Работа с одаренными детьми в условиях ДОУ через нетрадиционные техники рисования

25 ноября 12:24

УДК 37.013

Среди самых интересных и загадочных явлений природы одно из первых мест занимает детская одаренность.   Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, и это объясняется общественными потребностями.

Одаренные дети- дети, значительно опережающие своих сверстников в умственном развитии, либо демонстрирующие выдающиеся специальные способности (музыкальные, художественные, спортивные и др.).

В дошкольном детстве можно выделить несколько ступенек способностей. Каждая ступенька — это путь восхождения воспитанника ДОУ к вершинам своего развития или система воспитательно-образовательной работы.

В своей работе я хочу поделиться некоторыми подходами в развитии творческих способностей дошкольников посредством занятий художественно-изобразительной деятельностью.

Есть дети, которые рисуют и видят то, что они нарисовали, а есть такие, которые рисуют и видят даже то, что не нарисовано.

Одарённый ребёнок оказывается способным уловить внутреннюю характеристику художественного образа, не лежащую на поверхности.   Трудно определить степень творческой одарённости, ведь искусство всё условно, и какая именно степень наивности в искусстве допустима, никто ещё не определил.

Одарённые дети очень разные. Главное, что объединяет всех, таких разных «вундеркиндов» и что резко отличает их от обыкновенных детей – это высокая познавательная потребность. Традиционные формы и методы  изобразительной деятельности дошкольников оказывают сдерживающее влияние в развитии познавательной деятельности одаренных детей.  Поэтому необходимо познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками, которые позволяют показать новые приемы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве.

В нашем детском саду я веду кружок по «Веселый художник» с использванием нетрадиционных техник рисования.

Цель: Развивать у детей творческие способности, средствами нетрадиционного рисования.

Задачи:

  -Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.

    -Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.

— Отслеживать динамику развития творческих способностей и развитие изобразительных навыков ребенка.

— Создавать все необходимые условия для реализации поставленной цели.

В своей работе я использую разнообразные нетрадиционные техники рисования которые предусматривают использование различных, часто неожиданных, изобразительных материалов: монотипия – отпечатка; рисование на мокрой бумаге, рисование на мятой бумаге, рисование свечой, набрызг, печать листьев, кляксография обычная, кляксография с выдуванием трубочкой, рисование мыльными пузырями, монотипия, эбру и т.д.

Ребёнок не может остаться равнодушным к новому, неизведанному, в нём просыпается любопытный исследователь и фантазёр.

Для того чтобы детские рисунки получились выразительными, мои занятия сопровождаются мелодичной, образной музыкой, которая позволяет детям расслабиться и насладиться ее легким звучанием.

А если представить, что звукам соответствуют определённые цвета, а сочетаниям звуков – определенные пятна, то можно нарисовать музыку в виде свободного изображения линий, пятен, разнообразных узоров. При этом эстетические ощущения приблизят детей к миру музыки и научат их воспринимать и ощущать искусство изнутри, соотносить цвет и музыку, опираясь на различие наиболее ярких средств музыкальной выразительности (темп, динамику, ритм и др.).

Использовать в работе с детьми игры-соревнования, проблемные и творческие задания, поисковые ситуации, эмоциональные разрядки, экспериментирование с цветом, материалом, техниками рисования, создание коллективных работ, такие дидактические игры, как «Теплый — холодный» (различение теплых и холодных тонов), «Ожившие предметы», «Несуществующее животное» (развивает образное воображение).

Использование игр и заданий способствуют развитию чувства уверенности, самостоятельности, умения общаться друг с другом и взрослыми.

Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции.

Осваивая нетрадиционные методы рисования, я пришла к выводу: если тебе нравится, когда глаза твоих детей блестят от восторга на занятиях, если ты хочешь, чтобы каждое занятие было праздником, если ты желаешь смеяться, удивляться и общаться с умными, творческими детьми – нужно больше с ними наблюдать, рисовать и импровизировать. Нетрадиционные методы рисования развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание и уверенность в себе.

Все перечисленные методы, приёмы и формы работы с одаренными детьми позволяют создавать наиболее комфортные условия для выявления и раскрытия индивидуального потенциала каждого ребенка.

Конечно главными союзниками и помощниками в развитии ребенка становятся родители, которые «перебрасывают мостик» для ребенка от детского сада к Центру детского творчества, музыкальной и художественной школам, где ребенок продолжает совершенствовать свой природный потенциал в приоритетном для него виде деятельности. Направить же родителей, помочь им увидеть одаренность своего ребенка должен педагог.

Родители непосредственно участвующие в организации педагогического процесса, являются незаменимым партнером и помощником педагогу, воспитателю. Родители одаренных детей должны быть информированы для активной поддержки и реализации задатков и способностей детей.

Родители должны видеть работу воспитателя с детьми, наблюдать творческий рост своего ребёнка, совершенствование его умений и навыков. В группе постоянно проходят тематические выставки работ детей.

Литература


  1. И.А.Лыкова «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. «Цветные ладошки» 2015г.
  2. А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования» 2017г.
  3. Г.Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования» 2017г.
  4. Р.Г. Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками» 2016г.

References


  1. IA Lykova «Program of artistic education, education and development of children 2-7 years. «Colored hands» 2015г.
  2. A.Nikitina «Unconventional drawing techniques» 2017g.
  3. G.N. Davydova «Unconventional Drawing Techniques» 2017.
  4. R.G. Kazakova «Drawing classes with preschoolers» 2016g.