Феномен детской одарённости

12 декабря 5:15

УДК 37.013

 Любому ребенку должно повезти как минимум дважды:

сначала с родителями, потом – с учителями!

Актуальность проблемы развития системы поиска и поддержки талантливых детей не взывает сомнения. Повышенный интерес к этой теме диктуют не только направления современной образовательной политики нашего государства, нашедшие свое выражение в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» и федеральной целевой программе «Одаренные дети», но и сама жизнь.

Мы живем в эпоху бурно развивающегося информационного пространства. Дети 21 века – это дети эпохи информационного прогресса. Для них характерно такое явление как акселерация. Они рано взрослеют, развиваются быстрее предшествующих поколений, буквально «ловят на лету» все, что связано с информационно-компьютерными технологиями.

Сегодня уже очевидно, что педагогика 21 века – это педагогика раннего развития. В 1971 г. вышла в свет нашумевшая книга Масару Ибука «После трех уже поздно». Это поистине фундаментальный труд, объясняющий суть и цель раннего развития. Автор книги – Масару Ибука – президент и основатель фирмы «Сони», был одним из первопроходцев, которые подняли Японию из руин и отчаяния на уровень мирового лидера. Он же автор новаторских концепций воспитания и обучения детей раннего возраста, директор Ассоциации раннего развития «Обучение талантов». Именно его теория, гласившая «После трех уже поздно», несколько десятилетий назад буквально потрясла мир.

Ибука отмечал, что «…Ни один ребенок не рождается гением и ни один – дураком. Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни». «Согласно последним исследованиям, к возрасту трех лет развитие клеток головного мозга уже завершено на 70-80 процентов и поэтому наиболее важным периодом в обучении и развития людей является возраст от 9 месяцев до 3 лет». [1]

Согласно теории Масару Ибука,  маленькие дети обладают способностью научиться чему угодно! То, что дети усваивают без каких-либо усилий в 2, 3 или 4 года, в дальнейшем дается им с трудом или не дается вообще. Навыки, которыми взрослые едва овладевают, для детей – почти неосознанное усилие.

Масару Ибука не одинок в своих изысканиях. На сегодняшний день существует не одна методика раннего развития. Вот лишь наиболее известные из них: методика Глена Домана, Сесиль Лупан, Марии Монтессори,  система обучения Н.А. Зайцева, «Складушки» В.В. Воскобовича, «Развивающие  игры» Никитиных, Вальдорфская педагогика.

Все эти методики активно используются в столь распространённых сегодня бэби-клубах, детских развивающих центрах и т.п. Причем, очевидно, что спрос на услуги подобного рода образовательных учреждений растет год от года.

Так что же такое одарённость?

Тема детской одаренности весьма широка, ею занимаются многие известные ученые, психологи и педагоги, не существует однозначного понимания рассматриваемой проблемы. Можно разделять точку зрения одного из них или находить свое понимание обозначенной темы.

По Ожегову, одаренность рассматривается как способность к выдающимся достижениям в любой сфере человеческой деятельности.

