Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

28 февраля 3:11

УДК 37.013

Общая тенденция современного общества такова, что творческий исследовательский поиск становиться неотъемлемой частью моей профессии.

Формирование творческой одаренной личности одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Одаренность рассматривается как системное развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности.

Определяющим моментом деятельности ДОО по поддержке одаренных детей является создание условий для развития их одаренности.

Известно, что каждый ребенок  талантлив. Но возникает вопрос: в чем? Как выявить его личную одаренность? В какой области наши дети чувствуют себя наиболее комфортно?

         Существует множество видов и форм одарённости, поскольку психические возможности ребёнка чрезвычайно пластичны на разных этапах его возрастного развития.

Есть разная одаренность: интеллектуальная, психомоторная, творческая и др.

Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка. Способности вырастают, развиваются из задатков при одном обязательном условии – деятельность, которой занимается ребёнок, должна быть связана с положительными эмоциями, иначе говоря, приносить радость, удовлетворение.

Выявление одаренных детей — задача достаточно трудная, решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для этого изобразительная деятельность детей в детском саду.

В своей  работе я хочу поделиться  некоторыми подходами в развитии творческих способностей дошкольников посредством занятий художественно-изобразительной деятельностью.

Художественная одаренность предполагает два обязательных этапа.

Ребенок овладевает спецификой содержания и формой художественной деятельности через приобщение к мировой и отечественной культуре прошлого и настоящего.

Опыт художественной деятельности, понимание, восприятие и оценка произведений искусства вводит ребенка в мир общечеловеческих ценностей.

Помочь ребенку успешно преодолеть оба этапа можно лишь:


  • приобщая детей к искусству мастеров;
  • организуя творческую (авторскую) деятельность детей.

В процессе рисования ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, созданному им, огорчается если что — то не получается. В работе над изображением ребенок приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представление об окружающем мире.

Что же представляет собой изобразительное творчество ребенка дошкольного возраста?

Детское изобразительное творчество — это отражение ребенком отражающей действительности в рисунке, отображение которое построено на работе воображения на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слова, картинку и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом, отношением к изображаемому.

В своей работе начинаю развивать творчество у детей трехлетнего возраста, когда происходит закрепление естественного, природного, врожденного. 3 – 4-летний ребенок тонко, чутко воспринимает цвет, цветовые отношения и их воздействие на настроение. Важно не упустить эту возрастную особенность и не загубить в ребенке способность к цветовому восприятию.

В 4-5 лет у ребенка появляется интерес к линии, ее пластичности и выразительности. Передо мной стоит задача развить этот интерес, чтобы расширить арсенал выразительных средств юного художника.

В 5-6 лет возникает тяга к предметному рисованию. Перед тем, как начать рисовать, например, крокодила, я с детьми играю в то, что будет изображено, дети представляют себе характер персонажа, его повадки, образ жизни, но не показываю, как его рисовать. В этом возрасте уже достаточно умений, чтобы создать такой выразительный образ, о котором юные взрослые художники могут только мечтать.

В 7-8 лет у детей наблюдается стремление к детализации в рисунке, а также появляется чувство самокритики. Если не закрепить в их сознании уверенности в том, что они сумеют нарисовать все, что угодно, то интерес к рисованию может пойти на спад.

Наблюдая за работой детей я пришла к выводу, что если не спешить с показом способов рисования предметов той или иной формы в начальный период овладения ребенком (до 3-4 лет), но при этом заботиться о накоплении ребенком сенсорного опыта, развитие его восприятия и сенсорной культуры, дети значительно раньше начинают самостоятельно создавать изображения довольно сложных предметов. Именно накапливающийся сенсорный опыт способствует развитию воображения.

Накоплению представлений и развитию воображения способствует вся воспитательно — образовательная работа с детьми, весь их жизненный опыт.

Для развития воображения у детей, использую разные средства: в процессе игровой деятельности  и игровых упражнений; средства устного народного творчества: потешек, загадок, пословиц и поговорок, сказок и средства художественно — творческих деятельностей. На занятиях предлагаю нарисовать картинку по произведениям фольклора.

Предлагаю такое содержание рисунка, которое вызывает необходимость вспоминать, придумывать, воображать. Очень важно, чтобы, оно было интересно для ребенка, волновало его, чтобы ему хотелось выразить это содержание как можно лучше. Например, использую игры: «Расколдуй картинку», «Сказочное дерево», «Волшебный лес», «Дом для Деда Мороза», «Сказочные человечки» и др.

Для эстетического воспитания детей и для развития их изобразительных способностей знакомлю детей с произведениями изобразительного искусства. Яркость, изобразительность образов в картинах, скульптуре, архитектуре и произведениях декоративно — прикладного искусства вызывает эстетическое переживание, помогает детям глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в рисунках. При ознакомлении детей с искусством использую такие формы, методы и приемы, как рассматривание отдельных произведений или специально подобранных серий картин, скульптур, иллюстраций, произведений декоративно — прикладного искусства.

При рассматривании произведений искусства, задаю вопросы детям, провожу беседы, выслушиваю самостоятельные высказывания. Рассказываю, читаю стихи и отрывки из прозаических произведений.

Таким образом, вводить детей в “большое искусство” следует как можно раньше, создавая предпосылку для “самостоятельного вхождения” и определяя фазы этого пути: от простого к сложному, от конкретного к общему. Пройдет немного времени, и каждый ребенок, овладев техникой изображения, разнообразными графическими средствами и нетрадиционными способами рисования, будет свободно и творчески создавать изображения любых заинтересовавших его предметов и явлений, переживать радость творчества, радость создания выразительных образов.

И здесь важно помочь ребенку сделать первые шаги по ступенькам творчества, но еще важней не опоздать – не упустить моменты рождения ГЕНИЯ.




Литература

1.     Журнал «Дошкольное воспитание» №4 2017г.

2.     Журнал «Ребенок в детском саду» №11 2016г.

3.     Журнал «Обруч» №6 2014г.

4.     Т.С.Комарова «Дети в мире творчества» 2017г.

5.     Т.Г.Козакова «Рисуют младшие дошкольники» 2016г.

References
1. The magazine «Preschool education» №4 2017g.
2. The magazine «Child in the kindergarten» № 11 2016g.
3. The magazine «Hoop» № 6 2014g.
4. TSKomarova «Children in the world of creativity» 2017g.