УДК 37.013
Сегодня развитие, обучение и воспитание одаренных и творческих личностей составляет одну из главных направлений государственной политики в области образования, как бесценного национального достояния и творческого потенциала страны. [c.9].
Цель: приобщать учащихся к творческой работе на уроках технологии. Творческий человек способен к самореализации своих возможностей и саморазвитию.
Наше время – это время перемен, сейчас нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.
Задача: формирование одаренной и творческой личности в процессе обучения и воспитания. Это процесс пронизывает все этапы развитие личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, к самовыражению и уверенность в себе.
В истории педагогики проблема творчества всегда была одной из самых актуальных. Однако до сих пор проблема остается наименее изученной в теории и недостаточно представленной в практике воспитании детей. Это обусловлено сложностью данного явления, скрытностью механизмов творчества. Как правило, во всех определениях творчества отмечается, что творчества – это деятельность человека, направленная на создание нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации. Творчество по природе своей основано на желании сделать что – то, что до тебя еще никем не было сделано или сделать по – новому, лучше.
Психологи определяют творчество как выход за пределы уже имеющихся знаний, преодоление, опрокидывание границ. Это высшая форма активной и самостоятельной деятельности человека. В творчестве осуществляется самовыражение, самораскрытие личности.
Кого можно считать творческой личностью? Какие личностные качества людей обеспечивают им успех в творчестве? За основу творческой личности я взяла обобщенную характеристику, предложенную Савенковым и созданную им на основе зарубежных и отечественных исследователей. По мнению А. И. Савенкова это:
- способность решать дивергентные задачи (задачи, имеющие не один, а множество верных ответов);
- оригинальность мышления (способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, банальных);
- продуктивность мышления (способность легко и большом количестве генерировать новые идеи). Чем больше идей, тем больше творческих возможностей их развития.
Данные теоретические положения стали основой моего опыта.
Ведущая педагогическая идея – развитие и формирование творческих способностей в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого. Я принимаю ребенка таким, каков он есть, вижу в каждом личность со своими особенностями и характером. В связи с этим особое внимание уделяю созданию условий для развития творческого потенциала каждого ученика и необходимо учитывать физиологические особенности ребенка, различный уровень готовности к участию в творческой деятельности. В своей работе я основываюсь на гуманной педагогике. Основными постулатами является вера в возможности ребенка, раскрытие его самобытной природы, уважение и утверждение его личности, направленность на служение добру и справедливости.
В своей педагогической деятельности я активно использую технологии личностно – ориентированного подхода в обучении и воспитании, своеобразие котором заключается в ориентации на свойства личности, ее формирование и развитие в соответствии с природными возможностями и способностями. Развитие способностей учеников в основной школе зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для их восприятия является учебный материал.
Чтобы создать условия, способствующие формированию творческих способностей, развитию духовно богатой личности, необходимо научить детей понимать и осваивать новое, быть открытыми и уметь принимать решения, формулировать интересы и осознавать возможности [c.14].
Предмет « Технология» обладает огромным потенциалом и возможностями в воспитании творческой личности.
Для выполнения данной цели и задачи у учителя есть педагогических инструментов и способов:
- использование активных форм обучения (создание интереса, ситуации успеха, поощрения мотивирует на активную работу во время урока);
- проектный метод (творческие задания позволяют попробовать себя в роли художников и дизайнеров, проявив фантазию и придумать совершенно новое изделия);
- компьютерные технологии (дополнительная информация помогает поиску найти разные варианты работ);
- проведение внеклассных мероприятий по технологии, участие в олимпиадах, конкурсах и выставках (я даю ребенку возможность показать свои умения и талант окружающим);
Я сделала вывод, если использовать все разнообразие имеющихся методов и приемов, направленных на развитие творчества учащихся и заниматься этим систематически, то можно добиться более высоких результатов. Развитие всех способностей человека, в том числе и творческих, происходит, как правило, в деятельности [c.28].
Как показывает опыт работы в школе, детям, увлеченным рукоделием, одних уроков недостаточно. Сочетание урочной и внеурочной деятельности делает обучение и воспитание более эффективным.
Мною создан авторский проект: «Внеклассное мероприятие по технологии – основа для личностного роста учащихся», в котором даю ребенку возможность показать свои умения и талант окружающим.
Результативность опыта работы на конкретный практический результат, успехи и достижения учащихся на участие олимпиадах по технологии, конкурсах и выставках по декоративно – прикладному искусству.
Победители, призеры и участники районных, республиканских олимпиад по технологии:
- Шалагина Мария, 10кл. — Грамота, Победитель в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады и участник регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии в 2013-2014 учебном году.
- Шалагина Мария, 11кл. — Призер Муниципального этапа Всероссийской олимпиады и участник регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии в 2014-2015 учебного года.
- Габышева Алена, 8кл. – Грамота, Призер Муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии в 2015- 2016 учебном году.
- Габышева Алена, 9кл. – Грамота, Призер Муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии в 2016-2017 учебном году.