Известный американский специалист в области обучения одаренных детей Джозеф Рензули полагает, что одаренность – это сложный итог наложения друг на друга трех факторов: креативности, усиленной мотивации, высокого уровня интеллектуального развития. В то же время он предлагает считать одаренным и того ребенка, который демонстрирует высокий уровень хотя бы по одному из перечисленных факторов.   Одаренность можно рассматривать с различных позиций. Если придерживаться психофизиологической точки зрения, то надо признать относительную редкость этого явления. С другой стороны, исходя из гуманности педагогики, мы обязаны признать потенциальную одаренность каждого ребенка. В основе педагогической проблемы одаренности лежит познавательная деятельность ребенка. Одаренные дети отличаются широтой восприятия мира, острым ощущением того, что происходит вокруг, мозг одаренных детей находится в постоянной работе, у них хорошо развита речь, они так же обладают огромным словарным запасом, они с удовольствием занимаются решением сложных задач, не терпят вмешательства и навязывания им готового ответа. Многие одаренные дети имеют математический склад мышления, они могут длительное время концентрировать внимание на одной проблеме или задаче, умеют учиться, обладают учебными навыками и учебными умениями, таким образом, одаренные дети осознают все этапы учебно-познавательной деятельности. У одаренных детей повышена склонность к умственной деятельности, такие дети много читают, им присуща высокая организованность и, как следствие организованности, самоуверенность. В результате одаренные дети наталкиваются на отчуждение, неприятие». Торренс, создатель системы измерения творческих способностей, сообщает, что «наследственный потенциал не является важнейшим показателем будущей творческой продуктивности» [13; 16]. Это зависит и от семьи, социальной среды, куда попадает человек. Многие творчески одаренные, талантливые люди, немало сделавшие для науки и искусства, увлекались своей очень узкой сферой познания или творчества и вряд ли могли быть названы разносторонними личностями. Главными задачами преподавателя являются выявление талантливых детей, создание условий для их деятельности, устранив причины, препятствующие творческому росту. Творческие способности могут заглушаться, когда: отсутствуют четко определенные цели; имеется подмена целей; проявляется боязнь поражения; появляется страх перед успехом; существует боязнь перемен; ярко выражено стремление к безопасности и др.Следует помнить, что творческие, талантливые личности обладают рядом особенностей, которые несвойственны обычному человеку: такие люди склонны в отношениях к игре и импровизации, остроумны, действуют всегда не по правилам, ориентированы на новые впечатления, спонтанны в своем поведении и независимы в суждениях. Они испытывают трудности в делах, требующих точности и пунктуальности. Им характерно эстетическое восприятие окружающего мира. Они энтузиасты, часто склонны к идеализации. Такие люди могут видеть в событиях и предметах то, что не замечают другие. Это далеко не исчерпывающая характеристика людей творческих, однако, ее нельзя рассматривать как бесспорную.      Если говорить о феномене одаренности с точки зрения нейрофизиологии, то следует отметить тот факт, что для развития определённых способностей ребенка существуют особенно благоприятные, так называемые сенситивные периоды развития (лат. sensitivus – в высшей степени восприимчивый, чувствительный). Это время качественного скачка в развитии ребенка. Л.С. Выготский описывал их как «поворотные пункты в детском развитии, принимающие иногда форму кризиса», влияющие «на разные области развития и деятельности ребенка: начиная от сенсорных областей, заканчивая мышлением, творчеством, креативностью».                                                                                   [5]Психологи отмечают, что в сенситивный период скорость восприятия материала в 10-15 раз выше, чем в обычные периоды. Это связано с развитием функций головного мозга и эндокринной системы ребенка. Л.С. Выготский выделял в качестве основных сенситивных периодов – период новорожденности, около 1 года, 3 года, 6-7 лет и подростковый период. Также ученые определили, что в среднем за год у ребенка бывает примерно от 5 до 15 небольших сенситивных периодов развития, средние появляются примерно раз в 4-5 месяцев, а большие наступают раз в несколько лет. В конце каждого переходного периода формируются новые свойства и качества, которых не было в предыдущем возрасте, однако темп развития у каждого ребенка свой.

Из этого следует, что наиболее благоприятный период в жизни человека для раскрытия существующих способностей и формирования новых – это дошкольный возраст.

Все-таки, что же такое одаренность?

До сих пор в нашем обыденном понимании термин «одаренность» часто отождествляется с терминами «гений» и «талант», т.е. мы понимаем данный термин как некие специальные, особенные способности, какими наградила человека природа.

Может быть и так… А может быть, одарённым можно назвать каждого ребёнка, если на его пути встретился настоящий педагог, сумевший заинтересовать и увлечь?

Общество судит об одарённости ребёнка по внешним признакам. К ним относятся достижения в каком-либо виде деятельности, превосходящие достижения большинства его сверстников. Но, к сожалению, часто, ребенок, признанный одаренным, не выдерживает испытание временем и утрачивает свои «сверхкачества». Более того, нередко более успешными в жизни становятся выпускники массовых школ, не отличавшиеся высокими результатами в учебной деятельности. Данное положение вещей было замечено еще в эпоху Просвещения.

В 17 в. один из величайших педагогов мира Ян Амос Каменский писал: «Есть дети с острым умом и любознательностью, но дикие и упрямые, таких обычно ненавидят в школах и почти всегда считают безнадежными; между тем из них обыкновенно выходят великие люди…»

На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованной деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой).

