Проектная деятельность является одним из методов воспитания мотивированных детей. Одаренные дети, работая над проектами, овладевают методами научной творческой работы и принимают активное участие в экспериментах, что позволяет почувствовать уверенность в себе, самоутвердиться, ощутить радость успеха.
Проектная работа, организованная школьным библиотекарем по изучению истории родного края в МБОУ «СОШ№4» г. Олекминска началась в 2004. Было организовано изучение метода проекта, как современной информационной технологии. Именно с этого момента все учителя школы и библиотекарь активно включились в исследовательскую деятельность, пройдя все этапы этого метода. К исследовательской деятельности были привлечены одаренные учащиеся, обладающие высокой техникой чтения, сформированными читательскими компетенциями.
Подготовленные учащиеся успешно выступают как в школьных, так в районных, региональных, российских конференциях. Проектная деятельность-один из методов, направленных на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствующий развитию творческих способностей и логического мышления, объединяющий знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщающий к конкретным жизненно важным проблемам.[1,C 20-23] Используя метод проектов в работе с одаренными детьми мы добиваемся определенных успехов. Учащиеся ,выступая с проектами занимают призовые места , становятся победителями.
ПРОЕКТЫ УЧАЩИХСЯ
Наименование проекта
|
Год | Результат | Место проведения |
«Из истории появления татар и башкир в Олекминском районе» |
|
I место
|
Районная НПК |
I место | Республиканская НПК
|
||
«Из истории татарских праздников» |
|
I место | Х Поволжская научная конференция имени Н.И.Лобачевского |
«Словарь сходных татарских и якутских слов» | 2010 | II место | Районная НПК |
«Tatars of Olekminsk»
|
2010
|
Публикация в книге
|
Австралия |
«Эхо суровых лет» | 2015
|
III место | Районная НПК
|
2017 | III место
|
Международный творческий конкурс «Росмедаль» | |
2017 | Публикация в социальной сети работников образования | nsportal.ru | |
«Из истории ярмарок в Олекминском районе» |
|
III место
|
Районная НПК |
III место | Международный творческий конкурс «Росмедаль | ||
2018 | I место | Всероссийский конкурс «Золотая медаль» | |
2016 | Публикация в международном журнале «Юный ученый» вып.4(7) | ||
«Татары в Олекминске» | 2015 | Публикация в журнале «Туристическая Якутия» | Республиканское издание |
Таким образом, в ходе работы над проектами происходит естественное, ненавязчивое воспитание гражданских и патриотических чувств и взглядов учащихся.
Использование метода проектов позволяет не только влиять на структуру чтения учащихся, но и качественно изменять само чтение школьников. [3,c12-14]Учащиеся в ходе работы над проектом читают значительно больше, осмысленно, подходят к чтению с исследовательской позиции, обучаются новым видам чтения, таким, как просмотровое чтение, ознакомительное, изучающее, критическое чтение.
Проведенные работы позволили выявить причины появления татар в Олекминском районе: это ссылка татар и башкир после пугачевского восстания, в 1870 году АлександрII также изгоняет инородцев и конокрадов Якутию. Татарская община оказала огромное влияние на развитие культуры малограмотного населения Олекминского района, была открыта первая татарская школа, создан народный клуб, местным населением перенимались культура и традиция татарского народа. Выявлено,что материалов по истории появления татар в Олекминском районе недостаточно.Собранный матриал использован Олекминской телестудией «Чароит», вызвал большой интерес у старожилов татар,блоком включен в программу «Олекмоведение» и послужил источником для издания книги «Олекминские татары».
Собранный материал об истории проведения национальных татарских праздников в Олекминском районе, сборник старинных игр использован на мероприятиях, проводимых татарской общиной.
Проведенные социологические исследования, показали, что в Олекминском районе в семье единой живут представители разных национальностей: русские, якуты, татары, белорусы, украинцы и другие. В настоящее время у нас проживает 41,70 % якутов, 2,30 татар и башкир и остальные 56% другие национальности, а созданный татаро-якутско русский словарь способствовал сравнению родственных языков и выражений.
Собранный материал о репрессированных позволил выявить причины по которым люди подвергались репрессиям. Знание этих страниц истории будет способствовать формированию активной жизненной позиции, умению разбираться и понимать политики местного самоуправления. Работа основана на документальных материалах, свидетельствах и документах.
Знание о ярмарках, торговле в Якутии и Олекминске будут способствовать развитию интереса к прошлому нашего района и пониманию роли ярмарок в экономическом развитии района. Данная работа приоткроет еще одну страничку истории нашего края. Жители узнают о том, как проводились ярмарки до революции.
В процессе работы над проектоми у школьников постепенно формировалась личная ответственность за свои знания и за включение их в реальную деятельность. Они учились оценивать свою работу, сравнивая её с работами других ребят.
