УДК 37.013
Талант — это дар или наказание?
Эпиграф: иметь дар — это половина дела, главное — воспользоваться им.
В настоящее время проблема изучения одаренности, развития детей особенно актуальна.
Об этом свидетельствуют и политика государства в образовании, и федеральная целевая программа «Одаренные дети» и собственные программы поддержки одаренных детей в субъектах федерации. Социальный заказ общества на современном этапе ставит задачу развития одаренного ребенка в качестве приоритетной. В нашей стране в качестве дополнения к общеобразовательному процессу функционируют лицеи, гимназии и специализированные центры, в которых обучаются одарённые дети. В этих учебных учреждениях действуют и обновляются инновационные программы, направленные на повышение эффективности работы с талантливой молодёжью.
Кого именно считать одарённым и какими критериями руководствоваться, считая того или иного ребёнка наиболее способным? Как не упустить талант?
Задача выявления, обучения и воспитания одаренных детей как важна, так и трудна. Она требует комплексного изучения особенностей, способностей одаренных детей, создания специальных программ для детей, программ подготовки специалистов, работающих с такими детьми. Каждого человека в чём-то можно считать талантливым. А добьётся он успеха или нет, во многом зависит от того, будет ли проявлен и замечен его талант в детстве, и представится ли ребёнку возможность реализовать свою одарённость. Длительное время одарённость рассматривалась отдельно от социальной и педагогической практики. Ориентированная на средний уровень, общеобразовательная школа не приспособлена для тех учеников, которые отличаются от одноклассников своими способностями. Соответственно, она не всегда готова помочь талантливым детям развиться и реализоваться в полной мере.
А между тем одарённая личность способна внести большой вклад в развитие общества. Пустить на самотёк таланты – ошибка любого государства.
Как показывает многолетняя практика, для успешного интеллектуального развития школьников недостаточно наличия хорошо организованной систематической напряженной общеобразовательной работы в школе. Необходимым условием этого является использование научных представлений и методов к проблеме выявления и развития одаренности. По последним данным примерно пятая часть детей в школьном возрасте, то есть приблизительно около 20% может быть отнесена к одаренным детям. Но они, как правило, лишены необходимой для развития их талантов поддержки. И поэтому всего лишь 2-5% от общего числа детей действительно проявляют себя как одаренные.
Актуальность исследования проблемы развития личности в учебно-тренировочной деятельности обусловлена качественными изменениями потребностей общества, в связи с глобализацией, с развитием цифровых технологией и возрастающей информационной напряженностью, что в свою очередь требует подготовки творчески мыслящих людей, обладающих нестандартным взглядом на проблемы, владеющих навыками исследовательской работы, обладающие оригинальным мышлением. А заниматься одаренными детьми является необходимым условием. И, прежде всего потому, что полное раскрытие способностей и талантов ребенка важно не только для него самого, но для общества в целом. Выявление и специальное обучение одаренных детей долгое время считалось непозволительной роскошью. На деле же все оказывается не столь очевидно. Научные исследования и практика показывают, что развитие таланта может быть задержано и даже загублено на любом этапе развития. Ясно, что необходимо специальное квалифицированное психологическое и педагогическое взаимодействие для решения названных проблем, помощь в развитии талантливой личности.
Для осуществления цели создания программы «Одаренные дети» разрабатывалась гипотеза исследования: нужно ли помогать таланту, или он настолько очевиден, что сам всего добьется.
Практическим результатом исследований явилась разработка новой учебной программы, позволяющей в рамках учебного процесса развивать творческие способности личности более целенаправленно, чем это делается на других предметах. Комплексная методика исследования позволила проверить гипотезу о том, что развитие личности старшеклассника происходит в различных видах учебно-творческой деятельности.
Одаренные дети отличаются разнообразием интересов: это порождает склонность начинать несколько дел одновременно, браться за слишком сложные задачи. Но парадокс заключается в том, что по словам Максима Горького «Талант — как породистый конь, необходимо научиться управлять им, а если дергать повода во все стороны, конь превратиться в клячу» Еще одна сторона одаренного заключается в том, что почти во всех начинаниях он добивается успеха, а в некоторых — выдающихся результатов. Вот почему такого ребенка с раннего возраста необходимо вовлекать в возможно более широкий круг занятий, чтобы он узнал, насколько широки таланты в нем и в других.