В дошкольном возрасте происходит начальное формирование задатков. Задатки – это такие природные возможности, которые могут превратиться в способности, а могут и не превратиться. Задатки можно сравнить с семечком. Из одинаковых семян получаются сильные и слабые растения, все зависит от ухода, условий, почвы, на которой прорастает семечко.

Способности не могут «созреть» сами по себе независимо от внешних воздействий. Вот именно поэтому всем детям необходимо создавать условия для всестороннего развития, чтобы их способности не угасали по мере взросления, но напротив, «созревали», позволяя говорить об уникальных возможностях или одаренности.

Выявление одаренных детей должно начинаться как можно раньше (в детском саду, начальной школе) на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.

Следует обратить особое внимание на ребёнка, который имеет более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, творческие возможности и проявления, более восприимчив к учению; имеет доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность. Такие дети, как правило, испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

Интеллектуально одаренный ребенок поражает нас своими суждениями, в которых проявляется развитое не по годам мышление. Он отличается наблюдательностью, прекрасной памятью, разносторонней любознательностью. Все это позволяет таким детям преуспеть во многих видах деятельности.

Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и умение пользоваться накопленными знаниями. Как правило, у них большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями. А умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих. Маленькие «вундеркинды» с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей. Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью. При этом трудности не заставляют их отклоняться. Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.

Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна.

Иногда одаренность проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Например, увлеченный техническим конструированием ребенок может дома с энтузиазмом строить свои модели, но при этом не проявлять аналогичной активности ни в школьной, ни во внешкольной деятельности (кружке, секции, студии). Кроме того, одаренные дети далеко не всегда стремятся демонстрировать свои достижения перед окружающими. Так ребенок, сочиняющий стихи или рассказы, может скрывать свое увлечение от педагога или даже от родителей.                                                           Самая сильная потребность одаренных детей – накопление и усвоение знаний. Основная цель работы с одаренными детьми – формирование зрелой потребности и способности для реализации их повышенных возможностей в творческой деятельности. Практика показала, что для обучения одаренных детей необходим особый метод, учитывающий их специфические особенности. При разработке подобного метода необходимо учитывать и специфическую ситуацию развития одаренных детей, которая характеризуется, с одной стороны, развивающим комфортом. Хотелось бы обратить внимание на то, что в психолого-педагогической литературе существует множество определений одаренности. В заключении хотелось бы дать несколько универсальных советов учителям для работы с одаренными детьми. Несомненно, основное требование к учителям одаренного ребенка – безусловное понимание и уважение к его личности. Главная задача педагога привить ребенку вкус к серьезной творческой работе. Учителю всегда следует помнить, одаренные дети очень самолюбивы, легко ранимы. Поэтому от учителя больше всего требуются качества личностные, душевные, а не только интеллектуальный и методический «багаж». Необходимо чтобы в процессе воспитания и обучения присутствовало сотворчество учителя и ученика.

Литература


  1. Масару Ибука. После трех уже поздно: Пер. с англ. – М.: РУССЛИТ, 1991.
  2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М., 2002.
  3. Теплов Б.М. Избранные труды: в 2-х т. Т.1 – М.: Педагогика, 1985.
  4. Кузнецова С.В., Рудакова Е.Б., Терских Е.А. Комплексы творческих занятий для развития одарённости ребёнка. – Ростов н/Д: Фенникс, 2011.
  5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: СОЮЗ, 1997.
  6. Митин А. Управленческие взаимоотношения с талантливыми детьми. – Управление персоналом. – 2000, с. 15–19

References

1. Masaru Ibuka. After three already late: Per. English. – M.: RUSSLIT, 1991.
2. Bogoyavlenskaya D. B. Psychology of creative abilities. — M., 2002.
3. Teplov B. M. Selected works: in 2-Kh T. T. 1 – M.: Pedagogika, 1985.
4. Kuznetsov S. V., Rudakova E. B., Terek E. A. Complexes and creative activities for the development of giftedness of the child. – Rostov n/D: Phoenix, 2011.
5. Vygotsky L. S. Imagination and creativity in childhood. – SPb.: The UNION, 1997.
6. Mitin A. Management of the relationship with autistic children. – Personnel management. — 2000, pp. 15-19