«Интерес-творчество-проект»

17 марта 8:23

УДК 37.013

Цель дошкольного образования – создание пространства для деятельности ребенка и сопровождение его индивидуального развития, благоприятной социализации и усвоения ключевых компетенций в условиях свободы выбора деятельности.

В нашем детском саду № 6 «Березка» г. Олекминска  созданы условия для целенаправленной, разносторонней деятельности  педагогов и детей, способствующей развитию проектно-исследовательской деятельности с детьми. Эта задача решается и через дополнительное образование детей, которое осуществляется в форме кружков, секций, студий. Педагогами созданы программы дополнительного образования различных направлений: по познавательно-исследовательскому развитию кружок «Почемучка», спортивные секции «Здоровячок» и  «Школа мяча», танцевальная студия «Ритмы планеты», кружок якутского языка и культуры «Чуораанчик», кружок «Английский для малышей», кружок «Робофреш», кружок по ДИП «Сонор», кружок ручного труда «Город мастеров» и другие.

Все дети подготовительной группы «Пчелка», были распределены по данным кружкам, студиям и секциям. Для каждого ребенка группы создали индивидуальный образовательный маршрут с учетом склонностей, интересов, запросов родителей. Согласно маршрутам им надо выбрать проект.

Работа над проектом велась поэтапно:

I этап-выбор тем и цели проекта. Воспитатели  помогали  детям выбрать наиболее интересную и посильную для них задачу на их уровень развития. На этом этапе происходит вхождение детей в проблему, вживание в игровую ситуацию.

II этап- разработка проекта. Составляли  план деятельности по достижению цели: здесь мы обращаемся за помощью наставникам-педагогам дополнительного образования, родителям, воспитателям, через интернет ресурсы, книги, библиотеки, музеи, находим информацию, подбираем материалы и оборудование для работы, предметы для достижения цели.

III этап- выполнение проекта, основная практическая часть. При необходимости оказывали ребятам практическую помощь, а также направляли  и контролировали осуществление проекта. На этом этапе у  детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.

И IV этап- это подведение итогов. Проводится оценка результатов. Дети выступают перед сверстниками, родителями и перед жюри. Далее участвуют на различного уровня конкурсах, чтениях.

Выбор тем проектной работы  исходил от склонностей и  интересов, и  так же знаний и навыков которые ребенок получил, занимаясь в кружках, секциях. Так же учитывался и этнокультурный и языковой  аспект.

Так, дети с  родителями с удовольствием выбрали следующие темы проектов: «Чорон – якутский национальный сосуд». Ребенок очень много узнал о чороне, как о произведении искусства: форма напоминает силуэт танцующего стерха, эта птица служит символом красоты и грации; чорон у якутов является символом изобилия, богатства.

Одна из участниц научилась хорошо шить на занятиях в кружке ручного труда «Город мастеров»,   ее  идею подхватили родители, шили совместно кукол из фетра на тему проекта: «Герои  олонхо». Олонхо – это героический эпос народа саха. В эпосе отражен жизненный опыт народа на протяжении многих веков. Олонхо передавалась из поколения в поколение. Проект был интересен не только для ребенка, но и для родителей, девочка  так же исполнила роль Туарыма-Куо, одного из героев своих кукол в спектакле по мотивам эпоса.

Тема проекта «Якутская лошадь» у одного из участников была выбрана не случайно. С детства ребенку привита любовь к животным: дедушка разводит лошадей, подарил внуку кобылку, которую он назвал Бурушка. В настоящее время ребенок вместе с дедушкой ухаживает за лошадьми. Изучив много информации о лошадях, он узнал, что лечебным свойствам обладает кобылье молоко – кумыс, из конского волоса делают различные головные уборы, обереги, сувениры.

Тема проекта «Волшебная музыка хомуса». На занятиях  студии «Ритмы планеты» воспитывается любовь к музыке, проводится знакомство с традиционными мелодиями и, кроме того, в домашних условиях прививаются интерес и желание играть на хомусе.

Хомус – якутский национальный  музыкальный  инструмент. У якутского народа с глубокой древности сохранился этот инструмент: вмещающийся на ладони, но обладающий способностью петь голосом живой природы. Веками отрабатывались исполнительские приемы, превратившиеся впоследствии в своеобразное искусство игры на этом инструменте.

В рамках  проекта «Сравнение богатырей Ньюргун Боотур Стремительный и Илья Муромец» был проведен сравнительный анализ якутского богатыря и богатыря Руси.

Так, совместно с педагогом дополнительного образования по якутскому языку мы выбрали тему проекта: «В мире якутских сказок». Основное назначение – закрепление знания содержания сказок. Такой вид игры, как воссоздание картинок из частей, очень нравится детям дошкольного возраста.

Игра всегда использовалась в обучении ребенка. Речь идет об игре «Сонор»  профессора Григория Васильевича Томского, которая на Западе получила название ЖИПТО. В нашем районе игра «Сонор» практикуется в дошкольных образовательных учреждениях с 1995 года. Стало традицией проведение районных чемпионатов по ДИП «Сонор» для детей старшего дошкольного возраста. Многие из наших воспитанников заинтересовались этой игрой, имели возможность записаться в кружок «Сонор», проявлять активность, далее последовали победы среди сверстников на районном чемпионате.  С победителями было решено совместно создать проект: «Создание вариантов настольной игры «Пять зайцев».

Ребенок, занимавшийся в кружке «Юный  роботехник», выбрал тему проекта: «Удивительный мир – ЛЕГО». И результатом работы послужило самостоятельная сборка танцующего робота.

