Учебное исследование как средство формирования метапредметных умений на уроках русского языка (в условиях реализации ФГОС)

22 октября 8:46

УДК 37.013

В концепции модернизации российского образования на период с 2010 года сказано: «Развивающемуся обществу нужны современные, образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны».

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой школы и призван обеспечить выполнение основных целей, среди которых называется развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формируется желание и умение учиться.

В настоящее время одно из первостепенных значений приобретает проблема развития творческих способностей личности.

Развитие интеллектуального и творческого потенциала детей я считаю главной и самой трудной задачей учителя. Заниматься развитием интеллектуальных и творческих способностей необходимо. И прежде всего, потому, что полное раскрытие способностей ребенка важно не только для него самого, но и для общества в целом. Качественный скачок в развитии новых технологий повлек за собой резкое возрастание потребности общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи, относящиеся к будущему.

Исходя из актуальности и значимости выделенной проблемы,

Цель состоит в развитии творческих способностей детейсреднего школьного возраста через учебный проект.

 Процесс развития творческих способностей среднего школьника, будет более эффективным, если:


  • созданы условия, способствующие развитию творческих способностей ученика;
  • развивающая работа с детьми строится на диагностической основе.

Исходя из цели, определены следующие задачи:


  1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу и практический опыт по проблеме.
  2. Обеспечить диагностику развития творческих способностей.
  3. Определить формы и методы работы по развитию творческих способностей школьников через учебный проект.

В данной работе я опиралась на опыт С.И.Львовой, ведь учить детей родному языку по этим учебникам интересно. На мой взгляд, уходят в прошлое учебники с бесконечными упражнениями, сухими правилами, однотипными заданиями, словарём в конце учебника. Лучше – несколько словарей, необычные задания и красочные иллюстрации.

Стандарты второго поколения ориентируют на то, что русский язык, как учебный предмет, является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития, способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Всё это в полной мере реализуется в УМК нового поколения. Здесь интересно всё, начиная с яркого красочного оформления книг.

Школьник, открывая учебник, видит в нём занимательные рисунки, современные фотографии, интересные фотоколлажи – всё это уже заинтересовывает ребёнка, а задача учителя – поддержать этот интерес, раскрыть содержательную сторону теоретических сведений и практических упражнений. Новые стандарты, ставя во главу угла «коммуникативную компетенцию, предполагают овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста ситуаций.

Для учителя современной школы при выборе УМК важно получить ответы на следующие вопросы:

— Каковы концептуальные положения комплекта?

— В чем состоят принципиальные особенности УМК, отличающие его от других комплектов?

— Каковы особенности методики преподавания?

— Какова роль УМК в формировании у обучающихся умения учиться?

Так в чем же особенность УМК по русскому языку? На собственном опыте я убедилась, что это учебники и учебные издания нового поколения, которые дают целостную систему знаний, являющихся ориентиром для поиска нужной информации и решения творческих задач. Они помогают учителю открывать перед детьми удивительный мир, чувствовать красоту и силу слова.

Разработанный единый методический аппарат для всех учебников обеспечивает реализацию проблемно-диалогической технологии с учётом специфики возраста и предмета. Логическая связь понятий и преемственность содержания внутри учебника способствует пониманию содержания предмета изучения. Максимально учитываются психологические особенности определенного школьного возраста и личностные особенности каждого ученика.

В основу учебников заложен особый принцип, который позволяет реализовать свою индивидуальность каждому учителю, легко скорректировать работу в зависимости от своеобразия класса. Ученик, по той или иной причине не успевающий, слабый, ограничится минимумом. Ученик сильный возьмёт все, что ему дают, и пойдёт выше. Все остальные разместятся в промежутке между минимумом и «максимумом» в соответствии со своим индивидуальными возможностями и способностями.

