УДК 37.013
Каждый ребенок, идя в школу надеется добиться признания и хочет заслужить любовь и уважение со стороны учителей и своих сверстников. Но если этого не происходит, возникает самая серьезная проблема обучения. Как помочь такому ребенку? Какую роль при этом играет учитель? Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего? Ответы на подобные вопросы достаточно актуальны для представителей педагогической общественности.
Я работаю в небольшой сельской школе учителем русского языка и литературы. В нашей школе учатся самые обычные ученики – дети разные по своему развитию и способностям к учебе.Необходимо для каждого из них создать ситуацию успеха, ведь без ощущения успеха у детей пропадает интерес к школе и учебным занятиям.
Моя цель как педагога заключается в том, чтобы создать необходимые условия для получения ребенком опыта успешной предметно-практической и творческой деятельности. Необходимо постепенно, с учетом индивидуальной истории развития, возраста ребенка ориентировать его на внимательное отношение ко всему процессу и результату дела, которым он занимается. Я пытаюсь своим ученикам, одаренным и даже не имеющим на первый взгляд никаких особых способностей, создать ситуацию успеха в рамках своего учебного предмета, в основном во время занятий по внеурочной деятельности.
Цель: создание условий для саморазвития, самоопределения, самоутверждения школьников в процессе внеурочной деятельности на основе индивидуального и дифференцированного подхода.
Задачи:
— выявление и оказание помощи в развитии творческого потенциала учеников, включение каждого в творческую развивающую коллективную и индивидуальную деятельность;
— профориентация подростков;
— профилактика девиантного поведения подростков;
— организация досуга.
Ведущими идеями работы являются:
— развитие мотивации детей к познанию и творчеству;
— содействие личностному и профессиональному самоопределению подростков;
— самореализация ребенком своего «Я», его адаптация к жизни в современном обществе.
Основные виды деятельности, в которых принимают участие дети, чтобы определить свои возможности, проявить таланты: исследовательская деятельность, художественное слово (выразительное чтение), предметные олимпиады, конкурсы, викторины.
Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность учащихся связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированнуюисходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучения теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.
Художественное слово (выразительное чтение) – чтение с соблюдением нужной интонации, темпа, правильно поставленным логическим ударением. Это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему.
Этапы работы:
- Чтение текста учителем или в записи.
- Работа над произношением и памятью (чтение наизусть)
- Разбор текста по смыслу (тема текста, основная мысль, настроение, интонация, эмоциональность).
- Ключевые слова в тексте при обучении школьников выразительному чтению.
- Проверка полученных навыков (участие в небольших театральных постановках, литературных салонах, конкурсах художественного слова).
В нашей школе традиционно к празднованию Защитника Отечества проводится конкурс «Чтение на бис». В нем принимают участие все мальчики 1-11 классов. В ходе этого конкурса проявляется талант ребят к художественному чтению, который в дальнейшем совершенствуется.
Предметные олимпиады, конкурсы, викторины.Олимпиада – одна из общепризнанных форм работы с одаренными детьми. Участие в олимпиадном движении играет большую роль в формировании личности ребенка, воспитывая ответственность за начатое дело, целеустремленность, трудолюбие. Предметные олимпиады не только поддерживают и развивают интерес к предмету, но и стимулируют активность, самостоятельность учащихся при подготовке вопросов по темам, в работе с дополнительной литературой; они помогают школьникам формировать свой творческий мир. С помощью олимпиады ученики могут проверить знания, умения, навыки по предмету не только у себя, но и сравнить свой уровень с другими.
Современное образовательное пространство сети Интернет предоставляет возможность организовать работу по развитию творческих и интеллектуальных способностей детей посредством участия в дистанционных олимпиадах, конкурсах и викторинах. Дистанционная олимпиада — эффективный способ выявления и развития потенциала одаренных детей.
Результаты участия обучающихся в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях.
Ф.И. ученика | Наименование мероприятий | год | место |
Филатова Надежда 9кл. | Всероссийской олимпиады по русскому языку «Центра поддержки талантливой молодежи» | 2014 | 3 |
Малышева Жанна 5 кл. | XVII Региональной научной конференции молодых исследователей «Шаг в будущее» г. Олекминск | 2014 | 3 |
Малышева Жанна 5 кл. | XIX Республиканской научной конференции молодых исследователей «Шаг в будущее» имени академика В.П. Ларионова г. Якутск | 2015 | Сертиф. |
Малышева Жанна 5 кл. | районныеАбагинские чтения | 2015 | 1 |
Попова Снежанна 11 кл. | Республиканский конкурс художественного слова Китчегясовские чтения | 2015 | 2 |
Маркова Светлана 10 кл. | Республиканский конкурс художественного слова Китчегясовские чтения | 2015 | номинация «Индивидуальная манера исполнения» |
Малышева Жанна 7 кл. | XIX Региональная научная конференция молодых исследователей «Шаг в будущее» г. Олекминск | 2016 | 2 |
Малышева Жанна 7 кл. | районныеАбагинские чтения | 2017 | 2 |
Никитина Валерия 5 кл. | Районный конкурс художественного слова Китчегясовские чтения | 2017 | 3 |
Емельянова Айсена 5 кл. | Районный конкурс художественного слова Китчегясовские чтения | 2017 | номинация «Актерское мастерство» |
Малышева Жанна 8 кл. | Районная НПК «Корниловские чтения» | 2017 | 3 |
Малышева Жанна 8 кл. | XX Региональная научная конференция молодых исследователей «Шаг в будущее» г. Олекминск | 2017 | 3 |
Трубина Ларина 8 кл. | Международная олимпиада школьников «Олимпис» по русскому языку | 2017 | 2 |
Семенова Аня 8 кл. | Международная олимпиада школьников «Олимпис» по русскому языку | 2017 | 1 |
Филатова Алина 6 кл. | Международная олимпиада школьников «Олимпис» по русскому языку | 2017 | 1 |
Емельянова Айсена 6 кл. | Всероссийская олимпиада «Подари знание» по русскому языку | 2018 | 1 |
Емельянова Айсена 6 кл. | Всероссийская олимпиада «Подари знание» по литературе | 2018 | 1 |
Вывод: Каждый ребенок от рождения обладает определенными особенностями организма и нервной системы. Генетические предпосылки называются задатками. На основании задатков и склонностей, при правильном обучении и воспитании ребенка, формируются способности. Они помогают человеку легко добиваться успеха в той или иной профессиональной деятельности. Успех является источником внутренних сил ученика, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Школьник испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. Успех в творческой деятельности помогает успеху в учебе и завтрашнему успеху в жизни.