УДК 37.013
«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать, и я пойму» — так гласит китайская пословица. Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает всё сам. Поэтому проектная деятельность заняла прочное место в нашей работе. Она стала интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых.
В ходе проектной деятельности, расширяются знания детей об окружающем мире, развиваются общие способности детей – коммуникативные, творческие, познавательные.
В проектной деятельности дети приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее к друг другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами. Также проектная деятельность влияет на содержание игровой деятельности – она становится более разнообразной.
Выполнение проекта предполагает формированию оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств, определять этапы его реализации, следовать задуманному плану.
В ходе проектной деятельности развиваются и детско-родительские отношения, которые помогают родителям освоить некоторые педагогические приемы, необходимые в семейном воспитании, объективно оценивать возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнерами.
Проектная деятельность обладает огромным развивающим потенциалом, не только создает условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелены на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности.
Работа над реализацией проекта состоит из этапов.
На 1 мотивационном этапе проекта идет постановка исследовательской проблемы, стимулирование интереса детей к её изучению, выдвижение детьми гипотез и предложений по изучению поставленной проблемы.
На 2 проблемно-деятельностном этапе идет развитие исследовательских умений дошкольников: самостоятельный поиск информации, ее обработка и использование совместной со сверстниками и взрослыми деятельности.
На 3 творческом этапе проекта идет обобщение информации коллективного продукта детской деятельности и его публичная презентация.
В течение нескольких лет в своей работе применяю проектный метод. Нами были реализованы проекты: «Покормите птиц зимой», «Моя семья», «Родословное древо моей семьи», «Спасибо деду за победу», «Ёлочка-ёлка, зеленая иголка», «Огород на окне», «Этот удивительный снег», «Снеговик».
Проекты «Моя семья», «Покормите птиц зимой», «Спасибо деду за победу» были представлены на районном и всероссийском уровне.
Темы проектов могут быть самыми различными, главное их условие – интерес детей, что обеспечивает мотивацию к успешному обучению. Дети очень любознательны, стремятся к познанию и исследованию чег- то нового. Чтобы удовлетворить интерес и любознательность детей своей группы, мы создаем проекты различной направленности, вовлекая и заинтересовывая родителей.
Нами были выполнены проекты по экологии, творческие, исследовательские.
Остановлюсь на проекте « Покормите птиц зимой». Работа над экологическим проектом позволила детям узнать много интересного о зимующих птицах. При работе над данным проектом, дети усвоили главное правило: зимой надо обязательно подкармливать птиц. Создавая проект, мы обсуждали, как это можно сделать. Дети высказывали свои мысли, идеи. И вместе мы пришли к единому решению – изготовить удобные кормушки для зимующих птиц. Обсуждали, из чего можно их изготовить, рассматривали иллюстрации уже готовых кормушек. И уже с готовым решением и, даже, с небольшими набросками вышли на родителей, которые с огромным желанием откликнулись, на просьбы своих детей.
Дети были очень рады и горды тем, что смогли чуть-чуть помочь птицам.
При выходе на прогулку, идя в детский сад дети помнят о том, что обязательно нужно взять с собой горсть зерна, для подкормки птиц.
В рамках реализации проекта «Я и моя семья» мы активно используем разнообразные нетрадиционные формы совместной деятельности родителей и детей: КВН, фото-конкурс «Мама и я — счастливые мгновения», спортивно –интеллектуальные баталии «Вместе с папой я герой», мини-проект «Древо моей семьи», конкурс семейного герба и т.д.
Таким образом, метод проектов очень актуален и эффективен. Сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном целом – проекте, закрепляет навыки воспитанников, помогает им открывать и познавать окружающую действительность гораздо быстрее и глубже.
В дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей.
Литература
- Н.Е.Веракса «Проектная деятельность дошкольников» :Пособие для педагогов дошкольных учреждений/Мозаика-Синтез, М, 2014г.
- Н.А. Виноградова «Образовательные проекты в детском саду.
- Источники интернет-сайта
References
- E. Veraksa Project activity of preschool children : A handbook for pre-school teachers/ Mosaic-Synthesis, M,2014
- A.Vinogradova Educational projects in kindergarten
- Sources of Internet sites