При этом создаётся мотивация учебной деятельности, то есть ученик знает, что за учебный материал он будет изучать, каковы конкретные задачи и ожидаемый результат обучения. Данные учебники построены как энциклопедии и научно-популярные книги для взрослых. Это создает возможность ученику выбрать свой образовательный маршрут.

Итак, УМК С.И. Львовой, В.В. Львова в сравнении с аналогичными учебными изданиями других авторов (традиционная линия учебников русского языка Ладыженской Т.А., Баранова М.Т., Тростенцовой Л.А. и др., УМК под ред. М.М. Разумовской) выигрывает, прежде всего, научным и занимательным подходом к изучению языка.

Способ подачи теоретического материала, его содержание и разнообразные упражнения нацеливают учащихся на самостоятельный поиск ответов на сложные вопросы, побуждают обратиться к истории языка, способствуют развитию интеллектуальных и творческих способностей. Хорошие возможности открывает новый учебник и для развития логического мышления учащихся, формируя доступные в данном возрасте навыки лингвистического анализа.

В аналогичных учебных изданиях все перечисленные направления представлены слабее. Плюсом можно назвать и материал по «Развитию речи» и иллюстративный материал, а также разнообразный справочный материал

Подведем итог и выделим инновационные особенности курса:


  • развитие творческих способностей учащихся, расширение культурологического кругозора, формирование эстетического вкуса учащихся средствами самого языка и широким использованием в учебнике произведений русской живописи и графики, фотографий, фотоколлажей и рисунков;
  • формирование навыков самостоятельной работы учащихся с использованием разнообразной учебной литературы (словарей, справочников, самоучителей, пособий для подготовки к экзаменам, мультимедийных средств и т. п.).

Обогащение словаря школьников является одним из направлений в развитии речи. Систематическое обращение к учебным лингвистическим словарям, предусмотренное программой, даёт возможность не только укрепить разнообразные речевые умения, но и сформировать важнейшие навыки работы со справочной литературой.

Учебный материал даётся преимущественно в системно-блоковом виде, часто предлагаются «опорные схемы», оформленные в виде таблиц, чертежей. Подобные схемы помогают довести представление по изученной теме до формирования понятий, устойчивых навыков. От традиционной подачи они отличаются тем, что являются опорами мысли и действия. На первый взгляд, теоретический материал кажется очень объёмным, но в параграфах содержится не только новая для учащихся информация, но и уже известная.

Такой подход к предъявлению теории позволяет учителю использовать при изучении нового различные виды упражнений. Перед теоретическим материалом даются вопросы, которые способствуют развитию критического мышления. Разные способы предъявления материала в учебнике – тесты, тезисы, таблицы, схемы – дают учителю возможность организовать самостоятельную работу учащихся на уроке и дома.

Различные упражнения в рамках одной темы, одного параграфа позволяют осуществлять дифференциацию и индивидуально-личностное обучение. Тексты упражнений познавательные и занимательные. Все материалы, составляющие содержание школьного курса, систематизированы. Каждый параграф логично скомпонован. Имеется возможность самостоятельного восполнения пробелов в знаниях и умениях учащихся, облегчения и закрепления этого материала.

Большое внимание уделено формированию навыков работы с разнообразной справочной литературой. Материал для такой работы содержится во второй части учебника. Например, вопросы и задания из рубрики «Вспомните», которые находятся перед новым теоретическим материалом, способствуют закреплению пройденного ранее. Учащийся может легко проверить свой уровень восприятия нового материала, благодаря ряду вопросов и заданий, расположенных сразу после теоретических сведений.

В учебниках реализуется идея межпредметных связей при обучении русскому языку, что способствует развитию общеучебных умений и навыков, формированию эстетического вкуса учащихся, способности устанавливать логические связи между разнообразными явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на разных предметах. Представлена высокая степень интеграции знаний, приобретённых учеником в различных видах деятельности и из разных источников.

