Воспитание духовно-нравственных чувств одаренного ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества совершенствуются у одаренного ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитали [1]. Часто за одаренность дошкольника принимаются некоторые его конкретные знания и умения: умение рано читать и писать, быстро считать, различать музыкальные жанры и т.д. Эти умения впечатляют взрослых, но нередко оказываются результатом обыкновенной тренировки детей любящими родителями.
Индивидуальная непохожесть детей – общепризнанный факт. Каждый ребенок наделен видимыми и скрытыми особенностями, делающими его непохожим на остальных детей. Рассматривая феномен одаренности, применительно к дошкольному возрасту, необходимо отметить два момента:
1) ребенок может в развитии опережать своих сверстников. Как правило, одаренные дети дошкольного возраста любознательны, активны в постижении представленных им истин и поиске ответов на интересующие их вопросы;
2) одаренный ребенок отличается нестандартным и нешаблонным мышлением.
В решении же новых задач, требующих самостоятельности, нестандартности решения, главное – это воспитание основ духовно-нравственной культуры старшего дошкольника [4]. Мы, в свою очередь, духовно-нравственное воспитание старшего дошкольника видим через интегрированные занятия.
Примером интегрированных занятий являются «Занятия доброты и милосердия», проводимые в рамках непрерывной образовательной деятельности и разрабатываются с включением произведений искусства, музыки, художественных текстов, рассказов, театрализаций нравственного содержания. Такие интегрированные занятия вызывают душевный отклик детей, построены с деятельным участием каждого ребенка, его жизненного опыта и активизируют нравственное отношение к затрагиваемым темам, позволяют решать нравственные дилеммы, являются основой будущих ценностей и смыслов.
Темы, включающие понятия, перечисленные выше, пронизывают дошкольную жизнь ребенка в разных формах работы: через интегрированные занятия с музыкальным руководителем, рисования, литературы, психологом, могут затрагивать тематику родительских собраний и т.д. Такие интегрированные занятия способствуют поддержке и развитию детей с признаками одаренности в духовно-ценностной деятельности.
Духовно-нравственное воспитание детей происходит в том случае, если интегрированные занятия в детском саду активизируют и способствуют формированию:
Во-первых, нравственного отношения, эмоционального отклика;
Во-вторых, побуждают, мотивируют ребенка на нравственные действия;
В-третьих, позволяют ему активно действовать в этом направлении;
В-четвертых, расширяют его кругозор.
Второе условие духовно-нравственного воспитания старшего дошкольника через интегрированные занятия – это воспитатель, ставящий перед собой задачу духовно-нравственного воспитания и сам идущий по пути духовно-нравственного становления. Одна из важных составляющих сопровождения одаренного ребенка – это вдохновение педагогом на новые достижения и открытия. Вдохновленный воспитатель находит потенциал для вдохновения ребенка.
Духовно-нравственное воспитание одаренных детей должно производиться комплексно — это формирование морально-нравственных социально-значимых качеств в семье и детском саду. Именно семья является важным социальным институтом на пути духовно-нравственного становления личности. Ведь родители первым увидят проявления одаренности своего ребенка в раннем возрасте, которая обычно проявляется способностью к творчеству. На первом родительском собрании даем родителям заполнять анкету, выявляющую интересы и увлечения своих детей.
Проанализировав данные анкет, составляем план работы по воспитанию духовно-нравственных качеств при реализации непрерывной образовательной деятельности. Проводим интегрированные занятия, тематические беседы, совместные творческие проекты с детьми, также осуществляем педагогическое сопровождение родителей.
В нашем Центре развития ребенка успешно ведется комплексная работа по духовно-нравственному воспитанию одаренных детей через интегрированные занятия, где дети имеют возможность проявить себя, создавая творческие проекты.
Огромное значение при проведении интегрированных занятий, уделяем творческой деятельности, например, проектной, дающей ребенку возможность рассуждать, экспериментировать, иметь собственное мнение и право на ошибку.
В заключении хочется, отметить, что духовно-нравственное воспитание будет способствовать развитию одаренности старших дошкольников при тесном сотрудничестве с семьей. Именно семья является главным социальным институтом на пути духовно-нравственного становления личности.
Литература
- Ананьев Б.Г. Воспитание дошкольников. — М.: Спарк. — 2010. — 189с.
- Буре Р.С. Основы нравственного воспитания детей. — М.: Перспектива. — 2009. — 298с.
- Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. об Григорьев Д. В. Духовное и социальное в воспитании человека // Народное образование, №1, 2010. — с. 47-51.
- Международная заочная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» Том 1 / Под общ. ред. Г.Д. Ахметовой. — Пермь, 2011 г.
References
- Anan’ev B.G. Vospitanie doshkol’nikov. — M.: Spark. — 2010. — 189s.
- Bure R.S. Osnovy nravstvennogo vospitanija detej. — M.: Perspektiva. — 2009. — 298s.
- Daniljuk A. Ja. Koncepcija duhovno-nravstvennogo razvitija i vospitanija lichnosti grazhdanina Rossii v sfere obshhego obrazovanija: proekt/ A. Ja. Daniljuk, A. M. Kondakov, V. A. Tishkov. Ros. akad. ob Grigor’ev D. V. Duhovnoe i social’noe v vospitanii cheloveka // Narodnoe obrazovanie, №1, 2010. — s. 47-51.
- Mezhdunarodnaja zaochnaja nauchnaja konferencija «Problemy i perspektivy razvitija obrazovanija» Tom 1 / Pod obshh. red. G.D. Ahmetovoj. — Perm’, 2011.