Изучение истории родного края учащимися через проектную деятельность в школьной библиотеке

1 июня 11:31
В настоящее время к школе предъявляются высокие требования. Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям коммуникабельного и конкурентоспособного.



Проектная деятельность является одним из методов воспитания мотивированных детей. Одаренные дети, работая над проектами, овладевают методами научной творческой работы и принимают активное участие в экспериментах, что позволяет почувствовать уверенность в себе, самоутвердиться, ощутить радость успеха.



Проектная работа, организованная школьным библиотекарем  по изучению истории родного края в МБОУ «СОШ№4» г. Олекминска началась в 2004. Было организовано   изучение метода проекта, как современной информационной технологии. Именно с этого момента все учителя школы и библиотекарь активно включились в исследовательскую деятельность, пройдя все этапы этого метода. К исследовательской деятельности были привлечены одаренные учащиеся, обладающие высокой техникой чтения, сформированными  читательскими компетенциями.



Подготовленные учащиеся успешно выступают как в школьных, так в районных, региональных, российских конференциях. Проектная деятельность-один из методов, направленных на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствующий развитию творческих способностей и логического мышления, объединяющий знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщающий к конкретным жизненно важным проблемам.[1,C 20-23]   Используя метод проектов в работе с одаренными детьми мы добиваемся определенных успехов. Учащиеся ,выступая с проектами занимают призовые места , становятся победителями.



 



ПРОЕКТЫ УЧАЩИХСЯ















Наименование проекта



 

Год Результат Место проведения
«Из истории появления татар и башкир в Олекминском районе»  



2008



 

 I место



 

Районная НПК
I место Республиканская НПК



 

«Из истории татарских праздников»  



2009



 

I место Х Поволжская научная конференция имени Н.И.Лобачевского
«Словарь сходных татарских и якутских слов» 2010 II место Районная НПК
 «Tatars of Olekminsk»



 

2010



 

Публикация в книге



« Kindred»

 Австралия
«Эхо суровых лет» 2015



 

III место Районная НПК



 

2017 III место



 

Международный творческий конкурс «Росмедаль»
2017 Публикация в социальной сети работников образования nsportal.ru
«Из истории ярмарок в Олекминском районе»  



2017



 



 



 

III место



 

Районная   НПК
III место Международный творческий конкурс «Росмедаль
2018 I место Всероссийский конкурс «Золотая медаль»
2016 Публикация в международном журнале «Юный ученый» вып.4(7)  
«Татары в Олекминске» 2015 Публикация в журнале «Туристическая Якутия» Республиканское издание


 



Таким образом, в ходе работы над проектами происходит естественное, ненавязчивое воспитание гражданских и патриотических чувств и взглядов учащихся.



Использование метода проектов позволяет не только влиять на структуру чтения учащихся, но и качественно изменять само чтение школьников. [3,c12-14]Учащиеся в ходе работы над проектом читают значительно больше, осмысленно, подходят к чтению с исследовательской позиции, обучаются новым видам чтения, таким, как просмотровое чтение, ознакомительное, изучающее, критическое чтение.



Проведенные работы позволили выявить причины появления татар в Олекминском районе: это ссылка татар и башкир после пугачевского восстания, в 1870 году АлександрII также изгоняет инородцев и конокрадов Якутию. Татарская община оказала огромное влияние на развитие культуры малограмотного населения Олекминского района, была открыта первая татарская школа, создан народный клуб, местным населением перенимались культура и традиция татарского народа. Выявлено,что материалов по истории появления татар в Олекминском районе недостаточно.Собранный матриал использован Олекминской телестудией «Чароит», вызвал большой интерес у старожилов татар,блоком включен в программу «Олекмоведение» и послужил источником  для издания книги «Олекминские татары».



Собранный материал об истории проведения национальных татарских праздников в Олекминском районе, сборник старинных игр использован на мероприятиях, проводимых татарской общиной.



Проведенные социологические исследования, показали, что в Олекминском районе в семье единой живут представители разных национальностей: русские, якуты, татары, белорусы, украинцы и другие. В настоящее время у нас проживает 41,70 % якутов, 2,30 татар и башкир и остальные 56% другие национальности, а созданный татаро-якутско русский словарь способствовал сравнению родственных языков и выражений.



Собранный материал о репрессированных позволил выявить причины по которым люди подвергались репрессиям. Знание этих страниц истории будет способствовать формированию активной     жизненной позиции, умению разбираться и понимать политики местного самоуправления.  Работа основана на документальных материалах, свидетельствах и документах.



Знание о ярмарках, торговле в Якутии и Олекминске будут способствовать развитию интереса к прошлому нашего района и пониманию роли ярмарок в экономическом развитии района.  Данная работа приоткроет еще одну страничку истории нашего края. Жители узнают о том, как проводились ярмарки   до революции.



В процессе работы над проектоми у школьников постепенно формировалась личная ответственность за свои знания и за включение их в реальную деятельность. Они учились оценивать свою работу, сравнивая её с работами других ребят.