Данным подходом школьники учатся чувствовать язык,слово, понимать его гармоничность и соразмерность. Здесь видна панорамная картина окружающего мира, в котором у всего свое место. Можно говорить и о культуроведческой компетенции, предполагающей осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа.

В результате такие уроки русского языка позволяют «побывать» на разных предметах, узнать о них много нового и интересного. Задания, предусматривающие проблемные ситуации, разнообразны и нестандартны с точки зрения традиционного, привычного, того, что было предложено учителю ранее.

Самостоятельное мини – исследование: «Музей одного слова», «Язык и литература», «На уроке биологии, математики, иностранного языка» и др.

«Музей одного слова» (тема указана в упражнении)

Сначала выдвигается гипотеза, затем отмечается цель исследования, после чего определяется структура работы:


  • вступление, где обозначается суть предстоящего исследования;
  • теоретическая часть, где выявляются особенности произношения слова, его морфемное строение, история происхождения, лексическое значение, основные морфологические признаки слова;
  • практическая часть, где дается развернутый ответ на вопросы: для чего нужна этавещь? Как появилась эта вещь? Как выглядит эта вещь?
  • Затем делается вывод о том, оказывается, возможно создание музея даже одного слова.
  • Далее обговариваются формы оформления результатов исследования (на бумажном носителе или презентация).

Структурирование проекта происходит на уроке, практическое выполнение и оформление – дома в ходе выполнения домашней работы к следующему уроку. В классе проходит защита мини-проектов.

Рассмотрим один из вариантов работы «Музей одного слова», в котором будет рассмотрено слово «Одуванчик» (упражнение 306, 7 класс)

Задание:Охарактеризируйте особенности произношения слова одуванчик, его морфемное строение, историю происхождения (пользуйтесь этимологическим словарем), лексическое значение и основные морфологичеcкие признаки. Приведите примеры использования этого слова в загадках, легендах, стихах, приметах.

Информацию ищите в разнообразных справочниках, в Интернете. Результаты исследования можете оформить в виде альбома, тетради, мультимедийной презентации и др.

                                 «Музей одного слова». ОДУВАНЧИК

                                     (Проектно-исследовательская работа)

                  Мини-исследование на уроке русского языка в 7Б классе

                                                          Введение

В одной из былин об Илье Муромце говорится: «Слово – оно что яблочко: с одного-то боку зеленое, так с другого румяное, ты умей его … повертывать».

Что нас натолкнуло для исследования одного слова?

Во-первых, учебник русского языка под редакцией С.И.Львовой, где есть задание «Работаем в группе» упражнение 306. «Проведите мини исследование «Музей одного слова». Охарактеризуйте особенности произношения одного слова Одуванчик, его морфемное строение, историю происхождения (пользуясь этимологическим словарем), лексическое значение, основные морфологические признаки. Приведите примеры использования этого слова в загадках, легендах, приметах, стихах. Информацию ищите в разнообразных справочниках, в интернете. Результаты можете оформить в виде альбома, тетради, мультимедийной презентации»

Во-вторых, чтобы научиться видеть и чувствовать слово, пользоваться им не бездумно, исследовать конкретное слово с точки зрения его «поведения» в русском языке.

В- третьих, научиться проводить мини-исследования в классе, во время урока.

Наши действия:


  1. Класс разделился на 4 группы, у каждой группы было свое задание:

1 группа работает над теоретической частью + этимологический и толковый анализ слова. Ответ в форме мультимедийной презентации.

2 группа работает над лингвистическими задачами: фонетический разбор, лексический разбор, фразеологические обороты, морфемный и словообразовательные разборы, морфологический разбор слова одуванчик.

3 группа работает над использованием слова одуванчик в загадках, легендах, приметах, стихах, в литературе, в живописи, графике, в науке (биология, ботаника, как лекарственное средство, кулинария и др). Сфера употребления слова.

4 группа оформление в виде стенда и мультимедийной презентации.

