«Одаренность человека — это маленький росточек,
едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе особого внимания.
Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое,
чтобы он вырос и дал обильный плод».
В.А. Сухомлинский.
Василий Александрович Сухомлинский, известный педагог, философ сравнивает одаренность человека с маленьким росточком, за которым необходимо трепетно ухаживать, чтобы он дал обильные плоды. Действительно, по выявлению, поддержке и развитию одарённости многое зависит от деятельности каждого учителя-предметника.
Цель работы с одаренными детьми: Создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями, а также создание условий для оптимального развития детей
Основные задачи:
выявление одарённых детей и создание системы работы с ними; отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и во внеурочной деятельности; организация разнообразной внеурочной деятельности; социальная и психологическая поддержка одаренных детей.
Ожидаемые результаты:
- повышение интеллектуального уровня учащихся;
- творческая самореализация выпускника;
- обеспечение преемственности в работе средней и старшей школы;
- формирование системы работы с одаренными учащимися.
Принципы работы:
- принцип дифференциации и индивидуализации обучения, высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка;
- принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей;
- принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам,
- принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.
Организация работы с одаренными детьми ведется на основе знакомства с научной литературой о психологических особенностях и методических приемах, эффективных при работе с одаренными детьми, при проведении целенаправленных наблюдений за учебной и внеучебной деятельностью учащихся, подбором материалов и проведением специальных тестов, анкет, диагностических обследований, позволяющих определить наличие одаренности; создание условий, способствующих оптимальному развитию одаренности.
Методическое объединение учителей русского языка и литературы Токкинской школы имеет богатый опыт работы с одаренными детьми. Традиционно проводятся следующие мероприятия: декада учителей гуманитарного цикла, колядки, Ток-шоу, Масленица, литературные балы, творческие проекты; научно-практические конференции; мастерская «Проба пера», тотальные диктанты, метапредметные семейные викторины, турниры «Самый грамотный»; участие в региональных, районных конкурсах; школьные олимпиады, интеллектуальные игры; индивидуальная работа с учащимися; внеурочная деятельность, занятия в кружках и элективных курсах.
Общеизвестно, что качеством образования по федеральным государственным образовательным стандартам считается уровень социализации и успешности учащихся и выпускников. А результатом образования академическая успешность, развитие компетентностей, социальный опыт учащегося.
Одним из способов развития социально-коммуникативных качеств детей мы считаем проведение конкурса художественного слова Китчегясовские чтения. Конкурс, ставший доброй традицией, известный не только в районе, но и по республике, берет свое начало с 2006 года, когда в преддверии 100-летнего юбилея нашей школы учителями русского языка и литературы было принято решении о проведении данного конкурса в честь памяти ветерана педагогического труда, славного сына эвенкийского народа, Китчегясова Спартака Прокопьевича, заслуженного учителя РСФСР , «Отличника народного просвещения», завуча, директора школы, народного депутата Якутской АССР, делегата 1 съезда малочисленных народов Севера, делегата учредительного съезда Ассоциации народностей Севера ЯАССР.
Критерии оценивания:
- Техника исполнения
- Индивидуальная манера исполнения, актерское мастерство,
- Мультимедийное сопровождение выступления
- Исполнение авторского стихотворения
- Создание художественного образа
- Конкурсант имеет выбор подготовить выступление на русском, якутском, английском или эвенкийском языках.
Тематика конкурса художественного слова заранее обсуждается на МО учителей гуманитарных предметов и предпочтение отдается актуальным проблемным темам. Олекминские писатели и поэты о родном крае, школьные годы чудесные, к 75-летию великой Победы «Поклонимся великим тем годам», Сохраним родную природу, Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей и др.
Следует заметить, что популяризация эвенкийского языка в нашем районе реализуется в двух районных мероприятиях: национальный праздник эвенков Бакалдын и конкурс мастеров художественного слова Китчегясовские чтения.
Мониторинг охвата школ и участников в течение 12 лет в конкурсе художественного слова Китчегясовские чтения
дГод | нУчастников | Охват школОхват школ | Нач звенозвено | Сред. зв. звено | Старш.зв классы | Взрослые | |||
2006 | 82 | 15 | — | — | — | — | — | — | 20 |
2008 | 65 | 9+1ДОУ | 6 | 5 | 6 | 3 | 6 | — | |
2009 | 128/2 ДОУ | 8+2ДОУ | 6/ 1места ДОУ | 7 | 6 | 4 | 6 | 12 | — |
2010 | 12 | 8 | Год учителя | 3 | |||||
2012 | 134(из них 4ДОУ) | 15+ДОУ | 6 | 9 | 6 | 8 | 6 | 9 | — |
2013 | 127/из них 6 взросл | 12 | 6 | 7 | 6 | 6 | 6 | 5 | 3 |
2014 | 117 | 8 | 6 | 7 | 6 | 7 | 6 | — | — |
2016 | 113
|
8+2ДОУ+6взрсолые | 6 | 5 | 6 | 8 | 6 | 3 | 3 |
Итого
|
680 /32 взросл | 89 (6ДОУ) |
Качество обученности участников конкурса Китчегясовские чтения
Мы сделали анализ качества обученности обучающихся, которые принимали участие в Китчегясовских чтениях с2006 по 2017 годы и пришли к выводу, что у участников прослеживается 100% успеваемость, повысилась мотивация к учебе, качество обученности составляет 88%.