Результат данных проектов – реализация умений и навыков учащихся, развитие их творческих способностей, повышение интереса к чтению, формирование самостоятельности в деятельности детей, улучшение качества знаний, сотрудничество с педагогами, школьниками, родителями, самореализация своих профессиональных качеств, любви к родному краю, в уважении в старшему поколению, толерантных отношений в коллективе. В конечном итоге любой проект имеет практическое применение в учебно-воспитательной деятельности библиотеки и школы. [6, C23-26]
В условиях библиотеки можно организовать проектную деятельность, которая поспособствует развитию познавательных интересов к культурному, историческому и краеведческому наследию, а также интереса к чтению и книге. Таким образом, метод проектной деятельности в условиях школьной библиотеки способствует:
- росту познавательной активности читателей;
- повышению мотивации учащихся к чтению;
- раскрытию творческого потенциала;
- формированию самостоятельности и ответственности;
- стимулированию самореализации;
- улучшению качества знаний;
- созданию условий для отношений сотрудничества между библиотекарем, учителем и учащимися.
Конечный результат любого библиотечного проекта – реализация умений и навыков учащихся-читателей, полученных на интегрированных и библиотечных уроках, на занятиях библиотечного кружка, раскрытие творческого потенциала одаренных личностей, самореализация своих профессиональных качеств библиотекаря-педагога. Продукт проекта имеет практическое применение в учебно-воспитательной деятельности библиотеки и школы. Проектная деятельность способствует устранению проблемы мотивации детей к чтению, улучшению качества знаний и развитию творческих способностей детей.
Метод проекта требует от библиотеки создания условий для расширения познавательных интересов детей, возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний. Библиотекарь становится инициатором интересных начинаний, стимулирует самостоятельную активность читателей. В определенном смысле библиотекарь становится педагогом широкого профиля, выступая в различных ролях:
- исследователя:выявляет проблему, подвергает её научному изучению, методом наблюдения, анкетирования, анализа выявляет одаренных детей;
- экспериментатора: производит научный опыт;
- энтузиаста:повышает мотивацию учащихся-читателей, поддерживая, поощряя и направляя их по пути достижения целей;
- специалиста:обладает знаниями и умениями в нескольких областях;
- консультанта:организует доступ к информационным ресурсам;
- научного руководителя;
- координаторавсего группового процесса;
- эксперта:дает чёткий анализ результатов выполненного проекта.
Таким образом, тема истории родного края всегда актуальна – развитие интереса к прошлому – это осознание причастности к Родине, ее истории и культуре.
Именно школьные библиотекари в последнее время создают для школьников программы, где интегрируются основные компоненты для развития у детей одаренности и библиотека может и должна выступать равноправным субъектом взаимодействия в исследовательской деятельности. Библиотекарь может выступать в роли не только консультанта, но и научного руководителя исследовательских работ учащихся.
Литература
- Брыкова, О. В. Проектная деятельность в учебном процессе / О. В. Брыкова, Т. В. Громова. — М. : Чистые пруды, 2006. — 32 с. — (Библиотечка «Первого сентября». Серия «Управление школой» ; вып 5 (11)). — ISBN 5-9667-0230-6.
- Волков И.П. Учим творчеству. // Учитель. – Сост. Д.Л. Блудный. – М.:Политиздат, 1997. – с.161-165 Збаровская, Н. Проектная деятельность библиотек / Н.Збаровская // Библиотека. – 2005. — № 4. – С. 79 – 82. – (Кадры).
- Голуб Т.Е., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В Основы проектной деятельности школьника – М.: Издат. дом Фёдоров, 2007.
- Обучение для будущего.// Под ред. Я.С. Быховского, Е.Н.Ястребцевой – М.: Интернет – Университет Информац. Технологий, 2006.
- Иванова, Е. К. Проектная деятельность учащихся. Принципы организации и управления // Управление школой : прилож. к газ. «Первое сентября». — 2007. — № 8. — С. 23-26.
- Конева Н.А. Значение проектной работы школьной библиотеки для формирования читательской компетентности школьников/Н.А. Конева//Школьная библиотека. — № 1-2.-2011.-с.117-125. 15.14.
References
- Brykova, O. V. Project activity in the educational process / OV Brykova, TV Gromova. — M.: Clean Ponds, 2006. — 32 p. — (Library of the «First of September.» A series of «Management of the school», issue 5 (11)). — ISBN 5-9667-0230-6.
- Volkov, I.P. We study creativity. // Teacher. — Comp. D.L. The prodigal. — M.: Politizdat, 1997. — p.161-165 Zbarovskaya, N. Project Activities of Libraries / N.Zbarovskaya // Library. — 2005. — No. 4. — P. 79 — 82. — (Personnel).
- Golub TE, Perelygina EA, Churakova OV Fundamentals of the project activity of the schoolchild — M .: Izdat. house of Fedorov, 2007.
- Intel. Training for the future .// Ed. Ya.S. Bykhovsky, Ye. N. Yastrebtseva — Moscow: Internet — University Informats. Technologies, 2006.
- Ivanova, EK Project activities of students. Principles of organization and management // School management: annex. to the gas. «First of September.» — 2007. — No. 8. — P. 23-26.
- Koneva N.A. The importance of the project work of the school library for forming the reading competence of schoolchildren /
- Koneva // School Library. — No. 1-2.-2011.-p.117-125. 15.14.