Учителем было дано дополнительное задание для каждой группы написать сочинение на тему: «Одуванчик мой – моя любовь…»


  1. Составление плана-схемы.
  2. Сбор информации (библиотека, интернет)
  3. Выполнение творческих заданий по группам.
  4. Систематизация собранного материала.
  5. Защита проекта на уроке русского языка.
  6. Музей слова «Одуванчик»
  7. Наше творчество

Предмет  исследования: слово «одуванчик»

Объект исследования: лингвистические словари, тексты художественных произведений, фольклор, произведения живописи и графики, музыкальные произведения.

Гипотеза: возможно создать музей отдельно взятого слова.

Цель: создать «музей» слова «одуванчик».

Задачи:

1)Произвести грамматические разборы слова «одуванчик», используя лингвистические словари.

2) Рассмотреть жизнь слова в литературе, искусстве.

3) Составить комплексное представление слова (презентацию).

Методы исследования:  лингвистический анализ, чтение текстов, работа со словарями.

Практическая значимость: подготовка к выполнению задания части С ОГЭ по русскому языку в 9 классе, возможно представление на уроке биологии и для учащихся начальных классов.


  1. Этимологическое значение слова

Одува́нчик растение «Lеоntоdоntаrахасum». От о- и дуть. Этимологический словарь русского языка. — М.: Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973


Этимология

Из о- + дуть, далее от праслав. *dǫti, от кот. в числе прочего произошли: ст.-слав. дъмѫ, русск. дуть, дунуть, укр. дму, ду́ти, белор. дму, дуць, сербохорв. стар. дме̑м, ду̏ти, на̏дме̑м, на̀дути се, словенск. nadmèm, nadótise, чешск. dmu, douti, польск. dmę, dąć, полабск. dáme «дует». Семьи слов. dъmǫ, dǫti и dunǫ, dunǫti (см. ду́нуть) сблизились между собой. Ближе всего лит. dumiù, dùmti «дуть», dùmplės мн. «кузнечный мех», др.-прусск. dumsle «мочевой пузырь», др.-инд. dhámati «дует», прич. dhamitás, dhmātás, осет. dumun «дуть, курить». Инф. *dǫti представлен в польск. dąć, словенск. nadótise. Но назализация могла сохраниться по аналогии dъmǫ в праслав. Этимологический словарь русского языка. — М.: Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973


  1. Лексическое значение слова

ОДУВАНЧИК, род многолетних трав (семейство> сложноцветные>). Свыше 1000 видов, в холодных и умеренных поясах. Одуванчик лекарственный растёт вдоль дорог, у жилья, засоряет газоны, сады, огороды и т.п. Отвар из его корней — возбуждающее аппетит>, желчегонное и слабительное средство. Некоторые виды одуванчика, например кок-сагыз и крым-сагыз, — каучуконосы. Молодые листья употребляют в салат>, поджаренные корни — суррогат> кофе. Большой энциклопедический словарь.

Одуванчик (Taraxacum)

род многолетних растений семейства сложноцветных; содержат млечный сок. Листья в прикорневой розетке, перистораздельные или цельные. Цветки обоеполые, язычковые, собраны в одиночные корзинки, расположенные на верхушках безлистных полых стеблей (стрелок). Плод — семянка, с носиком и хохолком из множества белых волосков. Многим видам О. свойствен Апомиксис. Около 70 т. н. «крупных», или сборных, видов или свыше 1000 «мелких» видов; обитают в холодном и умеренном поясах. В СССР около 200 видов. Наиболее распространён О. лекарственный (Т. officinale), включающий сотни апомиктических видов. Растет у жилья, вдоль дорог, по выгонам, опушкам, берегам рек; засоряет газоны, сады, огороды, луга. Хорошо поедается скотом. Молодые листья употребляют в пищу; поджаренные корни могут служить суррогатом кофе. Высушенные корни О. лекарственного применяют как горечь для возбуждения аппетита, при запорах и как желчегонное средство. Густой экстракт из корней О. используют при изготовлении пилюль. Некоторые виды О. — Кок-сагыз и др. — содержат в корнях каучук.

