Проектно-исследовательская деятельность как фактор речевой активности детей с нарушениями речевого развития

30 марта 5:33

УДК 37.013

Технология проектирования является инновационной в работе дошкольных организаций.

Этот метод позволяет ребенку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым,  обеспечивая ему высокую готовность к школьному обучению. Процесс с проектирования укрепляет взаимоотношения с родителями, делает процесс обучения интересным и увлекательным. В педагогической литературе последнего времени активно обсуждаются вопросы использования метода проектов в дошкольном  образовании.

Метод проектов –педагогическая технология ориентированная не на интеграцию фактических        знаний, а на их применение и приобретение новых.

Основой метода проектов является развитие познавательных умений детей, обучение их умению конструировать свои знания. Практика показывает, что при применении метода проектов наблюдается:


  • высокая активность воспитанников;
  • интенсивная самостоятельная познавательная деятельность дошкольников;
  • повышение личностной ценности реализованных проектов;
  • увеличение глубины и объема полученных знаний.

Таким образом сущность метода проектов заключается в том, что ребенок в процессе деятельности осваивает особое умение самостоятельно приобретать новые знания в процессе решения жизненных проблем.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель. Поэтому в воспитательно- образовательном  процессе ДОО проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги , а также вовлекаются родители.

Благодаря их участию в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка, а у тех детей, родители которых чаще выполняют роль ассистентов наблюдается значительное продвижение в развитии. Привлекая родителей к работе над проектом создаются дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей их детей. Педагогу,обратившемуся к методу проектов, следует помнить ,что проектная деятельность разворачивается в проблемной ситуации, при этом проблема должна быть актуальна для участников проекта, чтобы каждый участник был заинтересован в получении результата. Тематика и содержание проектов для детей старшего дошкольного возраста могут быть очень разнообразными. В практике можно использовать следующие типы проектов:

«Исследовательско-творческие» (дети экспериментируют,а затем результаты оформляют в виде газет драматизации);


  • «Ролево-игровые» (когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по своемупоставленные проблемы);
  • «Информационно-практика-ориентированные» (дети собирают информацию и реализуют ее ориентируясь на социальные интересы, оформление и дизайн группы, витражи);
  • «Творческие» (оформление результата в виде детского праздника).

Работа над проектом, включающая составление обаснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов:

— постановка цели;

— поиск формы реализациипроекта;

— разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;

— организация развивающей познавательной предметной среды;

— определение направлений поисковой и практической деятельности;

— организация совместной творческой поисковой и практической деятельности;

-коллективная реализация проекта, его демонстрация.

В содержание проектов могут быть включены разнообразные мероприятия с применением различных форм и методов работы.Непосредственно-образовательная деятельность, праздники, игры, экскурсии.

Таким образом метод проектов, как одна из личностно-ориентированных технологий позволяет развивать творческое мышление и познавательный интерес к различным областям знаний, у детей формирует коммуникативные навыки и нравственные качества.

В последнее время возросло число детей имеющих недоразвитие речи.Речевые нарушения затрудняют общение, отрицательно влияют на мыслительную деятельность. Детские рассказы страдают скудностью наличием слов-повторов, длительными паузами. Словарный запас ограничен. Поэтому мы решили использовать в нашей работе технологию проектирования.

Технологии проектирования необходима соответствующая организация предметно-пространственной среды группы.

Развитию речи способствуют имеющийся в группе книжный уголок, уголок ряжения, различные театры, игровые уголки, где возможно организовать общение детей сюжетно-ролевые игры, уголок науки, природы, сенсорный уголок, где дети могут общаться, обогащая лексику новыми словами. В группе нами собраны подборки стихов фольклорных форм литературных произведений для чтения. Имеются доступные детям дидактические игры  и настольно-печатные игры.Для проведения НОД имеются наглядно-демонстрационный и раздаточный материал. Был организован выход детей в библиотеки, музеи и другие учреждения, так реализовались проекты «В мире театра»,«Приглашаем вас в музей», «Крепкое здоровье». В качестве необходимого условия построения образовательного процесса выступает взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка.

