Учитель – это сеятель вечного, мудрого, это человек, хорошо знающий науку, на основе которой построен преподаваемый им предмет, влюбленный в нее, знающий ее горизонты – новейшие открытия, исследования, достижения. Учитель – носитель общечеловеческих ценностей, он главный человек в развитии личности ученика, его будущего, значит, и будущего всей страны. Для учителя это большая ответственность, от него зависит качество образования, становление ученика как квалифицированного специалиста, гражданина, патриота своей страны. В руках учителя – формирование целого поколения человечества. Личность учителя, его знания, выходящие за рамки преподаваемого предмета, увлеченность наукой, его нравственная высота, душевное богатство, чувство справедливости, доброжелательная внимательность к детям без пристрастия, личной симпатии – вот что делает педагога связующим звеном в цепи поколений.
Деятельность учителя сложна и многогранна, направлена на обучение и воспитание всесторонне и гармонично развитой личности. Личность – это каждый ребенок, достойный уважения. Бесталанных детей нет. Это мы, взрослые, должны рассмотреть в нем будущего ученого, математика, программиста, поэта, певца, спортсмена и помочь правильно определиться с выбором. Быть рядом, поддерживать, вести за собой, а порою и подталкивать вперед – именно в этом назначение учителя. Учение ради учения пользы не принесет. Да и талант так и останется талантом, переходящим в обыденность, если не подкреплен постоянным трудом, стремлением к самосовершенствованию через самообразование. Путь к самообразованию лежит через интерес к предмету. Заинтересовать ученика своим предметом – вот сильная сторона учителя – профессионала.
Сегодня деятельность учителя – предметника не ограничивается только уроками. Отечественная система образования обновляется на основе гуманистических принципов. Перед педагогической наукой стоит задача воспитания человека с новым, интеллектуальным уровнем самосознания, способного к концептуальному мышлению, творческой деятельности и самостоятельному управлению собственной деятельностью и поведением. Поэтому, особое место в моей творческой работе занимает систематическая, целенаправленная, планомерная работа с детьми, имеющими повышенную мотивацию к учебной деятельности, с детьми у которых большие интеллектуальные способности и восприимчивость к обучению, доминирующая активная познавательная потребность. Основными принципами работы по данному направлению являются:
-принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
-принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
-принцип ускорения и обогащения;
-принцип создания условий для совместной творческой деятельности учителя и учащегося.
Цель работы: 1. Создавать благоприятные условия учащимся для самораскрытия, саморазвития, самореализации индивидуальных умственных интеллектуальных способностей, прививать стремление к приобретению знаний.
- Создавать обогащенную образовательную среду, благоприятную для развития интеллектуальных способностей учащихся.
- Развивать интеллектуальные способности учащихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования;
Педагогические задачи:
- Осуществление индивидуализации обучения;
- Реализация личностно-ориентированных технологий в практику обучения.
- Формирование системности в знаниях по предмету;
- Повышение качества обучения;
- Осуществление мероприятий по социальной адаптации учеников.
Показатели работы с мотивированными детьми:
- Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.
- Повышение уровня индивидуальных достижений детей в олимпиадах разного уровня
- Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.
- Повышение уровня владения детьми общепредметными и социальными компетенциями.
Работа с мотивированными учащимися включает три этапа:
1 этап – аналитико — диагностический, который заключается в том, чтобы заметить тех учащихся, которые имеют повышенные требования в овладении учебным материалом, тех любознательных, пытливых, любопытных, с повышенным интересом к предмету — биология, активной познавательной деятельностью. Обычно это учащиеся 6-7 классов, которые осваивают предметный материал на «4 и 5». Необходимо осуществлять как можно более ранний отбор и развитие таких детей [3].
2 этап – теоретический, который заключается в формировании, углублении и развитии интеллектуальных способностей учащихся. Это системная, целенаправленная, планомерная и кропотливая работа в течение ряда лет (с 8 по 11 класс). На данном этапе осуществляется реализация принципов работы [4].
Способы реализации принципа ускорения:
- погружение в изучение предмета;
- «перепрыгивание» при изучении отдельных разделов школьной программы через класс;
- радикальное ускорение – обучение школьников по вузовским программам.
Способы реализации принципа обогащения:
- расширение кругозора; 2. самопознание; 3. углубление в предмет; 4. освоение метазнаний (знаний о знаниях).