Лит.: Флора СССР, т. 29, М. — Л., 1964; Атлас лекарственных растений СССР, М., 1962.

Т. В. Егорова.

Одуванчик лекарственный; а — язычковый цветок; б — плод с летучкой; в — плод; г — корень.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия 1969—1978.

Одуванчикм.

Травянистое растение сем. сложноцветных, с желтыми соцветиями и опушенными семенами, легко разносимыми ветром.

Светло-зеленая травка густо пробивалась сквозь бурый прошлогодний дерн, и даже первые одуванчики кое-где желтели по откосам выемок. Морозов, «Повести моей жизни».

Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР Евгеньева А. П. 1957— 1984

ОДУВАНЧИК

Божий одуванчик.


  1. Разг. Ирон. Старый, дряхлый, тихий и беззащитный человек (чаще — о кроткой, безобидной старой женщине).
  2. Жарг. музейн. Шутл.-ирон.Смотрительница музея (обычно интеллигентная старушка).
  3. Жарг. шк. Шутл.-ирон.Студент-практикант.
  4. Жарг. мол. Шутл.Девушка с химической завивкой волос.

Одуванчик полевойЖарг. шк. Шутл. Учитель ботаники. (Запись 2003 г.).

Большой словарь русских поговорок. — М: Олма Медиа Групп В. М. Мокиенко, Т. Г. Никитина 2007

ОДУВА́НЧИК, -а, м. Травянистое растение сем.сложноцветных с жёлтыми цветками и семенами на пушистых волосках, разносимых ветром.


  • Божий ~(разг. шутл.; ирон.) о тихом и слабом, обычно старом человеке. Старушка божий ~.

| прил. ~овый, -ая, -ое.

С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка.

Словарь синонимов.


  1. Молочник, молочайник, молоканка, молокоед Словарь синонимов
  2. Кок-сагыз(лат.Taraxacum kok-saghyz) (смысл слова, означает резину или резинку. В 1932 году Советский Союз, в стремлении найти внутренний источник каучука, выращивал плантации одуванчика коксагыз),
  3. Кульбаба — с украинского одуванчик ,
  4. Русский цикорий,
  5. Пухлянка, пустодуй, пухлянка, пушки
  6. Попово гуменце или попова плешь гумно ср. место, где ставят хлеб в кладях и где его молотят; крытый ток или ладонь, собств. гуменце ср. и половня, а вблизи бывает и овин, осеть, клуня, шиш.Гуменник также гуменный домовой и | большой дикий гусь; | гуменце также самое темя головы, маковка, верховка, выстригаемая у священно- и церковнослужителей, при посвящении их; встарь выстригалось на постригах, при возмужалости отрока вообще; ныне крестьяне, склонные к староверству, особ. ниж. выстригают гуменце. Гумешко арх. гумнишко умалит. Попово гуменце, растен. одуванчик, LeontodonTaraxacum, молочник (ошибч. молочай), русский цикорий, кульбаба, куйбаба, хасым, летучки, подорожник? (это Planlago), зубная трава, тюромок (теремок?), зубник, пухлянка, подойники, дуван, одуванчик. Есть на гумне, будет и в суме. Нет хлеба, так гумно на овин. Ума три гумна, да сверху не покрыты. У дурака что на уме, то и на гумне, пусто. Не купи гумна, купи ума. У богатого гумна и свинья умна. Хорошо свинье кругом барского гумна. На чужом гумне нет корысти мне. Чужая душа не гумно: не заглянешь. У нас метет метла поперек гумна, без разбора; без причуд. Гумна не столбовая дорога. Гуменщик, сторож, смотритель при гумне. Гумнище ср. увелич. гумно; | место, где было гумно, вернее гумновище. Гумницы ж. мн. смол. гуменье ср. гуменник, место где стоит гумно и окружность его, все задворье, задворок, зады, гумна с токами, овинами, коноплянники, огороды и пр. ,Толковый словарь В.И Даля
  7. Летучки,
  8. Хасым,ХАСИМ м. донск. растен. Taraxacumofficin, см. одуванчик. Толковый словарь В.И Даля. Возможно, произошло от hasim, с протоармянского языка.
  9. Зубная трава, зубец, зубник
  10. Хассэ.
  11. Зуб львиный
  12. Камчадалка
  13. Киючки
  14. Баранки
  15. Дойник
  16. дрема
  17. Дуан
  18. Подоянка
  19. Плешивец
  20. Пустодуй
  21. Еврейская шапка
  22. Пушник, пушица
  23. Светик
  24. Солдатики
  25. Мартовский куст
  26. Масляный цветок
  27. Грядуница