В ходе совместной с родителями деятельности по формированию речевой активности дошкольников, были организованы детско-родительские проекты поисково-познавательной и творческой направленности.

«Музыка моей мечты», « В мире театра», «Наша забота всем нужна.» Основной акцент в рамках любого проекта ставится на речевое развитие. Идея долгосрочного проекта «Мир книг», возникла в ходе тематической недели « Книжкина неделя». Проект реализован в течении четырех месяцев. С детьми проведен цикл бесед. Организованно НОД «Путешествие по страницам старой книги», в ходе которых дети знакомились с произведениями писателей и художников о книгах. Организованны экскурсии в книжный магазин, библиотеки, семейное чтение книг. В познавательно исследовательской деятельности, ребята узнали, какими были книги, как зародилось письменность. Работая над проектом достигнуты цели, активизирован словарь по темам « Музей», « Сказки», расширен атрибутный словарь. Дети проявляли интерес к самостоятельному сочинению, созданию разнообразных видов творческих рассказов. Научились использовать средства интонационной выразительности при чтении стихов, пересказе литературных произведений. Результатом работы над проектом «Мир книг», стали рисунки, аппликация, альбом и книжка самоделка про любимую сказку.

Творческий краткосрочный проект « Где живут буквы» позволил детям проявить свою самостоятельность, активность, высказывать оригинальные идеи. Активизировать речевое общение при реализации проекта, позволили такие коллективные формы, как работа парами и под руководством маленького учителя. Дети организовывали работу других воспитанников, проявляли настойчивость, используя побудительные формы речи, проявляли внимания к речи товарищей, умело задавали вопросы.

Работая над этим проектом, дошкольники создали книжки самоделки «Буквицы», которые стали основой пособия «Замок букв».

В ходе реализации педагогических проектов использовали проблемные ситуации, для выхода из которых, дети активно вступают в общение со сверстниками и взрослыми. Так в исследовательском проекте « Все про мыло мыльное, пузырчатое» была сформулирована проблемная ситуация «Как сделать мыло своими руками?» Дети превратились в волшебников, делали разноцветную стружку и мыло своими руками, учились создавать мыльный раствор и пускать мыльные пузыри. В процессе работы над проектом, дошкольникам предлагалось освоить невербальные средства общения: мимика, жесты, позы. Для активизации речи детей были использованы инсценировки, продолжительностью 5-7 минут. Игровые упражнения: «Если бы я был волшебником», « Поймай пузырь», «Я мыльный большой пузырь».

Особый интерес у детей вызвал проект «Кто работает на телевидение». Дошкольники совершили экскурсию в редакцию газеты. При реализации этого проекта дети сочиняли стихи, состоящие из пяти строк. Данный проект позволил познакомить детей с историей происхождения слов ( репортер, журналист, корреспондент). Освоить этикет разговора, взаимодействие в общественных местах.

Результатом проекта « Такие разные деревья», является демонстрационно справочное пособие « Разные деревья».

Проект «Насекомые» знакомит детей с миром насекомых и нашел положительный отклик со стороны родителей. Формами работы стали, создание вязанного театра «Жучки-паучки», совместный досуг «Таинственный мир насекомых», циклы бесед с детьми, игровые упражнения по подбору антонимов и синонимов «Закончи фразу», «Скажи по другому», которые помогли активизировать словарь дошкольников по теме насекомые.

Презентация проектов проходит у нас в два этапа: сначала слушаются доклады детей перед детьми своей группы; заключением было представление перед детьми младшего возраста. Опыт работы показывает, что использование педагогических проектов, дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательные творческие способности и коммуникативные навыки. Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает новые публичные изложения своих мыслей при презентации проекта. Родители стали активными участниками образовательного процесса.

Таким образом проведенная работа дает возможность предположить, что методика предлагаемая нами имеет существенные, положительные тенденции для эффективного, речевого развития старших дошкольников с нарушениями речи.