Не секрет, что основной проблемой современной школы является низкий уровень читательской компетентности: неумение находить необходимые источники письменной информации, отбирать, оценивать, анализировать тексты; обрабатывать информацию в письменной форме; ограниченность круга чтения подростков с преобладанием учебной и развлекательной литературы.
За месяц до проведения конкурса школьникам дается задание подобрать стихотворный или прозаический материал на заданную тему. Школьники очень активно включаются в процесс подготовки к конкурсу. По отзывам библиотекарей сельской модельной и школьной библиотек наблюдается повышение посещения с 10 до 60 посещений в неделю. Кроме посещений повышается жанровый и читательский интерес. У детей развивается стимул к чтению, наблюдается повышение престижа чтения.
Следует отметить высокий показатель качественной подготовки Глетко А.Г-учитель якутского языка и литературы ( Хоринская СОШ), Феоктистова В.И. -учитель русского языка и литературы(2-Нерюктяйинская СОШ), Мыреева Р.Л., Яковлева Е.Д. -учителя русского языка и литературы (Токкинская СОШ
Качество сдачи ОГЭ и ЕГЭ участников конкурса художественного слова «Китчегясовские чтения»
За последние 5 лет качество сдачи ЕГЭ составляет:
Год | По литературе | Год | По русскому языку |
2013 | 1 ученик-68 | 2013 | максимальный- 82б
|
— | 2015 | максимальный- 90б
|
|
2016 | 2 ученика- максимальный балл-68б | 2016 | Максимальный-83 б |
2017 | 1 ученик- 68 | 2017 | максимальный -86б |
Заключение
Конкурс художественного слова Китчегясовские чтения кроме развития выразительности речи, техники исполнения, привития интереса к чтению способствует также саморазвитию учащихся, формированию информационно- коммуникативной личности, творческой самореализации выпускника, воспитывает нравственные основы и гражданско-патриотическую позицию средствами художественной литературы, уважение к самобытной культуре эвенков, воспитывает толерантность и обеспечивает успешную социализацию.
За 10 лет существования нашего конкурса, школа выпустила много талантливых, успешных молодых людей. Но мы хотим отметить тех, кто был постоянным участником нашего конкурса:
- Копылов Николай Анатольевич- самый молодой глава МО РС (Я),
- Михайлова Марина Геннадьевна- учитель английского языка Хоринской СОШ,
- Бакуменко Любовь – учитель английского языка,
- Эттын Надежда Юрьевна- учитель английского языка Жатайской СОШ,
- Николаев Семен Александрович- выпускник СВФУ, отличник учебы
- Васильев Дмитрий Николаевич – выпускник ЯГСХА, отличник учебы,
- Ананьева Виктория- студентка МИ, активистка,
- Чердонова Александра- студентка СВФУ им.М.К.Аммосова, отличница учебы
- Нарахаева Валерия Александровна- учитель русского языка и литературы,
- Серкина Евгения-студентка СВФУ им.М.К.Аммосова, прошла стажировку в Южной Корее, как студент отличник и активист.
- Попов Олег- учитель биологии МБОУ «Олбутская ООШ имени П.П.Габышева», победитель районного конкурса «Учитель года-2017»
- Седунов Геннадий- студент военной Академии СПб
- Эверстова Варвара- студентка МИ, отличница учебы
- Степанова Сахая- выпускница ФЭИ с красным дипломом
- Андреева Надежда – студентка МГУ им. М.В.Ломонова, отличница учебы
- Лыткина Марианна- выпускница СВФУ, отличница учебы
- Мыреева Ангелина- студентка СПб институт им. Склифософского, отличница учебы
- Мыреев Максим- студент СПб горного института, отличник учебы
- Хастаев Семен- студент ПИ, отличник учебы
- Антонов Джулустан- студент СВФУ им М.К.Аммосова, отличник учебы
- Ананьева Ньургуйаана, выпускник СВФУ, отличница учебы
- Баишева Аида- студентка СВФУ, отличница учебы
- Соколова Белла- студентка СВФУ, отличница учебы
- Миронова Светлана- выпускница СВФУ, учитель математики МБОУ «Олбутская ООШ имени П.П.Габышева»,
- Ким Алексей- лауреат НПК «Шаг в будущее» г.СПб и др.
Если проанализировать поступаемость выпускников- участников конкурса Китчегясовские чтения, то за 10 лет в образовательные учреждения с гуманитарным уклоном поступило более 30 выпускников.
Таким образом, воочию видно, что участие в конкурсе художественного слова Китчегясовские чтения способствует развитию росточков одаренности в каждом ученике, его коммуникативных способностей, самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творческой самореализации выпускника, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.