Таким образом, нашли 27 синонимов к слову одуванчик.

Значение слова с помощью рисунка (стендовая защита)


  1. Лингвистическая часть:

А) Фонетические особенности:

-одува́нчик→[адуван’ч’ик]

В слове «одува́нчик»: слогов—4 (о-ду-ва-нчик), букв—9, звуков—9:











о


[а] : гласный
д


[д] : согласный, парный звонкий, парный твёрдый
у


[у] : гласный
в


[в] : согласный, парный звонкий, сонорный, парный твёрдый
а


[а] : гласный
н


[н’] : согласный, непарный звонкий, сонорный, парный мягкий
ч


[ч’] : согласный, непарный глухой, непарный мягкий
и


[и] : гласный
к


[к] : согласный, парный глухой, парный твёрдый

Переносы: оду-ван-чик

Б) Морфологический разбор

Начальная форма: ОДУВАНЧИК
Часть речи: существительное, предмет.
Грамматика: единственное число, именительный падеж, мужской род, нарицательное, неодушевленное, 2 склонение.
Формы: одуванчик, одуванчика, одуванчику, одуванчиком, одуванчике, одуванчики, одуванчиков, одуванчикам, одуванчиками, одуванчиках.

Синтаксическая роль : подлежащее, дополнение
В) Морфемный разбор

В. И. Даль приводил корень ОДУВАН-, однако в современном русском языке мы не можем доказать наличие такого корня, так как слова ОДУВАН сейчас нет, поэтому мы выделяем полностью корень ОДУВАНЧИК-, помня, что одуван-от слова одуть (обдуть), что связано с особенностями цветка-его созревшие семена разносятся ветром. Основа слова ОДУВАНЧИК, окончание нулевое, что можно доказать, просклоняв слово: нет одуванчикА, одуванчикУ, об одуванчикЕ.

ОДУВАНЧИК[].

Г) Словообразовательный разбор. В словаре А.Н Тихонова слово отсутствует.

Д)  Роль слова одуванчик в фразеологических оборотах


Фразеологизм «Божий одуванчик» значение

О женщине очень преклонных лет. старый, дряхлый, тихий и беззащитный человек (чаще — о кроткой, безобидной старой женщине)

«Раздался протяжный стон, и под кроватью кто-то завозился… — В чем дело? Лучше признайтесь сразу. — Сначала поклянитесь, что никому не скажете, — настойчивее потребовала старушка — божий одуванчик» (В. Прохоров).

Е) У слова одуванчик нет антонимов, паронимов, омонимов


Ж)  Слово в фольклоре, афоризмах, притчах, баснях, мифах, сказках, легендах, былинах, пословицах, поговорках.

