Развитие спортивных способностей ребенка

20 ноября 7:58
Обобщение опыта работы на Республиканском научно – практическом семинаре «Развития детской одаренности в образовательной среде ДОО и школы» в рамках «Дней науки в Олекминском районе»  1-3 марта 2018 г.



Спортивная одаренность – это комплекс природных качеств, дающих возможность достичь спортивных вершин в процессе многолетней тренировки.



— это врожденные особенности человека, обуславливающие определенный уровень его спортивных достижений.



Способности формируются неравномерно. Наблюдаются периоды ускоренного и замедленного развития способностей. Нередко отмечается раннее проявление спортивных способностей, но встречаются и дети с замедленными темпами формирования способностей. Отсутствие ранних высоких достижений ещё не означает, что высокие способности не проявятся в дальнейшем.



Уровень и характер проявления одаренности очень индивидуальны и заключаются в том, что одни, приходя заниматься тем или иным видом спорта, уже проявляют ярко выраженные способности, других же не принимали в группы начальной подготовки в силу их слабости.



Здесь хочется сделать небольшое отступление. Отбором спортивно одаренных детей в Чурапчинскую школу вольной борьбы занимался знаменитый тренер Д.П. Коркин. Но не все выходили оттуда борцами высокого класса, не все проявили свой талант первые годя занятий. Роман Дмитриев (Жиганск), А. Иванов (Сунтар) еще в школьные годы проявили себя на коврах СССР и России, П. Пинигин (Чурапча) в школьные годя особо себя не проявил. Олимпийские игры с 1976 года, Монреал. В составе сборной команды борцов СССР из 10 членов – трое якутян. Такого уникального случая в истории  борьбы СССР и России не было. Монреальская олимпиада стала триумфом якутских борцов: П.Пинигин – чемпион, Р. Дмитриев и А.И Иванов – серебренные призеры олимпиады



Способности и одаренность у того или иного спортсмена констатируются тогда, когда уже достигнут выдающийся результат и мало внимания обращается на это в процессе отбора на различных этапах спортивного совершенствования, где основным фактором выступает соответствие сторон подготовленности тем модельным характеристикам, которые составлены для данного уровня подготовленности.



Условно различают три уровня развития спортивных способностей:

  1. Самые общие способности. К ним можно отнести хорошее здоровье, нормальное физическое развитие, трудолюбие, настойчивость, работоспособность, интересы, склонности и т.д.
  2. Общие элементы спортивных способностей: быстрое освоение спортивной техники, умение адаптироваться к значительным мышечным напряжениям, высокий уровень функциональной подготовки, способность преодолевать утомление, успешное восстановление после тренировочных нагрузок и т.д.
  3. Специальные элементы спортивных способностей: быстрый прирост спортивных результатов, высокий уровень развития специальных качеств, высокая мобилизация, готовность и устойчивость в условиях противоборства с противником и т.д.

В отдельных видах спорта структура способностей неодинакова:



Так, в циклических видах спорта, таких как, бег, плавание, спортивная ходьба, лыжные гонки, гребля, конькобежный спорт, велосипедный спорт, важную роль в структуре способностей играют стабильность мышечно-двигательных дифференцировок, «чувство темпа», «чувства ритма», способность к адекватным оценкам функционального состояния.



В скоростно-силовых видах спорта, таких как, легкая атлетика, пятиборье, гимнастика, фигурное катание, важны точные мышечно-двигательные дифференцировки, точная пространственно-временная ориентировка, «чувство ритма».



В играх и единоборствах на первый план выступают психические качества, в основе которых лежит система процессов, определяющая возможность в кратчайшие сроки воспринимать возникающие ситуации, принимать и реализовывать творческие решения.



Выдающиеся спортивные достижения – это результат взаимодействия наследственных факторов и влияния внешней среды.



