Развитие одаренности учащихся на уроках технологии

3 марта 11:13

УДК 37.013

Сегодня развитие, обучение и воспитание одаренных и творческих личностей составляет одну из главных направлений государственной политики в области образования, как бесценного национального достояния и творческого потенциала страны. [c.9].

Цель: приобщать учащихся к творческой работе на уроках технологии. Творческий человек способен к самореализации своих возможностей и саморазвитию.

Наше время – это время перемен, сейчас нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.

Задача: формирование одаренной и творческой личности в процессе обучения и воспитания. Это процесс пронизывает все этапы развитие личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, к самовыражению и уверенность в себе.

В истории педагогики проблема творчества всегда была одной из самых актуальных. Однако до сих пор проблема остается наименее изученной в теории и недостаточно представленной в практике воспитании детей. Это обусловлено сложностью данного явления, скрытностью механизмов творчества. Как правило, во всех определениях творчества отмечается, что творчества – это деятельность человека, направленная на создание нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации. Творчество по природе своей основано на желании сделать что – то, что до тебя еще никем не было сделано или сделать по – новому, лучше.

Психологи определяют творчество как выход за пределы уже имеющихся знаний, преодоление, опрокидывание границ. Это высшая форма активной и самостоятельной деятельности человека. В творчестве осуществляется самовыражение, самораскрытие личности.

Кого можно считать творческой личностью? Какие личностные качества людей обеспечивают им успех в творчестве? За основу творческой личности я взяла обобщенную характеристику, предложенную Савенковым и созданную им на основе зарубежных и отечественных исследователей. По мнению А. И. Савенкова это:


  • способность решать дивергентные задачи (задачи, имеющие не один, а множество верных ответов);
  • оригинальность мышления (способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, банальных);
  • продуктивность мышления (способность легко и большом количестве генерировать новые идеи). Чем больше идей, тем больше творческих возможностей их развития.

Данные теоретические положения стали основой моего опыта.

Ведущая педагогическая идея – развитие и формирование творческих способностей в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого. Я принимаю ребенка таким, каков он есть, вижу в каждом личность со своими особенностями и характером. В связи с этим особое внимание уделяю созданию условий для развития творческого потенциала каждого ученика и необходимо учитывать физиологические особенности ребенка, различный уровень готовности к участию в творческой деятельности. В своей работе я основываюсь на гуманной педагогике. Основными постулатами является вера в возможности ребенка, раскрытие его самобытной природы, уважение и утверждение его личности, направленность на служение добру и справедливости.

В своей педагогической деятельности я активно использую технологии личностно – ориентированного подхода в обучении и воспитании, своеобразие котором заключается в ориентации на свойства личности, ее формирование и развитие в соответствии с природными возможностями и способностями. Развитие способностей учеников в основной школе зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для их восприятия является учебный материал.

Чтобы создать условия, способствующие формированию творческих способностей, развитию духовно богатой личности, необходимо научить детей понимать и осваивать новое, быть открытыми и уметь принимать решения, формулировать интересы и осознавать возможности [c.14].

Предмет « Технология» обладает огромным потенциалом и возможностями в воспитании творческой личности.

Для выполнения данной цели и задачи у учителя есть педагогических инструментов и способов:


  • использование активных форм обучения (создание интереса, ситуации успеха, поощрения мотивирует на активную работу во время урока);
  • проектный метод (творческие задания позволяют попробовать себя в роли художников и дизайнеров, проявив фантазию и придумать совершенно новое изделия);
  • компьютерные технологии (дополнительная информация помогает поиску найти разные варианты работ);
  • проведение внеклассных мероприятий по технологии, участие в олимпиадах, конкурсах и выставках (я даю ребенку возможность показать свои умения и талант окружающим);

           Я сделала вывод, если использовать все разнообразие имеющихся методов и приемов, направленных на развитие творчества учащихся и заниматься этим систематически, то можно добиться более высоких результатов. Развитие всех способностей человека, в том числе и творческих, происходит, как правило, в деятельности [c.28].