Загадки, пословицы, поговорки и стихи про одуванчик

Стойкость и крайнее жизнелюбие, неприхотливость и плодовитость одуванчика вызывают неподдельное восхищение. Несмотря на то, что одуванчик является сорняком и с удовольствием растет по огородам и садам, он любим как детьми, так и взрослыми. У одуванчика было множество названий, до сих пор еще используемых в разных регионах: пустодуй, светик, молочник, пушица, грядуница, солдатик, летушка, пухлянка, воздушный цвет, дойник, масляный цветок, мартовский куст. Об этом мы говорили выше (См. СИНОНИМЫ). Одуванчики — одно из самых распространенных растений. Он растёт на лугах и полянах, около жилья и дорог, на выгонах, как сорняк в полях, садах, парках и огородах.


Загадки про одуванчик

Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок,
На него подуй слегка,
Был цветок — и нет цветка.
(Одуванчик)

В летний солнечный денек
Золотой расцвел цветок.
На высокой тонкой ножке
все дремал он у дорожки,
А проснулся — улыбнулся:
— вот пушистый я какой!
Ах, боюсь, что разлечусь,
Тише, ветер луговой!
(Одуванчик)

Я шариком пушистым
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок -
Остался стебелёк.
(Одуванчик)

Над лугом парашютики
Качаются на прутике.
На ветру качаются,
По ветру разлетаются.
(Одуванчик)

Капли солнца спозаранку
Появились на полянке.
Это в жёлтый сарафанчик
Нарядился…
(Одуванчик)

Молодой и золотой
За неделю стал седой,
А денечка через два
Облысела голова,
Спрячу я в карманчик
Бывший…
(Одуванчик)

Глазок золотой на солнце глядит,
как солнце нахмурится — тот глазок прищурится.
(Одуванчик)

Рос шар бел,
Ветер дунул — улетел.
(Одуванчик)

Горел в траве росистой
Фонарик золотистый.
Потом померк, потух
И превратился в пух.
(Одуванчик)

На зеленой хрупкой ножке
вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал
и развеял этот шар.
(Одуванчик)


Пословицы и поговорки про одуванчик

В гибели одуванчика и есть его бессмертие. Одуванчик неказист, да силу имеет великую.


Приметы про одуванчик

Одуванчик сжимает шар — к скорому дождю.

Если снится одуванчик в зеленой траве, то вас ждет счастливый союз.

Если за один раз Вам удастся сдуть все семена одуванчика, — то загаданное желание сбудется, при условии, что из сдутых семян вырастет хоть один цветок.


                          Стихи про одуванчик

Как появились одуванчики

Елена Приходько 

Шла по городу Весна,
Кошелёк несла она.
Краски яркие и кисти
Нужно было ей купить.
Приоткрыла кошелёк,
А монетки
Скок, скок, скок!-
Раскатились,
убежали,
Одуванчиками стали.

Парашютисты

И. Токмакова

Из шариков пушистых
Над пестрым летним лугом
Летят парашютисты
Вдогонку друг за другом.
Едва земли коснутся —
Уснут, как на диванчике.
А по весне проснутся…
и будут — одуванчики!

Одуванчик

Бальмонт Константин Дмитриевич 

В бесконечности стремленья бесконечность достиженья,
Тот, кто любит утро Мая, должен вечно ждать Весны.
В каждом миге быстролетном светоносность есть внушенья,
Из песчинок создаются золотые сны.

Миг за мигом в Небе вьются звездовидныеснежинки,
С ветром падают на Землю, и лежат, как белый слой,
Но снежинки сон лелеют, то — цветочные пушинки,
Нежный, свежий одуванчик с влажною Весной.

Одуванчик

Елена Благинина

Как прохладно в чаще еловой!
Я цветы в охапке несу…
Одуванчик белоголовый,
Хорошо ли тебе в лесу?

Ты растёшь на самой опушке,
Ты стоишь на самой жаре.
Над тобой кукуют кукушки,
Соловьи поют на заре.

И гуляет ветер душистый,
И роняет листья в траву…
Одуванчик, цветок пушистый,
Я тебя тихонько сорву.

Я сорву тебя, милый, можно?
И потом отнесу домой.
… Ветер дунул неосторожно —
Облетел одуванчик мой.