Победители, участники районных, республиканских, Всероссийских конкурсов по декоративно – прикладному искусству:
- Борисова Ирина, 9кл. – Диплом 1 степени Победитель районного конкурса декоративно – прикладного творчества, в номинации «Из бисера сверкающего ярко»,2014г.
- Мамонтова Таня, 6кл. – Диплом 2 степени Победитель районного конкурса декоративно – прикладного творчества, в номинации «Из бисера сверкающего ярко»,2014г.
- Аллахинова Ирина,10кл. – Диплом 2 степени за Победу в Районной выставке прикладного творчества учащихся «Радуга Севера» в номинации «Вязание»,2015г.
- Борисова Ирина, 11кл. – Диплом 3 степени за Победу в Районной выставке прикладного творчества учащихся «Радуга Севера» в номинации «Бисер»,2015г.
- Габышева Алена, 9кл. – Диплом 2 степени Победитель районного заочного конкурса декоративно – прикладного творчества «Мир рукоделия – 2017» в номинации « Бисероплетение», 2017г.
- Шараборина Анна, 11кл. – Диплом 3 степени за Победу районного заочного конкурса декоративно – прикладного творчества «Мир рукоделия – 2017» в номинации «Вязание», 2017г.
- Мамонтова Таня, 6кл. – Диплом Победителя 3 степени за победу в Всероссийский конкурс декоративно – прикладного творчества « Из бисера, сверкающего ярко…» Самара,2015г.
- Борисова Ирина, 11кл. – Диплом Победителя 3 место Всероссийского творческого конкурса в номинации «Бисероплетение» Самара,2015г.
- Шалагина Мария, 11кл. – Диплом Лауреат Всероссийского творческого конкурса «Рассударики» в номинации: « Детские исследовательские и научные работы, проекты» Работа: Модный аксессуар «Платочек» шитье, проект, 2015г.
- Габышева Алена, 7кл. – Диплом Победитель 3 место Всероссийского творческого конкурса « Рассударики» в номинации: « Декоративно – прикладное творчество» Работа: «Декоративная сумочка» вязание,2016г.
- Полуэктова Валерия, 11кл. – Диплом Лауреат Всероссийского творческого конкурса «Рассударики» в номинации: «Декоративно — прикладное творчество» Работа: «Фенечки» плетение, 2016г.
- Полуэктова Валерия, 11кл. – Диплом Победитель 3 место Всероссийского творческого конкурса «Рассударики» в номинации: «Детские исследовательские и научные работы, проекты» Работа: проект « Стильный вязаный комплект», 2016г.
- Федорова Алена, 9кл. – Диплом Победитель 2 степени Всероссийского творческого конкурса «Рассударики» в номинации: «Декоративно – прикладное творчество» Работа: «Сумочка» вязание, 2017г.
- Габышева Алена, 8кл. – Диплом Победитель 1степени Всероссийского творческого конкурса «Рассударики» в номинации: «Декоративно – прикладное творчество» Работа: «Цветок Сардаана и бабочка» бисероплетение, 2017г.
- Шараборина Анна, 10кл. – Диплом 3 степени Всероссийского творческого конкурса «Рассударики» в номинации: «Декоративно — прикладное творчество» Работа: «Вязаный комплект», 2017г.
- Воложина Ксения, 5кл. – Диплом 2 степени Всероссийского творческого конкурса «Рассударики» в номинации: «Декоративно — прикладное творчество» Работа: «Прихватки» шитье, 2017г.
- Ханхалаева Ангелина, 5кл. – Диплом 3 степени Всероссийского конкурса «Рассударики» в номинации: «Декоративно — прикладное творчество» Работа: «Прихватки» шитье, 2017г.
- Габышева Алена, 9кл. – Диплом 2 степени Всероссийского творческого конкурса «Рассударики» в номинации: «Декоративно — прикладное творчество» Работа: «Модная шапочка» вязание, 2017г.
Благодаря творческой деятельности на уроках технологии дети получают возможность пробовать себя в разных видах декоративно — прикладного искусства, найти интересное хобби или будущую профессию [c.18].
Сегодня во всех сферах жизни общества обострили потребность в одаренных, творческих людях, способных отвечать на вызовы нового времени. Творчество становится необходимым инструментом в профессиональной деятельности и обыденной жизни человека. Способность к творчеству во многом определяет успех человека в жизни.
Современный учитель должен создавать условия для воспитания творческой личности, обладающей духовно – нравственными качествами,
Литература
- Педагогическая мастерская все для учителя! Всероссийский научно- методический журнал – 2017 — № — с.9.
- Технология все для учителя! Всероссийский научно – методический журнал – 2017 — №11 – с.14 – с.18.
- Технология все для учителя! Всероссийский научно – методический журнал – 2017 — №3 – с.28.
References
- Pedogagicheskaya masterskaya vse dlya uchitelya! Vserossiyskiy nauchno – metodicheskiy zhurnal – 2017 — №5 – с.9.
- Tekhnologiua vse dlya uchitelya! Vserossiysky nauchno – metodicheskiy zhurnal – 2017 — №11 – с.14 – с.18.
- Tekhnologiya vse dlya uchitelya! Vserossiyskiy nauchno – metodicheskiy zhurnal – 2017 — №3 – с.28.