Конкурс художественного слова «Китчегясовские чтения» как одна из форм работы с одаренными детьми (на примере работы МО учителей гуманитарных предметов МБОУ «Токкинская ШИСОО им. П.П. Ощепкова» Олекминского района)

26 марта 1:34

«Одаренность человека — это маленький росточек,

едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе особого внимания.

 Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое,

 чтобы он вырос и дал обильный плод».

В.А. Сухомлинский.


Василий Александрович Сухомлинский, известный педагог, философ сравнивает одаренность человека с маленьким росточком, за которым необходимо трепетно ухаживать, чтобы он дал обильные  плоды. Действительно,   по выявлению, поддержке и развитию одарённости многое зависит от деятельности каждого  учителя-предметника.



Цель работы с одаренными детьми: Создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями, а также создание условий для оптимального развития детей



 Основные задачи:



выявление одарённых детей и создание системы работы с ними; отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и во внеурочной деятельности; организация разнообразной внеурочной деятельности; социальная и психологическая поддержка одаренных детей.



Ожидаемые результаты:

  • повышение интеллектуального уровня учащихся;
  • творческая самореализация выпускника;
  • обеспечение преемственности в работе средней и старшей школы;
  • формирование системы работы с одаренными учащимися.

Принципы работы:

  • принцип дифференциации и индивидуализации обучения, высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка;
  • принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей;
  • принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам,
  • принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.

Организация работы с одаренными детьми ведется на основе знакомства с научной литературой о психологических особенностях и методических приемах, эффективных при работе с одаренными детьми,  при проведении целенаправленных наблюдений за учебной и внеучебной деятельностью учащихся, подбором материалов и проведением специальных тестов, анкет, диагностических обследований,  позволяющих определить наличие одаренности;  создание условий, способствующих оптимальному развитию одаренности.



Методическое объединение учителей русского языка и литературы Токкинской школы имеет богатый опыт работы с одаренными детьми. Традиционно проводятся следующие мероприятия: декада учителей гуманитарного цикла,  колядки, Ток-шоу, Масленица,  литературные балы, творческие проекты; научно-практические конференции; мастерская «Проба пера», тотальные диктанты, метапредметные семейные викторины, турниры «Самый грамотный»; участие в региональных,  районных конкурсах; школьные олимпиады, интеллектуальные игры; индивидуальная работа с учащимися; внеурочная деятельность, занятия в кружках и элективных курсах.



Общеизвестно, что качеством образования по федеральным государственным образовательным стандартам считается уровень социализации и успешности учащихся и выпускников. А результатом  образования академическая успешность, развитие компетентностей, социальный опыт учащегося.



Одним из способов  развития социально-коммуникативных качеств детей  мы считаем  проведение конкурса  художественного слова Китчегясовские чтения. Конкурс, ставший доброй традицией, известный не только в районе, но  и по республике, берет свое начало с 2006 года, когда в преддверии 100-летнего юбилея нашей  школы учителями русского  языка и литературы было принято решении о проведении данного конкурса в честь памяти ветерана педагогического труда, славного сына эвенкийского  народа, Китчегясова Спартака Прокопьевича, заслуженного учителя РСФСР , «Отличника народного просвещения», завуча, директора школы, народного  депутата  Якутской АССР, делегата 1 съезда малочисленных народов Севера, делегата учредительного съезда Ассоциации народностей Севера ЯАССР.



Критерии оценивания:

  • Техника исполнения
  • Индивидуальная манера исполнения, актерское мастерство,
  • Мультимедийное сопровождение выступления
  • Исполнение авторского стихотворения
  • Создание художественного образа
  • Конкурсант имеет выбор подготовить выступление  на русском, якутском, английском или  эвенкийском языках.


Тематика конкурса художественного слова  заранее обсуждается   на МО учителей гуманитарных предметов и предпочтение отдается актуальным проблемным темам. Олекминские  писатели и поэты о родном крае, школьные годы чудесные, к 75-летию великой Победы «Поклонимся великим тем годам», Сохраним родную природу, Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей и др.



Следует заметить, что популяризация эвенкийского языка в нашем  районе реализуется  в двух районных мероприятиях: национальный праздник эвенков Бакалдын  и конкурс  мастеров художественного слова Китчегясовские чтения.



Мониторинг охвата школ и участников в течение 12 лет в конкурсе художественного слова Китчегясовские чтения











дГод нУчастников  Охват школОхват школ Нач звенозвено   Сред. зв. звено Старш.зв классы Взрослые
2006 82 15 20
2008 65 9+1ДОУ 6 5 6 3 6  
2009 128/2 ДОУ 8+2ДОУ 6/ 1места ДОУ 7 6 4 6 12
2010 12 8 Год учителя 3          
2012 134(из них 4ДОУ) 15+ДОУ 6 9 6 8 6 9
2013 127/из них 6 взросл 12 6 7 6 6 6 5 3
2014 117 8 6 7 6 7 6
2016 113



(из них 16 заоч. участ)

8+2ДОУ+6взрсолые 6 5 6 8 6 3 3
Итого



за 8 лет

680 /32 взросл 89 (6ДОУ)              

Качество обученности участников конкурса Китчегясовские чтения



Мы сделали анализ качества обученности обучающихся, которые принимали участие в  Китчегясовских чтениях  с2006 по 2017 годы и пришли к выводу, что у участников прослеживается  100% успеваемость, повысилась мотивация к учебе,  качество обученности  составляет  88%.