Способы реализации принципа возрастания роли внеурочной деятельности [2]:
- система элективных курсов в общеобразовательном учреждении.
- очно – заочное обучение в каникулярное время.
- организация олимпиад.
Способы реализации принципа индивидуализации и дифференциации обучения
- Разработка программ индивидуальной работы с учащимися.
- Разработка индивидуальных образовательных маршрутов.
Способы реализации принципа создания условий для совместной творческой деятельности учителя и учащегося [1]:
- умение строить обучение в соответствии с результатами диагностического обследования учащихся и самостоятельно проводить психологические исследования;
- умение модифицировать и разрабатывать учебные программы;
- умение разрабатывать индивидуальные образовательные стратегии в изучении тем;
- использование технологии личностно – ориентированного обучения;
- умение организовать консультирование учащихся;
- умение организовать учебное сотрудничество;
3 этап- реализация накопленных знаний, умений через участие во Всероссийской предметной олимпиаде по биологии. Именно через участие в олимпиадах учащиеся проверяют глубину знаний предмета, полученных в урочной и внеурочной деятельности. Через проведение олимпиад школьного уровня выявляю талантливых учеников, для дальнейшего развития их творческого потенциала, выясняю, соответствуют ли знания учеников по предмету требованиям, предъявляемым гос.стандартом, определяю выработаны ли навыки самостоятельной работы у школьников, расширяю кругозор и углубляю знания по предмету. Активно привлекая учащихся к подготовке и участию в олимпиадах, помогаю учащимся добиваться успеха, показав путь приобретения новых знаний. Чувство победы, успеха, стимулирует у обучающихся старательность, способствует развитию потенциала ученика, укрепляет его самосознание. За годы работы с учащимися, имеющими повышенную мотивацию к учебной деятельности, удалось добиться следующих результатов:
Результаты участия учащихся МБОУ «Урицкая СОШ»
в ВОШ по биологии и экологии.
Учебный год | Предмет | Уровень | Класс | Результат |
2002-2003 | Экология | Районный
|
|
II место
|
2003-2004 | Биология | Районный
|
|
I место
|
Экология | Районный
|
10
|
II место
|
|
2004-2005 | Биология | Районный
|
10
|
I место
|
Экология | Районный
|
|
I место
|
|
2005-2006 | Биология | Районный
|
|
I место
|
2007-2008 | Биология | Районный
|
|
I место
|
2008-2009 | Биология | Муниципальный
|
|
I место
|
2009-2010 | Биология | Муниципальный
|
|
I место
|
2012-2013 | Биология | Муниципальный (II)
|
|
1 место
|
2013-2014 | Биология | Муниципальный (II)
|
|
1 место
|
Муниципальный (II)
|
|
II место
|
||
2014-2015 | Биология | Муниципальный (II)
|
|
1 место
|
Муниципальный (II)
|
10
|
II место
|
||
2015-2016 | Биология | Муниципальный (II)
|
|
1 место
|
Любая победа в олимпиаде – это не случайность, не показатель необыкновенных способностей ребёнка, а результат длительного, кропотливого совместного труда ученика и учителя.
Готовясь к олимпиадам, участвуя в них, ребята получают многосторонние знания по биологии, что служит фундаментальной подготовкой для поступления в учебные заведения, в которых биология является профилирующим предметом. Особой гордостью учителя является то, что по окончании учебных заведений, выпускники остаются востребованными и преданными своей профессии.
Поступление выпускников МБОУ «Урицкая СОШ»
по профилю предмета биология.
Ф.И.О.
|
Место учебы, специализация | Год поступления – год окончания | Место работы, учебы |
Семенова
|
ЯГУ, медицинский факультет, стоматолог. | 2000-2005 | Стоматологическая клиника «Евростом», Врач ортодонт.
|
Одинцова Светлана
|
ЯГУ, БГФ. | 2005-2010 | |
Иванов
|
ЯГУ, БГФ. | 2005-2010 | ПАО «Алроса». Научно-исследовательский и проектный институт алмазодобывающей промышленности «Якутнипроалмаз». .Лаборатория анализа состояния окр среды. Зав сектором исследования воздушной среды. |
Шептяков Андрей
|
ЯГУ, БГФ. | 2005-2013 | ООО «Олекминское АТП». Мастер строительного участка.