В последнее время усилился генетический подход к проблеме спортивных способностей. Некоторые ученые отмечают, что возможности воспитания и тренировки не беспредельны, их границы определены наследственной конституцией (генотипом) данного индивидуума. На это указывал ещё Ч.Дарвин. Он говорил, что воспитание и окружающая остановка производит лишь слабое влияние на способности человека, большинство которых в действительности являются врождёнными.



В моей тренерской практике, с хорошими генетическими показателями был Николай Павлов. Природная прыгучась давала ему возможность стать одним из сильнейших прыгунов Республики (якутские прыжки). Становился призером Республики, победителем рядов Республиканских турниров. Отрывался от пола на 120 см, что показывала на его природную одаренность, мог бы до окончания школы выполнить норматив мастер спорта РС(Я). Но, стал одним из лучших волейболистов Республики.



Другой воспитанник – Клим Сокорутов. Был призером Республиканских турниров по якутским прыжкам, завершал учебу школа «Арктика» в Нерюнгринском районе. Якутские прыжки там не культивировались, увлекся северным многоборьем. Стал чемпионом и рекордсменом Республики, России. Выполним норматив мастера спорта РФ.



Но роль генетической информации в формировании спортивных способностей изучена крайне недостаточно.



Конечно, признавая значимость генетического фактора, не следует преуменьшать роль внешней среды.



Средовые факторы, в частности особенности воспитания детей, играют важную роль во всех видах спорта, где важны настойчивость, трудолюбие, умение преодолевать трудности.



Имеются данные о том, что воздействие тренировки более эффективно в раннем возрасте для одарённых детей. Напротив, для детей, «не имеющих наследственного предрасположения», наибольшее влияние тренировки проявляется в более позднем возрасте.



Афоня Тииов – учение 4 класса, маленького роста, но своим трудолюбием якутских прыжках добивается заметных успехов. Он, чемпион района в своей возрастной группе. Афоня так же успешно участвует в соревнованиях районного масштаба по шашкам и борьбе хапсагай. Какой вид спорта он предпочтет, судить рано.



Алексей Зоркин – ученик 8 класса в начальной школе Алеше не блистал. С 6 класса начал заниматься якутскими прыжками. На втором году в районе поднялся на вторую ступеньку пьедестала, но в результате шли трудно. В 2018 году (8 ласс0 стал серебренным призером чемпионата Республики и вторым призером Республиканского турника на призы Каратаева с одинаковым до сантиметра результата. Но вопрос ребят «От чего он так далеко прыгает?», Алеша лишь пожимает плечами.



К критериям определения спортивной одаренности относятся следующие психофизические особенности детей:

  • ребенок проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики;
  • обладает хорошей зрительно-моторной координацией;
  • любит движение (бег, прыжки, лазание);
  • обладает широким диапазоном движения (от медленного к быстрому, от плавного к резкому);
  • легко удерживает равновесие при выполнении двигательных упражнений (на бревне, трамплине);
  • умело владеет телом при маневрировании (стартуя, останавливаясь, целенаправленно меняя направление и т. п.); для своего возраста обладает исключительной физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков (ходьба, бег, лазание, прыжки, умение бросать и ловить предметы).

Создание условий для развития и совершенствования таланта спортивно одаренных детей должно носить системный характер и строиться на следующих принципах:

  • выявление спортивно одаренных детей на протяжении всего процесса обучения;
  • обеспечение гибкости и вариативности учебного процесса;
  • включение в процесс обучения индивидуализированной психологической поддержки и помощи с учетом своеобразия личности одаренного ребенка;
  • постепенный и поэтапный отбор детей для занятий в секции спортивной школы.


Таким образом, проблема спортивных способностей требует осторожного подхода к оценке природной одарённости, диктует целесообразность всестороннего анализа морфологических, функциональных и психических свойств юного спортсмена.



Школьному учителю физической культуры не стоит загонять воспитанника в те или иные рамки физического развития а подходить каждому ребенку индивидуально, создавая условия для развития и совершенствования таланта спортивно одаренных детей.