Не секрет, что основной проблемой современной школы является  низкий уровень читательской компетентности: неумение находить необходимые источники письменной информации, отбирать, оценивать, анализировать тексты; обрабатывать информацию в письменной форме; ограниченность круга чтения подростков с преобладанием учебной и развлекательной литературы.



За месяц до проведения конкурса школьникам дается задание подобрать стихотворный или прозаический материал на заданную тему. Школьники очень активно включаются в процесс подготовки к конкурсу. По отзывам библиотекарей сельской модельной и школьной библиотек наблюдается повышение посещения  с 10 до 60 посещений в неделю. Кроме посещений повышается жанровый и читательский интерес. У детей развивается стимул к чтению, наблюдается повышение  престижа чтения.



Следует отметить высокий  показатель качественной подготовки Глетко А.Г-учитель якутского языка и литературы ( Хоринская СОШ),  Феоктистова В.И. -учитель русского языка и литературы(2-Нерюктяйинская СОШ), Мыреева Р.Л., Яковлева Е.Д. -учителя русского языка и литературы (Токкинская СОШ



Качество сдачи ОГЭ и ЕГЭ участников конкурса художественного слова  «Китчегясовские чтения»



За последние 5 лет качество сдачи ЕГЭ составляет:






Год По литературе Год По русскому языку
2013 1 ученик-68 2013 максимальный- 82б



 

  2015 максимальный- 90б



 

2016 2 ученика- максимальный балл-68б 2016 Максимальный-83 б
2017 1 ученик- 68 2017 максимальный -86б

Заключение



Конкурс художественного слова Китчегясовские чтения кроме развития выразительности речи, техники исполнения, привития интереса к чтению способствует также саморазвитию учащихся,  формированию информационно- коммуникативной личности, творческой  самореализации выпускника, воспитывает нравственные основы и  гражданско-патриотическую позицию средствами художественной литературы,  уважение к  самобытной  культуре эвенков, воспитывает толерантность  и обеспечивает успешную социализацию.



За 10 лет существования нашего конкурса, школа выпустила много талантливых, успешных  молодых людей. Но мы хотим отметить тех, кто был постоянным участником нашего конкурса:

  1. Копылов Николай Анатольевич- самый молодой  глава  МО РС (Я),
  2. Михайлова Марина Геннадьевна- учитель английского языка Хоринской СОШ,
  3. Бакуменко Любовь – учитель английского языка,
  4.  Эттын Надежда Юрьевна- учитель английского языка Жатайской СОШ,
  5. Николаев Семен Александрович- выпускник СВФУ, отличник учебы
  6. Васильев Дмитрий  Николаевич – выпускник  ЯГСХА, отличник учебы,
  7.  Ананьева Виктория- студентка МИ, активистка,
  8.  Чердонова Александра- студентка СВФУ им.М.К.Аммосова, отличница учебы
  9.  Нарахаева Валерия Александровна-  учитель русского языка и литературы,
  10.  Серкина Евгения-студентка СВФУ им.М.К.Аммосова, прошла стажировку в Южной Корее, как студент отличник и активист.
  11. Попов Олег- учитель биологии МБОУ «Олбутская ООШ имени П.П.Габышева», победитель районного конкурса «Учитель года-2017»
  12. Седунов Геннадий- студент военной Академии СПб
  13. Эверстова Варвара- студентка МИ, отличница учебы
  14. Степанова Сахая- выпускница ФЭИ с красным дипломом
  15. Андреева Надежда – студентка МГУ им. М.В.Ломонова, отличница учебы
  16. Лыткина Марианна- выпускница  СВФУ, отличница учебы
  17. Мыреева Ангелина- студентка СПб институт им. Склифософского, отличница учебы
  18. Мыреев Максим- студент СПб горного института, отличник учебы
  19. Хастаев Семен- студент ПИ, отличник учебы
  20. Антонов Джулустан- студент СВФУ им М.К.Аммосова, отличник учебы
  21. Ананьева Ньургуйаана, выпускник СВФУ, отличница учебы
  22. Баишева Аида- студентка СВФУ, отличница  учебы
  23. Соколова Белла- студентка СВФУ, отличница учебы
  24. Миронова Светлана- выпускница СВФУ, учитель математики  МБОУ «Олбутская ООШ имени П.П.Габышева»,
  25. Ким Алексей- лауреат НПК «Шаг в будущее» г.СПб и др.


Если проанализировать поступаемость выпускников- участников конкурса Китчегясовские чтения, то за 10 лет  в образовательные учреждения с гуманитарным уклоном поступило   более 30  выпускников.



Таким образом, воочию видно,  что участие в конкурсе художественного слова Китчегясовские чтения способствует развитию росточков одаренности в каждом ученике,  его коммуникативных способностей,  самостоятельности мышления,  инициативности и научно-исследовательских навыков, творческой  самореализации выпускника, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.