Шахматы для малышей

24 января 9:19

УДК 37.013

Абсолютно каждый родитель желает, чтобы его ребенок рос не только физически крепким и здоровым, но и смышленым, интеллектуально развитым. Так как родители доверяют своих детей на воспитание детскому саду, то перед дошкольным педагогом встает непростой вопрос: как организовать досуг вне основных занятий у малышей так, чтобы им это пошло на пользу?

Мне, как дошкольному педагогу, предстояло запустить какой-либо проект дополнительного образования. Рассмотрев разные варианты, и, тщательно изучив разные проекты, я остановила свой выбор на шахматах. Почему?

Потому что шахматы — это идеальная игра для дошкольников. Она заключает в себе широкие и разнообразные педагогические задачи:

а) образовательную — тренирует логическое мышление и память, наблюдательность, внимание, активизирует мыслительную деятельность, учит ориентироваться на плоскости, расширяет кругозор;

 б) воспитательную — вырабатывает у ребенка выдержку, настойчивость, волю, спокойствие, уверенность в своих силах, стойкий характер;

 в) эстетическую — играя, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной доски и фигур в волшебные; изящество и красота отдельных ходов, шахматных комбинаций доставляют ему истинное удовольствие, а умение находить в обыкновенном необыкновенное обогащает детскую фантазию, приносит эстетическое наслаждение, заставляет восхищаться удивительной игрой;

 г) физическую — побуждает уделять время физкультуре, чтобы хватало сил и выносливости сидеть за шахматной доской.

Многочисленные исследования доказывают, что шахматы способствуют умственному развитию детей, их оценки по математическим и языковым дисциплинам становятся выше. Благодаря шахматам, особенно хорошо развиваются навыки управления временем.

Исходя из этого, в нашем детском саду, мы ввели Этот проект мы внедряем во 2-ю половину дня 1 раз в неделю для детей подготовительной группы.

Работая над проектом, я опиралась на такие принципы: принцип мобильности, т.е. можно играть в шахматы где угодно – на полу, за столом, сидя на полу, дома, на отдыхе и т.д; принцип преемственности – нужно тесно взаимодействовать с родителями, со школой т.к. у них есть такой же кружок «Шахматы»; принцип учета возрастных особенностей – важно уметь играть и понимать суть игры.

Работа по проекту разделила условно на три этапа, по времени средней продолжительности.

На 1 этапе знакомимся шахматными терминами: диагональ, поле, противник, название шахматных фигур. Ведется активная работа с родителями: консультации по игре, по приобретению шахмат, придумывание игр по ознакомлению с фигурами.

На 2 этапе мы уже знаем названия фигур, где они располагаются на шахматной доске. Учим ходы каждой фигуры, и как каждой фигурой можно поставить мат противнику. Даю понять, что на поле каждая фигура – воин, и держать надо во внимании сразу все фигуры (своих – 16, противника — 16), ни один ход не делается просто так, надо анализировать как свои шаги, так и шаги противника. По окончании игры прошу рассказать, как он думал дойти до цели.

На 3 этапе дети начинают играть самостоятельно со сверстниками, со взрослыми. Подсказывают и исправляют друг друга.

Прививание интереса к игре в шахматы у дошкольников 5-6-летнего возраста – самый важный этап.

От этого зависит самое главное: будет ли ребенок в дальнейшем с огромным интересом и любовью играть в шахматы или навсегда поставит крест на этой игре.

Я настоятельно рекомендую родителям, если те замечают уже выявленный интерес у своих детей к игре в шахматы – не оставаться в стороне, не игнорировать это желание у ребенка, а пойти навстречу, приобрести набор шахмат и играть с детьми, хотя бы по выходным. Для дошкольников 5-6-летнего возраста, у которых уже имеются начальные знания фигур, ходов и небольшой навык игры, следует также устраивать шахматные олимпиады и турниры для наибольшей мотивации и стимулирования самой игры и успехов детей.

Собственно говоря, педагогическая задача введения нашего проекта игры в шахматы в программу дополнительного занятия состоит именно в этом – в вызывании и закреплении интереса у ребенка старшей подготовительной группы к игре в шахматы.

И так как нынешняя задача педагогики учитывает новые социальные и психолого-педагогические условия в проблеме интеллектуального развития и воспитания детей дошкольного возраста — именно игра в шахматы, как показывает статистика, в современном мире, наиболее конкурентоспособна по сравнению с остальными играми. Наверное, именно изящество шахматных фигур, их строгое построение на черно-белой доске, особенность ходов, которые привлекают внимание дошколят, оказывают влияние на успешность этой статистики, отдавая детям предпочтение от смартфонов и прочих игр в пользу игры в шахматы.

Литература


  1. Антонина Трофимова. Шахматная тетрадь — раскраска, Ростов-на- Дону, 2015г.
  1. В.Г.Гришин. Малыши играют шахматы, М. Просвещение, 1995г.
  2. Журнал ДВ-2012г №7
  3. И.Г.Сухин. Волшебные фигуры или шахматы для детей 2-5 лет, 1994г.

     5. В.А. Смирнова. Энциклопедия досуга и хобби для мальчиков, РОСМЕН 2006г.

References

1. Antonina Trofimova. Chess notebook-coloring,
Rostov-on — don, 2015.
2. V. G. Grishin. Kids play chess, M. Enlightenment, 1995
3. DV magazine-2012 No. 7
4. I. G. Sukhin. Magic figures or chess for children 2-5 years old, 1994
5. V. A. Smirnov. Encyclopedia of leisure and Hobbies for boys, ROSMAN, 2006.