|
Иванова
|
Якутский мед.колледж, мед.сестра | 2006-2010 | Якутская городская больница № 2. Детское отделение. Участковая медсестра. г. Якутск |
Редченко
|
Жатайскийпроф.лицей, мед.сестра. | 1999-2003 | Сахамедсервис, «Выставочный центр», г. Якутск. |
Винокурова Светлана
|
Мед.колледж, лечебное дело | 2002-2006 | Фармацевтическая компания ООО «Аспен Хэлс»,
|
Новосибирский Государственный медицинский университет, фармацевтический факультет. | 2008-2014 | ||
Евстифеев Андрей
|
ЯГУ, медицинский факультет, стоматолог. | 2006 | Г. Нерюнгри.
|
Иванова
|
Мед.колледж, лечебное дело | 1999-2003 | Г. Якутск, ООО Медицинский центр «Диалог», врач нефролог диализного зала. |
СВФУ, медицинский институт , лечебное дело | 2006-2013 | ||
Курчатова Сардана
|
ФГАОУ ВО «СВФУ им. М.К Аммосова», Институт естественных наук, БГФ, БО. | 2011-2015 | МБОУ «Урицкая СОШ». Учитель биологии |
Фролова
|
ФГАОУ ВО «СВФУ им. М.К Аммосова», Медицинский институт, Лечебное дело. | 2006-2013 | ГБУ РС(Я) Якутская городская клиническая больница. Отделение лучевой диагностики. Врач УЗИ. |
Евстифеева
|
ФГАОУ ВО «СВФУ им. М.К Аммосова», Медицинский институт, Лечебное дело. | 2015 | III курс |
Курчатова Надежда Егоровна | ФГАОУ ВО «СВФУ им. М.К Аммосова», Медицинский институт, Лечебное дело. | 2016 | II курс |
Морохоева
|
ФГАОУ ВО «СВФУ им. М.К Аммосова», Институт естественных наук, Педагогическое образование с двумя профилями подготовки: биология и химия. | 2016 | II
|
Список использованной литературы
- Глазунова Л.А. Педагогическое сопровождение одаренных детей при изучении биологии в условиях сельской школы [Текст] / Л.А. Глазунова // Педа- гогическое мастерство и педагогические технологии: Материалы XI Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 5 март 2017 г.) / Редкол.: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – №1 (11). – С. 116–118.
- Золотарева А.В. Внеурочная деятельность как условие организации работы с одаренными детьми в современной школе [Текст] // Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования: Материалы II Всероссийская науч.-практ. конференции. – Челябинск: ЧИППКРО, 2014. – С. 26–36.
- Матюшкин А.А. Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных[Текст]: / А.А. Матюшкин– Москва: Эксмо, 2005. -144 с.
- Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников [Текст]: методика продуктивного обучения: Пособие для учителя / А.В. Хуторской. – М.: Владос, 2000. – 320 с.
Bibliography:
- Glazunova L.A. Pedagogicheskoe soprovozhdenie odarennyh detej pri izuchenii biologii v uslovijah sel’skoj shkoly [Tekst] / L.A. Glazunova // Peda- gogicheskoe masterstvo i pedagogicheskie tehnologii: Materialy XI Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Cheboksary, 5 mart 2017 g.) / Redkol.: O.N. Shirokov [i dr.]. – Cheboksary: CNS «Interaktiv pljus», 2017. – №1 (11). – S. 116–118.
- Zolotareva A.V. Vneurochnaja dejatel’nost’ kak uslovie organizacii raboty s odarennymi det’mi v sovremennoj shkole [Tekst] // Vneurochnaja dejatel’nost’ obuchajushhihsja v uslovijah realizacii FGOS obshhego obrazovanija: Materialy II Vserossijskaja nauch.-prakt. konferencii. – Cheljabinsk: ChIPPKRO, 2014. – S. 26–36.
- Matjushkin A.A. Chto takoe odarennost’: vyjavlenie i razvitie odarennyh Tekst: / A.A. Matjushkin– Moskva: Jeksmo, 2005. -144 s.
- Hutorskoj A.V. Razvitie odarennosti shkol’nikov [Tekst]: metodika produktivnogo obuchenija: Posobie dlja uchitelja / A.V. Hutorskoj. – M.: Vlados, 2000. – 320 s.