Занимаясь в кружке английского языка у одного из воспитанников группы «Пчелка», проявились склонности и интерес  к английскому языку и поэтому  проект   «Родословное древо моей семьи» он рассказал на английском языке.

В нашем городе  Олекминске  много достопримечательных мест и наш следующий участник совместно с взрослыми взял тему «Олекминск – Родина моя» и составил игру путешествие, которая сможет послужить путеводителем по достопримечательным местам нашего города.

По итогам деятельности кружка по  познавательной деятельности взяли проекты «Мои первые опыты». Дети заинтересовались, откуда берется радуга, изучили и провели опыты в домашних условиях, воссоздавая ее. А как радовался ребенок, который провел свои первые опыты при прорастании семян в разных условиях!

Первый цветок, который распускается весной в Якутии, это подснежник, и какое было удивления ребенка, изучившего эту тему, что нельзя его рвать, что он занесен в красную книгу.

Тема проекта «Витаминные семейки» была предложена к изучению именно потому, что дети дошкольного возраста не любят есть овощи, не знают об их пользе. Таким образом, один из участников заинтересовался данным вопросом, впоследствии решил выяснить, нужно ли есть овощи, и какая от них польза, в результате чего родился целый проект.

Проектная деятельность подразумевает взаимодействие всех участников образовательного процесса: ребенка, родителей, педагогов. Совместный сбор материалов по теме исследовательского проекта раскрывает творческие способности детей, вдохновляет и  вовлекает родителей в воспитательный процесс, что естественно сказывается на результатах работы.

Жизнь детей и родителей  наполнилась богатым содержанием. В процессе познавательно-исследовательской  деятельности дети научились анализировать, правильно ставить вопросы, доказывать свою точку зрения, расширять и углублять знания об отдельных явлениях и объектах окружающей среды. Иными словами, исследовательская  деятельность способствует, развитию как познавательной активности, так и творческой деятельности. Проанализировав результаты  своей педагогической деятельности, приходишь к выводу, что опыт работы в данном направлении очень эффективен.

Созданные совместные детско-родительские исследовательские проекты были представлены на районном конкурсе исследовательских  и творческих проектов детей старшего дошкольного возраста: «Я исследователь». Дети выступили со своими проектами и заняли призовые места: проект «Родословное древо моей семьи» (на английском языке) –диплом II степени; проект «Якутская лошадь»– диплом  III степени, проект «Озорные котята» – диплом III степени.

За проекты  «Олекминск – Родина моя», «Герои Олонхо», «Создание настольной игры «Сонор» дети получили сертификаты.

Проект «Разноцветная радуга»  был представлен на заочном Всероссийском конкурсе «Узнавай-ка» и получил диплом I степени.

Таким образом, применение технологий исследовательской деятельности дает возможность обогатить содержание воспитательно- образовательного процесса, сделать его современным и эффективным и способствует положительной динамике роста развития воспитанников.

Литература


  1. Веракса Н.Е, Галимов. О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4–7 лет. -М.:МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2014-с-80.
  2. Елисеева Т.А., Посашкова Л.А. «Экспериментальная деятельность детей в детском саду», 2009- №9-с4.
  3. Емельянова Е.Н. «Исследовательская деятельность детей. Ребенок в детском саду», 2009-№3-с7.
  4. Киселева Л.С, Данилина Т.А, Лагода Т.С. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ», -М.: АРКТИ, 2005 –с -18.
  5. «Образование и общество: Интеграция во имя ребенка». Материалы XIII съезда учителей и педагогической общественности Республики Саха (Якутия), сост.: д.п.н. Ф.В. Габышева, В. В. Гуляев, Г.И. Алексеева, М.В. Никифорова. -Якутск: Изд-во и ПК им С.Н. Донского, 2016.-276 с. Агентство СР НБР Саха.
  6. Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. «Управления образовательными системами». Под.ред. Т.И.Шамовой, -М.: ВЛАДОС, 2001-с-28.
  7. «Детский сад будущего – галерея творческих проектов». Журнал для руководителей, специалистов и педагогов ДОУ, № 05 (22) июль 2014.

References


  1. Veraksa N.E., Galimov. О.Р. Cognitive-research activity of preschool children. For classes with children 4-7 years. -М.: Mosaic-Synthesis, 2014-с-80
  2. Eliseeva TA, Posashkova LA «Experimental activity of children in kindergarten», 2009- №9-c4.
  3. Yemelyanova E.N. «Research activities of children. Child in the kindergarten », 2009-№3-с7.
  4. Kiseleva LS, Danilina TA, Lagoda TS «Project method in the activity of a pre-school institution: A manual for executives and practitioners of the Dow», -M .: ARCTI, 2005-p -18.
  5. «Education and society: Integration for the sake of the child». Materials of the XIII Congress of Teachers and Pedagogical Public of the Republic of Sakha (Yakutia), comp.: Ph.D. F.V. Gabysheva, V. V. Gulyaev, G.I. Alekseeva, M.V. Nikiforov. -Yakutsk: Publishing House and PC named after S.N. Donskoy, 2016.-276 with. Agency SR NBA Saha.
  6. Shamova TI, Tretyakov PI, Kapustin NP «Management of educational systems». Sub. T. Shamova, -M .: VLADOS, 2001-with-28.
  7. «Kindergarten of the future — gallery of creative projects». Journal for managers, specialists and educators of Dow, No. 05 (22) July 2014.