Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность, как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста

18 октября 1:04

УДК 37.013

Чтобы развить у детей чувство ритма, выразительность движения, фантазию  и воображение я организовала  занятия в хореографическом кружке «Радуга»,так как разного характера танцы ,двигательные танцевальные упражнения  и комплексы помогают ребенку понять содержание музыки ,освоить ее непростой язык. Кружковые занятия танцами развивают у дошкольников чувство ритма, музыкальный слух, культуру движения, сосудистую систему детского организма ,тем самым способствуя здоровому  образу жизни дошкольников.

Цель:  Формирование  у дошкольников навыков  танцевальной техники,  нравственно-волевых  качеств личности и привитие интереса детей  к хореографическому искусству

Актуальность проекта: Одним из видов музыкальной деятельности, которая в большей степени способствует развитию творчества – является музыкальное движение. Это наиболее продуктивный вид музыкальной деятельности с точки зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и творческих качеств личности. Выдающиеся педагоги – Л.С.Выготский и Н.А.Ветлугина – считали, что ребенка следует, как можно раньше побуждать к выполнению творческих заданий.  Организуя работу по развитию творческих способностей детей в условиях ДОУ, возникла необходимость в оказании большего внимания музыкально-ритмическим   и танцевальным     движениям.  Проблема развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста  состоит в необходимости продолжения развития у них ритмических   и танцевальных  движений, заложенных природой, т.к. такое творчество может развиваться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога, а правильная организация и проведение данного вида творчества помогут ребенку развить свои творческие способности.

Новизна:

Заключается в определении путей развития творческих способностей

 -дошкольников посредством музыкально-ритмической  и танцевальной    деятельности:

  — комбинирование программ и методических пособий по данному виду    деятельности;

   — изменение требований к педагогической работе (от умений транслировать  и формировать программный объем знаний – к умениям решать творческие задачи, развивать способности к самореализации сочетание творческого, личностно-ориентированного, исследовательского, проектного подходов);

     — расширение форм социальных и культурных практик на основе идеи  творческих способностей ребенка, предоставив ему возможность   выбора

Задачи:

Образовательные:


  • Обучение детей танцевальным движениям и формирование умений слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать их танцевальными движениями.
  • Формирование пластики, культуры движения, их выразительности и формирования умений ориентироваться в пространстве.
  • Формирование правильной  постановки  корпуса, рук, ног, головы.

Воспитательные:


  • Развитие у детей активности  и самостоятельности, коммуникативных способностей.
  • Формирование общей культуры личности ребенка, способности ориентироваться в современном обществе.
  • Формирование нравственно-эстетических отношений между детьми и взрослыми.
  • Создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве.

Развивающие:


  • Развитие творческих способностей у детей.
  • Развитие музыкального  слуха и чувство ритма.
  • Развитие воображения и фантазии.

Участники проекта: педагоги, родители, дети.

 Вид проекта: педагогический.

 Тип проекта: долгосрочный.

 Сроки реализации проекта  в течение года

Ожидаемый результат дети активно реагируют на музыку, умеют эмоционально передать её настроение; ­ определяют начало и окончание музыкальной фразы; ­ умеют двигаться после вступления музыки; ­ умеют плавно и легко работать руками; ­ исполняют поскоки, боковой галоп, пружинящий шаг, приставной шаг в сторону; ­ умеют выразительно исполнять танцевальные движения.

Методы и  приемы  — наглядно-зрительный (показ движений педагогом).

— словесный (объяснение, беседа, диалог).

практический (упражнения, использование различных приемов для детального выучивания того или иного движения).

Обучение танцу в кружке строилось с учетом индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого ребенка; танец рассматривался как способ развития основных познавательных процессов личности ребенка и его эмоционально-волевой сферы. Воспитанники кружка активно принимали участие во всех мероприятиях, проходящих в детском саду и на концертах и  на улусных конкурсах .Осенний праздник «Золотая осень» с танцем «Танец с листочками», на новогоднем празднике исполнили танцы: «Елочки », «Танец снеговиков», на празднике, посвященном Дню Защитника Отечества выступили с танцем «Морячка», на 8 марта – с русским народным танцем «Матрешки», на Масленицу исполнили танец «Пришла Весна», на празднике, посвященном Дню Победы исполнили «Танец с шарами», приняли участие в показе музыкальной композиции «Репка», участвовали в фестивале детского творчества «Зимнии фантазии» с танцем «Цыганочки», на выпускном празднике воспитанники показали танец «Первый вальс».