Результат данных проектов – реализация умений и навыков учащихся, развитие их творческих способностей, повышение интереса к чтению, формирование самостоятельности в деятельности детей, улучшение качества знаний, сотрудничество с педагогами, школьниками, родителями, самореализация своих профессиональных качеств, любви к родному краю, в уважении в старшему поколению, толерантных отношений в коллективе. В конечном итоге любой проект имеет практическое применение в учебно-воспитательной деятельности библиотеки и школы. [6, C23-26]



В условиях библиотеки можно организовать проектную деятельность, которая поспособствует развитию познавательных интересов к культурному, историческому и краеведческому наследию, а также интереса к чтению и книге. Таким образом, метод проектной деятельности в условиях школьной библиотеки способствует:

  • росту познавательной активности читателей;
  • повышению мотивации учащихся к чтению;
  • раскрытию творческого потенциала;
  • формированию самостоятельности и ответственности;
  • стимулированию самореализации;
  • улучшению качества знаний;
  • созданию условий для отношений сотрудничества между библиотекарем, учителем и учащимися.


Конечный результат любого библиотечного проекта – реализация умений и навыков учащихся-читателей, полученных на интегрированных и библиотечных уроках, на занятиях библиотечного кружка, раскрытие творческого потенциала одаренных личностей, самореализация своих профессиональных качеств библиотекаря-педагога. Продукт проекта имеет практическое применение в учебно-воспитательной деятельности библиотеки и школы. Проектная деятельность способствует устранению проблемы мотивации детей к чтению, улучшению качества знаний и развитию творческих способностей детей.



Метод проекта требует от библиотеки создания условий для расширения познавательных интересов детей, возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний. Библиотекарь становится инициатором интересных начинаний, стимулирует самостоятельную активность читателей. В определенном смысле библиотекарь становится педагогом широкого профиля, выступая в различных ролях:

  • исследователя:выявляет проблему, подвергает её научному изучению, методом наблюдения, анкетирования, анализа выявляет одаренных детей;
  • экспериментатора: производит научный опыт;
  • энтузиаста:повышает мотивацию учащихся-читателей, поддерживая, поощряя и направляя их по пути достижения целей;
  • специалиста:обладает знаниями и умениями в нескольких областях;
  • консультанта:организует доступ к информационным ресурсам;
  • научного руководителя;
  • координаторавсего группового процесса;
  • эксперта:дает чёткий анализ результатов выполненного проекта.


Таким образом, тема истории родного края всегда актуальна – развитие интереса к прошлому – это осознание причастности к Родине, ее истории и культуре.



Именно школьные библиотекари в последнее время создают для школьников программы, где интегрируются основные компоненты для развития у детей  одаренности и  библиотека может и должна выступать равноправным субъектом взаимодействия в исследовательской деятельности.  Библиотекарь может выступать в роли не только консультанта, но и научного руководителя исследовательских работ учащихся.



Литература

  1. Брыкова, О. В. Проектная деятельность в учебном процессе / О. В. Брыкова, Т. В. Громова. — М. : Чистые пруды, 2006. — 32 с. — (Библиотечка «Первого сентября». Серия «Управление школой» ; вып 5 (11)). — ISBN 5-9667-0230-6.
  2. Волков И.П. Учим творчеству. // Учитель. – Сост. Д.Л. Блудный. – М.:Политиздат, 1997. – с.161-165 Збаровская, Н. Проектная деятельность библиотек / Н.Збаровская // Библиотека. – 2005. — № 4. – С. 79 – 82. – (Кадры).
  3. Голуб Т.Е., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В Основы проектной деятельности школьника – М.: Издат. дом Фёдоров, 2007.
  4. Обучение для будущего.// Под ред. Я.С. Быховского, Е.Н.Ястребцевой – М.: Интернет – Университет Информац. Технологий, 2006.
  5. Иванова, Е. К. Проектная деятельность учащихся. Принципы организации и управления // Управление школой : прилож. к газ. «Первое сентября». — 2007. — № 8. — С. 23-26.
  6. Конева Н.А. Значение проектной работы школьной библиотеки для формирования читательской компетентности школьников/Н.А. Конева//Школьная библиотека. — № 1-2.-2011.-с.117-125. 15.14.

References

  1. Brykova, O. V. Project activity in the educational process / OV Brykova, TV Gromova. — M.: Clean Ponds, 2006. — 32 p. — (Library of the «First of September.» A series of «Management of the school», issue 5 (11)). — ISBN 5-9667-0230-6.
  2. Volkov, I.P. We study creativity. // Teacher. — Comp. D.L. The prodigal. — M.: Politizdat, 1997. — p.161-165 Zbarovskaya, N. Project Activities of Libraries / N.Zbarovskaya // Library. — 2005. — No. 4. — P. 79 — 82. — (Personnel).
  3. Golub TE, Perelygina EA, Churakova OV Fundamentals of the project activity of the schoolchild — M .: Izdat. house of Fedorov, 2007.
  4. Intel. Training for the future .// Ed. Ya.S. Bykhovsky, Ye. N. Yastrebtseva — Moscow: Internet — University Informats. Technologies, 2006.
  5. Ivanova, EK Project activities of students. Principles of organization and management // School management: annex. to the gas. «First of September.» — 2007. — No. 8. — P. 23-26.
  6. Koneva N.A. The importance of the project work of the school library for forming the reading competence of schoolchildren /
  7. Koneva // School Library. — No. 1-2.-2011.-p.117-125. 15.14.