под руководством Федуловой Т.В., Петров Айсен, Янков Игорь, Егоров Мичил (рук. Уйгурова Р.И.).

В наши дни расширились возможности для поиска и сбора материала исследований, и даже появилась возможность принимать участие в различных конференциях, не выходя  из школы. Так, учащиеся нашей школы принимали участие в Республиканской научно-практической конференции школьников «II Николаевские чтения — I Президента РС(Я)» проведенной в г.Покровске Хангаласского улуса, который находится в 400 км. от нашего села. Участие в конференции обеспечил учитель информатики А.А. Егоров, подключившись к интернету при помощи программы «скайп». Расширилась и география очного участия наших исследователей в конференциях различного уровня: Якутск, Москва, Санкт-Петербург, Республика Казахстан.  Появилась возможность публикаций работ в престижных журналах. Так,  работы учащихся публикуются  в журнале «Юный ученый», в сборниках конференций республиканского, российского и международного уровней.

С целью координации усилий педагогов, воспитания и развития одаренных учащихся, создания условий для их самоопределения, самореализации в школе создано научное общество учащихся. НОУ школы многопрофильное, состоящее из секций во главе с руководителями, утверждаемыми методическим советом образовательного учреждения. Тематика научно-исследовательской деятельности учащихся определяется совместно с научным руководителем по согласованию с МО учителей данного направления. Тема исследовательских работ учащихся нашей школы довольно разнообразна, поскольку охватывает разные области: краеведение, технология, литературоведение, культурология, физика, информатика, психология, биология, сельское хозяйство, физическая культура. Задачами общества являются формирование научных взглядов учащихся, развитие интересов к исследованию окружающей естественной и социальной среды, создание условий, способствующих повышению уровня образованности учащихся. Направления деятельности научного общества: организация исследовательской деятельности учащихся, организация олимпиад, конкурсов, семинаров, конференций в рамках деятельности школы, осуществление контактов с представителями академической науки, высших учебных заведений республики.

Формы организации исследовательской деятельности учащихся в школе разнообразны. Это и элективные курсы «Введение в научно-исследовательскую работу» (Уйгурова Р.И.), «Краеведение», «Топонимика» (Молокотина Е.Г.), относящиеся к школьному компоненту, экскурсии, и реализация общешкольного проекта эколого-этнографической направленности «Хатыҥчааным барахсан»  («Березонька моя»). Еще в 1997 году в честь 90-летия нашего именитого земляка – поэта А.Г.Кудрина — Абагинского, чье имя было присвоено школе, впервые были проведены  Абагинские чтения. С тех пор ежегодно на чтения съезжаются учителя и учащиеся со всего района. Формат чтений позволяет работать нескольким секциям одновременно: гуманитарные исследования, исследования в области естествознания, краеведения, технологии, моды и дизайна.

В этом учебном году члены школьного научного общества с энтузиазмом приняли участие во Всероссийской неделе науки. Их усилиями в школе проведена Неделя Науки, в рамках которой учащиеся провели викторину, организовали в школе демонстрацию познавательных опытов  и просмотр телепередач о науке «Наука — это интересно!», выставку исследовательских работ «Науку – в жизнь!». Итогом недели стала увлекательная игра по станциям «Наука-это здорово!», разработанная самими учащимися.

Продумана система поощрения юных исследователей. В школе оформлен большой стенд «Научно-исследовательская деятельность учащихся», на котором размещена своеобразная «Доска почета» с фотографиями учащихся и указанием достижений в научно-исследовательской деятельности, фотогалерея об участии в конференциях районного, республиканского уровней. Учащиеся, добившиеся лучших результатов в данной деятельности, награждаются путевками в международные и всероссийские детские лагеря. Так, в прошлом учебном году учащаяся 8 класса Александра Федулова была награждена путевкой в МДЦ «Артек». Летом этого года ученик 7 класса Мичил Егоров как победитель российского конкурса Русского Географического Общества получил путевку в ВДЦ «Океан». В этом учебном году путевкой в МДЦ «Артек» награждена учащаяся 11 класса Сайаана Уйгурова – действительный член Малой Академии Наук Республики Саха (Якутия), обладатель Гранта МАН РС(Я).

Учителя школы, занимающиеся исследовательской деятельностью, убеждены в том, что занятия исследовательской  деятельностью способствуют формированию критического и творческого мышления учащихся, умению работать с информацией, что в полной мере отвечает задаче современной школы – воспитанию одаренного ученика, социально активной личности, способной к самоактуализации в постоянно изменяющихся социокультурных условиях.

Литература


  1. Педагогика: Большая современная энциклопедия/Сост. Е.С. Рапацевич — Мн.: «Соврем. слово», 2005 -720 с.
  2. Газман О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы.// Новые ценности образования. №2. — М., 1995.С. 16-45.
  3. Грабовский А.И. «К вопросу о классификации видов детской одаренности».// Педагогика №8, 2003. с 13 – 18
  4. А. В. Кулемзина. «Принципы педагогической поддержки одаренных детей»// Педагогика № 6 2003 год.
  5. Леонтович, А.В. Исследовательская и проектная работа школьников. 5-11 классы / А.В. Леонтович, А.С. Савичев. – Москва: ВАКО, 2014. – 160 с.
  6. «Психология одаренности детей и подростков» /под ред. Н.С. Лейтеса – М; 2000 г.
  7. «Психология одаренности: от теории к практике»/под ред. Д.В. Ушакова – М; 2000 г.
  8. Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся.-М: Национальный книжный центр,2015-288 с.
  9. Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми/авт.-сост. Н.И.Панютина и др.-Волгоград: Учитель,2008.-204 с.

References

  1. Pedagogy: Large modern encyclopedia/Sost. E. S. Rapatsevich-Mn.: «Tell lies. the word,» 2005 -720 S.
  2. Gazman O. S. from authoritarian education to pedagogy of freedom.// New values of education. No. 2. — M., 1995.C. 16-45.
  3. Grabovsky AI»on the classification of types of children’s talent.»// Pedagogy No. 8, 2003. from 13 – 18
  4. A. V. Kulemzina. «Principles of pedagogical support of gifted children» / / Pedagogics № 6 2003.
  5. Leontovich, A. V. Research and project work of students. 5-11 classes / A.V. Leontovich, A. S. Savichev. – Moskva: VAKO, 2014. — 160 p.
  6. «The psychology of gifted children and adolescents» /ed.With. The Leites – M; 2000
  7. «The psychology of giftedness: from theory to practice», ed. by D. V. Ushakov – M; 2000
  8. Obukhov A. S. development of research activities of students.- M: national book centre, 2015-288 p.
  9. The system of the educational institution with gifted children / a bus.-comp. H. And.Panyutina et al. — Volgograd: Teacher, 2008.-204 C.