УДК 37.013
Проведение в младших классах регулярных занятий по логике, существенно гуманизирует начальное образование. Такой подход создает условие для развития у детей познавательных интересов, стимулирует ребенка к размышлению и поиску, вызывает чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время таких занятий у учеников происходит становление и развитие форм самосознания и самоконтроля, исчезает боязнь ошибочных шагов, тем самым создаются необходимые личностные и интеллектуальные предпосылки для успешного протекания процесса обучения на следующих этапах.
Логические, комбинаторные, геометрические, ситуационные задачи являются плодотворным материалом для развития универсальных учебных действий. При анализе ситуаций, описанных в логических задачах, младшие школьники овладевают умением искать и выделять необходимую информацию, приобретают опыт смыслового чтения и анализа объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков. На этапе поиска решения задачи развиваются такие универсальные учебные действия, как установление причинно-следственных связей, построение логической цепочки рассуждений, выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности. Именно через решение логических задач можно формировать элементы информационной культуры: познакомить учащихся со способами обработки информации и наглядными формами ее представления в виде таблиц, графов, схем, и других моделей.
Целью кружка является повышение уровня развития логического мышления младших школьников, посредством системы заданий.
На занятиях дети решают нестандартные задачи, которые даются в определенном порядке, от простого к сложному. Занятия проводятся один раз в неделю. На занятии решаются 3-5 задач.
- Для формирования гибкости мышления на одном занятии даются задачи различных типов: задачи на классификацию, логические, на разбиение геометрических фигур, комбинаторные задачи и т.д
- Нетиповые, поисково-творческие задачи решают дети с разной интеллектуальной подготовкой. Даются задачи разных уровней. В этом случае каждый ребенок может почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в своих силах, поскольку решение нестандартных задач опирается на поисковую активность и сообразительность ребенка.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому появляются хорошие условия для формирования у детей произвольности, самостоятельности в действиях, способностей управлять собой в сложных ситуациях. После самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач, поэтому возникает условие для нормализации самооценки у всех детей.
Таким образом, если проводить целенаправленную работу по обучению детей основным приемам мыслительной деятельности; способствовать развитию познавательных интересов; стимулировать ребенка к размышлению и поиску поставленной задаче; вызывать у него чувства уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта, то при таком подходе к обучению мы со временем получим интеллектуальных детей, умеющих самостоятельно управлять мыслительной деятельностью, проявлять инициативу, ставить цели и находить способы их достижения.