В ходе работы кружка были получены положительные результаты диагностики: начало года – Н  8%, С 58%, В 34%. Конец года: Н 0%, С 27%, В 73%.У детей, посещающих хореографический кружок, становятся богаче знания и умения, устанавливаются товарищеские отношения, ответственность. Совместный труд детей и поддержка взрослых – это радость творчества: происходит приобщение к прекрасному. Хорошие результаты дает качество музыкального сопровождения, красочные костюмы и атрибуты для танцев, и вся подготовительная работа –это воспитывает организованность, художественный вкус, способствует развитию музыкальности, творческой инициативы, общему и физическому развитию.

Приобщение детей к удивительному миру музыки и танца, способствует их всестороннему развитию. Детство особенно восприимчиво к прекрасному – музыке, танцу. Это позволяет нам смотреть на музыкально-ритмическое воспитание в ДОУ как на важный и нужный процесс развития детей .  Итогом  кружковой работы можно считать :

-дети научились самостоятельно двигаться и импровизировать.

-выразительно и эмоционально передавать характерные движения игровых образов.

-у детей на лицо такие качества, как трудолюбие, выносливость, терпеливость, взаимоуважение и взаимовыручка.

-развились физические данные и творческие способности детей. .

На первом этапе движения  показываю  без музыкального сопровождения, в замедленном темпе, а трудные места прорабатываю  отдельно. Затем композиция разучивается под музыку по показу педагога. Не нужно добиваться идеальной четкости, предельной выразительности исполнения «с первых шагов», так как это очень утомляет ребят. Отточенность, пластичность  движений появляется постепенно, в процессе длительной работы. При этом целесообразнее  повторять композиции не ежедневно, а периодически, чтобы сохранить свежесть их восприятия.

Дети легко осваивают танцы, которые, я им в ненавязчивой форме преподношу, потому как  это наши «совместные танцы». Таким образом, мы смогли  достигнуть хороших результатов. Итогом работы было выступление нашего хореографического коллектива «Радуга» на фестивале детского творчества «Зимние фантазии». Кроме основных разделов занятия включают в себя упражнения на развитие ориентирования в пространстве, ритмическую разминку на развитие групп мышц и подвижность суставов, вспомогательные и координирующие упражнения, упражнения с предметами, музыкально – подвижные игры, упражнения на импровизацию.Приобщение детей к удивительному миру музыки и танца, способствует их всестороннему развитию. Детство особенно восприимчиво к прекрасному – музыке, танцу. Это позволяет нам смотреть на музыкально-ритмическое воспитание в ДОУ как на важный и нужный процесс развития детей.

Литература

1.Антонова Т.В — М.Б.Зацепина, «Праздники и развлечения в детском саду». -Изд.Мозайка-Синтез, Москва 2008г.

2.Зацепина М.Б «Музыкальное воспитание в детском саду»- Изд.Мозайка-Синтез , Москва 2016г.

3.Зацепина М.Б, Г.Е.Жукова «Музыкальное воспитание в детском саду»- Изд.Мозайка-Синтез , Москва 2016г

4.Комиссарова Л.Н, Г.В.Кузнецова «Ребенок в мире музыки». — Школьная пресса, Москва 2006г

5.Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать. – М., 2004

References


  1. Antonova.T.V., Zatsepina M.B., “Celebratories and entertainments in kindergarten” [Prazdniki i razvlecheniya v detskom sadu]. Moscow: Mosaic-Synthesis, 2008.
  2. Zatsepina M.B. “Music education in kindergarten” [Muzykal’noe vospitanie v detskom sadu]. Moscow: Mosaic-Synthesis, 2016
  3. Zatsepina M.B., Zhukova G.E. “Music education in kindergarten” ” [Muzykal’noe vospitanie v detskom sadu]. Moscow: Mosaic-Synthesis, 2016
  4. Komissarova L.N., Kuznetsova G.V. “The child in the world of music” [Rebenok v mire musyki]. Moscow: School Press, 2006
  5. Purtova T.V., Belikova A.N. Kvetnaya O.V. “Teach the children to dance” [Uchite detei tantsevat’]. Moscow., 2004