УДК 37.013
Одним из показателей нормального и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений, или, как принято говорить, мелкой моторики.
При ежегодном обследовании детей на логопункте, мною, учителем-логопедом, отслежена прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием мелкой моторики пальцев рук каждого ребенка: речь формируется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев. Многочисленные нервные окончания в коже и мягких тканях кисти – особенно на кончиках пальцев – воспринимают огромный поток осязательной информации и направляют её для обработки в головной мозг. В процессе деятельности мышцы выполняют три основные функции: органов движения; органов познания и аккумуляторов энергии. Если ребёнок трогает какой-нибудь предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.
Развитый мозг и неразвитая рука – вполне закономерное, при современном образе жизни, явление. Родители и педагоги не должны паниковать: слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать.
Речь формируется в деятельности. Наряду с игровой деятельностью большое значение в развитии речи имеет изодеятельность. Поэтому, чтобы работа по ручному праксису была результативной, я создала благоприятную развивающую среду-изостудию «Кустук», в которой применяются нетрадиционные техники рисования. Наряду с решением основных задач (усвоение названий форм, цветов, их оттенков, пространственных обозначений; высказывания в процессе наблюдений за предметами и явлениями при обследовании предметов, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников), которые положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи, на занятиях в изостудии успешно осуществляется и решение задач по региональному компоненту, поскольку не менее важной задачей нашего детского сада является воспитание у детей любви к родному краю, к земле, на которой мы родились и живем, уважение к нашим традициям. И в свою деятельность мы ввели интересные проекты, направленные, прежде всего, на возрождение национальной культуры, на нравственно-патриотическое воспитание детей, на воспитание любви к родному краю и приобщение к своим истокам. Я назову наиболее интересные, значимые работы, которые были реализованы в рамках республиканского проекта «Мы рисуем». Это проект «Арт-дизайн национального костюма». Целью нашего проекта является ознакомление с элементами якутского орнамента и национальной одежды коренных народов Якутии, пополнение уголка творчества дидактическими пособиями и играми для развития творческих способностей детей. Так, дидактическая игра «Юные модельеры» предназначена для детей в возрасте 5-7лет, чтобы научить их навыкам рисования элементов якутского орнамента на моделях одежды для кукол; развивать пальчиковую моторику путем нажима штампиков с узорами; закреплять умение правильно называть предметы зимней и летней одежды, её цвет, воспитывать желание и умение одеваться в национальную одежду, формировать умение образовывать и использовать в экспрессивной речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласовывать в речи прилагательные и числительные с существительными в роде, числе, падеже, навыки общения и т.д. Дети очень любят свои рисунки, гордятся ими, узнают свои “произведения искусства”, которые мы используем для оформления одежды для своих кукол в этой игре.
А дидактическая игра «Галерея ткани и меха» — знакомит с особенностями ткани и меха, которые традиционно применяются для шитья национального костюма, и способствует развитию тактильного восприятия.
Вся эта работа подтолкнула на создание выставки одежды кукол разных национальностей, которые сшили родители и работники коллектива.
В процессе выполнения практических действий, обыгрывания сюжета ведется непрерывный разговор с детьми. Игровая ситуация, формы работы педагога в этом блоке стимулирует их речевую активность. Таким образом рисование развивает мышление, восприятие, воображение, мелкую моторику, что теснейшим образом связано с развитием активной речи ребенка и приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной предложенной деятельности.
Литература
- Захарова Н.Р. Декоративное рисование в детском саду. – Якутск: Кн. Издательство, 1991. – 40стр.,вкл.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА». 2009. – 208 стр., переиздание.
- Рыжова Н.В. Методика развития навыков изобразительного творчества у детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011. – 160 с.
- Тосхол: Базовая национальная программа дошкольного образования/ МО РС(Я) под редакцией М.Н.Харитоновой и др., — Якутск: Сахаполиграфиздат, 2004. – 72 стр.
References
1. Zakharova N. P. Decorative painting in kindergarten. – Yakutsk: KN. Publishing house, 1991. — — 40 pages, incl.
2. Lykova I. A. Visual activity in kindergarten. M.: «KARAPUZ-DIDACTICS». 2009. — 208 p., reissue.
3. Ryzhova N. In. Methods of development of visual creativity skills in children with General underdevelopment of speech. – SPb.: Speech; M.: Sphere, 2011. — 160 p.
4. Tashal: the national core curriculum of preschool education/ MO RS(ya) edited by M. N. Kharitonova, etc. — Yakutsk: Sakhapoligrafizdat, 2004. — 72 pages.