УДК 37.013
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него впервые: солнце, дождь, страх и радость. Познавательная активность в этом возрасте очень высокая: каждый ответ педагога новые вопросы…
Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника.
Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.
Среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников особого внимания заслуживает исследовательская деятельность.
В соответствии с требованиями современного образования, в соответствии с нормативно-правовыми документами (Законе РФ « Об образовании в РФ», национальной доктрине и образования РФ, концепции модернизации российского образования, ФГОС) образовательные учреждения должно:
- Обеспечить условия для самоопределения и самореализации личности;
- Обеспечить индивидуальный подход для каждого ребенка;
- Реализовать право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и суждений;
- Помнить, что ребенок активный участник педагогического процесса;
- Привлекать детей к занятиям без психологического принуждения, опираться на их интерес, учитывая их социальный опыт;
- Обеспечить эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие ребенка, сохранить и укрепить здоровье детей.
Основной целью проектного метода в детском саду является: развитие свободной творческой личности. Основными задачами по достижению цели являются:
Задачи развития:
- Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- Развитие познавательных способностей детей;
- Развитие творческого мышления;
- Развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности (они специфичны для каждого возраста).
В старшем возрасте это:
- Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы
- Развитие умений определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
- Формирование умения применять данные методы с использованием различных вариантов
- Развитие умение вести конструктивную беседу в процессе совместной исследовательской деятельности.
Проектная деятельность воспитанников предполагает выполнение учебных исследовательских задач, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством педагога или с помощью родителей.
В начале учебного года на родительском собрании объявлялись темы проекта, вывешивался план работы в родительском уголке, проводила консультации подготовила папки передвижки по теме проекта. Обсудив план –проектной деятельности дети и родители становились активными участниками в реализации поставленных задач.
Наши проекты, эксперименты, исследования; были экологического, патриотического содержания, и мы расширили познавательный интерес детей, познакомив их с исследовательской деятельности, которая помогла бы им выявить взаимосвязь. Темы проектов были разные: «Радуга», «Подснежники», «Рыбалка — семейные хобби», «Озеро», «Одуванчик», «Ягоды Якутии», «Цветы Якутии»…
В патриотическом направлении моей педагогической деятельности основной целью является воспитание с первых лет жизни, социально-активный, творческой личности, способной любить окружающий мир, природу родной Якутии, бережно относиться к ней. «Моя семья», «Мое село Абага-Центральная», «Олекма заповедная», «Моя Якутия – Моя Родина». Были проведены экологические акции : «Огород на окне», «Украсим дворик цветами», «Берегите птиц», «Сохраним цветы Якутии».
Для работ над устранением пробелов в развитии дошкольников я использовала:
- Метод активного привлечения родителей к совместной деятельности
- Метод наблюдения за изменением и преобразованием объекта
- Метод демонстрации
- Метод объяснения нового материала: рассказ воспитателя, рассказ ребенка,чтение литературы.
- Метод детского исследование
- Метод проектов
- Метод моделирования проблемных ситуаций.
Основной тезис современного понимания метода проектов, использовать в своей практике.
- проект – это 5 «П»;
- проблема;
- проектирование или планирование;
- поиск информации;
- продукт;
- презентация;
- запомнить просто – пять пальцев руки.
На мой взгляд, по исследовательской деятельности, наиболее интересные рекомендации даны в методических пособий у авторов: Л.В.Михайлова – Свирская.
«Метод» проектов в образовательной работе детского сада. В пособии содержится описание нескольких образовательных историй, раскрывающих содержание и логику развертывание тематических образовательных проектов. Проводя работу по теме метод проектов, я сформировала свое представление о проекте, как технологии образовательной работы с детьми дошкольного возраста.
Проектная деятельность дошкольников Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса подробно описывается методика работы с детьми дошкольного возраста по организации проектной деятельности.
Н.Е. Веракса, О.Р. Талимов « Познавательно-исследовательской деятельности дошкольников». Посвящено развитию творческих способностей дошкольников, способности преобразованию. Предлагаются несложные, близкие по содержанию опыту дошкольников задании.
Результативность моего педагогического опыта.
Активная работа родителями нашего садика, привела к тому, что наши родители стали средством информации и поддержки ребенка, но и сами активно включились проектную деятельность, а также обогатили свой педагогический опыт, испытали чувство сопричастности и удовлетворение от совместной с детьми работы.
У детей были, сформировали навыки самостоятельности, активности, в поиске ответов на вопросы, экспериментировании и применение своих навыков в играх и на занятиях.
Используя, проектно-исследовательскую деятельность в детском саду я лучше узнала воспитанников, и их внутренний мир. Освоила новый метод организации, насыщенный детской деятельности, который дает возможность расширить образовательное пространство.
Метод проектирования деятельности дошкольников на современном этапе развития дошкольного образования, является одним из приоритетных методов. Если ребенок исследователь, из него вырастет исследователь – взрослый, умный, наблюдательный, умеющий думать, делать выводы и логически мыслить.
Наши воспитанники продолжают свои исследования в начальной школе. В этом этапе есть преемственность и непрерывность образовательного процесса.