Работа над развитием художественной одаренности у ребенка началась с изучения его портфолио, собранного учителем начальной школы за четыре года учебы в начальной школе, из которого определились приоритеты работы. Было очевидна гуманитарная одаренность девочки, ее любовь к художественной литературе, живописи. Со временем была проведена диагностика ее проф. направленности. Впоследствии у ученицы расширился круг интересов, повысился уровень сложности заданий, я стала привлекать к участию в Олимпиадах, Международных языковых конкурсах, где требовались не только знания языка, но и фантазия, эрудиция и оригинальность мышления на английском языке. Накопленного материала хватило на создание ряда авторских работ: (статья в газете «Олекма», иллюстрации к книге, проект «Наш класс». В диких дебрях Первой школы», выступление в ПД «Живое слово», в тематических вечерах, концертах, общественных мероприятиях, написание сценария, постановка номеров, успешное изучение английского и другого языков). Еще один дар в талантливых детях – это способность воспринимать связи и отношения между предметами и явлениями, они видят неожиданные, непривычные связи между концепциями и событиями: эти связи нередко составляют основу творчества и изобретательности. Отсюда увлеченность Светы литературой фантазийного жанра, фанфиками, написанием сценариев для компьютерных игр. Достижение в деле фикрайтинга привело Свету к созданию фэндома, сообщества в Интернете, появлению поклонников ее таланта и результатом явилось выступление в 6 классе с работой и победа на Конференции «Шаг в будущее»- 2-е место.
Моя приоритетная функция как учителя английского языка — это раскрытие и развитие одаренности каждого ребенка, проявляющего способности в данной области знаний. Английский язык, как учебный предмет, обладает огромным потенциалом для всестороннего развития личности. Определив одаренных ребят, я стараюсь интересовать их своим предметом, его значимостью в современном мире, научить их логически мыслить, обогатить их познания, словарный запас, занимать их творческими, проблемными заданиями, дать толчок творчеству и пробудить воображение, предпринимать все возможное для развития их одаренности.
За период работы с одаренными и высокомотивированными учащимися мною были сделаны следующие выводы:
- работа должна носить систематический характер на протяжении всего процесса обучения;
- работа с одаренными учащимися должна проводиться как на уроке, так и во внеурочное время;
- целесообразно проводить занятия, как с группой учащихся, так индивидуально; ученикам должна быть предоставлена возможность реализации собственных идей.
Литература
- В.В.Пустовалова «Работа с одарёнными детьми». Инновационный проект подготовки к этапам олимпиады. Департамент образования Администрации. Томск, 2007г.
- Брюно Ж. и др. Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика. // Психологический журнал. — 1995. — №4. — с.73.
- Кулемзина А.В. Принципы педагогической поддержки одаренных детей // Педагогика. — 2003. — №6. — с.27-32.
- Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности. // Вопросы психологии. — 1989. — №6. — с. 29-33.
- Психология одаренности детей и подростков / Ю.Д. Бабаева, Н.С. Лейтес, Т.М.—
- Шумакова Н.Б. Одарённый ребёнок. Особенности обучения. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2008.
References
- V.V.Pustovalova. Work with gifted children. Innovation project for level preparing for Olympiads. Department of Education. Tomsk.
- Bryuno J.and others. Gifted children: psychological and pedagogical investigation and practice. Psychological journal- 1995 № 4 p.73
- A.V. Kulemzina. Principals of pedagogical support of gifted children. Pedagogica.2003 №6
- A.M. Matyushkin. The Conception of Creative giftness. Questions of Psychology.1989.№6
- U.D. Babayeva, H.C.Laites. Psychology of child and teenager’s giftness.
- N.B. Shumakova. A gifted child. The peculiarities of teaching. A textbook for teachers.M.: Prosveshchenie. 2008.