Посмотрите, вьюга какая
В середине жаркого дня!
И летят пушинки, сверкая,
На цветы, на траву, на меня…

Одуванчик

Т.Белозёров

Отчего пpохладно стало
Одуванчику в боpу?
Оттого, что пpошлой ночью
Облысел он
на ветpу!

***

Нежный желтый одуванчик,
Ты красив и мил, как мальчик!
Но обидишь, вдруг, сорвешь -
Руки враз не ототрешь!

***

А. Ахматова

Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда…
Как одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.

Одуванчик

Владимир Степанов

Одуванчик придорожный
Был, как солнце золотым,
Но отцвёл и стал похожим
На пушистый белый дым.

Ты лети над тёплым лугом
И над тихою рекой.
Буду я тебе, как другу,
Долго вслед махать рукой.

Ты неси на крыльях ветра
Золотые семена,
Чтобы солнечным рассветом
Возвратилась к нам весна.

Одуванчик

Стоит он у стёжки
На тоненькой ножке,
Гордится обновой -
Шапкой пуховой.
Померить ту шапку
Жуку захотелось,
Едва прикоснулся,
Она разлетелась.
И.Винокуров

Одуванчик

Был я
Солнышком
Лучистым.
Стал я
Облачком
пушистым.

Одуванчик

О. Высоцкая

Уронило солнце
Лучик золотой.
Вырос одуванчик,
Первый, молодой.
У него чудесный
Золотистый цвет.
Он большого солнца
Маленький портрет.

***

Носит одуванчик
жёлтый сарафанчик.
Подрастёт нарядиться
В беленькое платьице.

Слово  одуванчик  в литературе (художественный стиль).

Типология текстов.


  1. Жил-был одуванчик. Рос он на обочине. Днем одуванчик грелся на солнце, а ночью крепко запирал окна и двери и укладывался спать. Ночью ему снились счастливые сны. Ему снился солнечные день, ясное небо, снилось, будто путешествует он по земле, глядит на реки, на горы…

(По Б.Сергуненкову)


  1. Почему цветок зовут одуванчиком? Дунешь на шарик — поплывут, полетят в воздухе легкие семена. Весь день следом за солнцем поворачивают одуванчики золотые свои головки. Когда солнце заходит, одуванчики свертывают свои лепестки и засыпают. Всю ночь крепко спят цветы.

(По И. Соколову-Микитову)


  1. У больших проезжих дорог, у лесных малых тропинок, в зеленых лугах, даже у порога дома цветут одуванчики. Все знают эти простые цветы. Они похожи на маленькое солнце с золотыми лепестками-лучами. Все лето цветут одуванчики. Их семена будут собраны в легкий пушистый шарик. (По И. Соколову-Микитову)

В первом тексте автор прибегает к форме изложения, характерной для сказки. Начинается повествование со слов «жил-был». Посредством олицетворения одуванчик приобретает человеческие свойства. Он как человек греется на солнышке, запирает окна, укладывается спать, и ему, как и человеку, снятся сны. Это текст-описание с элементами повествования (каждое предложение описывает жизнь цветка, но внутри текста наблюдается смена событий: днем грелся на солнце (а потом?), ночью крепко запирал окна и двери (а потом?), укладывался спать (а потом?), ему снились счастливые сны).

Во втором тексте автор реализует коммуникативную цель в форме рассказа, в котором образ одуванчика раскрывается через использование метафоры – шарик, золотые головки, олицетворения – одуванчики засыпают и крепко спят.Этот  пример представляет собой текст-рассуждение (каждое предложение обосновывает основную мысль текста, выраженную в ключевом вопросе-тезисе, —почему цветок зовут одуванчиком),

В третьем тексте автор выбирает такую форму изложения, как рассказ. В нем представлено образное описание одуванчика как всем известного растения, цветущего повсеместно вс