Как показывает опыт работы в школе, детям, увлеченным рукоделием, одних уроков недостаточно. Сочетание урочной и внеурочной деятельности делает обучение и воспитание более эффективным.

Мною создан авторский проект: «Внеклассное мероприятие по технологии – основа для личностного роста учащихся», в котором даю ребенку возможность показать свои умения и талант окружающим.

Результативность опыта работы на конкретный практический результат, успехи и достижения учащихся на участие олимпиадах по технологии, конкурсах и выставках по декоративно – прикладному искусству.

Победители, призеры и участники районных, республиканских олимпиад по технологии:


  • Шалагина Мария, 10кл. — Грамота, Победитель в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады и участник регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии в 2013-2014 учебном году.
  • Шалагина Мария, 11кл. — Призер Муниципального этапа Всероссийской олимпиады и участник регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии в 2014-2015 учебного года.
  • Габышева Алена, 8кл. – Грамота, Призер Муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии в 2015- 2016 учебном году.
  • Габышева Алена, 9кл. – Грамота, Призер Муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии в 2016-2017 учебном году.

Победители, участники районных, республиканских, Всероссийских конкурсов по декоративно – прикладному искусству:


  • Борисова Ирина, 9кл. – Диплом 1 степени Победитель районного конкурса декоративно – прикладного творчества, в номинации «Из бисера сверкающего ярко»,2014г.
  • Мамонтова Таня, 6кл. – Диплом 2 степени Победитель районного конкурса декоративно – прикладного творчества, в номинации «Из бисера сверкающего ярко»,2014г.
  • Аллахинова Ирина,10кл. – Диплом 2 степени за Победу в Районной выставке прикладного творчества учащихся «Радуга Севера» в номинации «Вязание»,2015г.
  • Борисова Ирина, 11кл. – Диплом 3 степени за Победу в Районной выставке прикладного творчества учащихся «Радуга Севера» в номинации «Бисер»,2015г.
  • Габышева Алена, 9кл. – Диплом 2 степени Победитель районного заочного конкурса декоративно – прикладного творчества «Мир рукоделия – 2017» в номинации « Бисероплетение», 2017г.
  • Шараборина Анна, 11кл. – Диплом 3 степени за Победу районного заочного конкурса декоративно – прикладного творчества «Мир рукоделия – 2017» в номинации «Вязание», 2017г.
  • Мамонтова Таня, 6кл. – Диплом Победителя 3 степени за победу в Всероссийский конкурс декоративно – прикладного творчества « Из бисера, сверкающего ярко…» Самара,2015г.
  • Борисова Ирина, 11кл. – Диплом Победителя 3 место Всероссийского творческого конкурса в номинации «Бисероплетение» Самара,2015г.
  • Шалагина Мария, 11кл. – Диплом Лауреат Всероссийского творческого конкурса «Рассударики» в номинации: « Детские исследовательские и научные работы, проекты» Работа: Модный аксессуар «Платочек» шитье, проект, 2015г.
  • Габышева Алена, 7кл. – Диплом Победитель 3 место Всероссийского творческого конкурса « Рассударики» в номинации: « Декоративно – прикладное творчество» Работа: «Декоративная сумочка» вязание,2016г.
  • Полуэктова Валерия, 11кл. – Диплом Лауреат Всероссийского творческого конкурса «Рассударики» в номинации: «Декоративно — прикладное творчество» Работа: «Фенечки» плетение, 2016г.
  • Полуэктова Валерия, 11кл. – Диплом Победитель 3 место Всероссийского творческого конкурса «Рассударики» в номинации: «Детские исследовательские и научные работы, проекты» Работа: проект « Стильный вязаный комплект», 2016г.
  • Федорова Алена, 9кл. – Диплом Победитель 2 степени Всероссийского творческого конкурса «Рассударики» в номинации: «Декоративно – прикладное творчество» Работа: «Сумочка» вязание, 2017г.
  • Габышева Алена, 8кл. – Диплом Победитель 1степени Всероссийского творческого конкурса «Рассударики» в номинации: «Декоративно – прикладное творчество» Работа: «Цветок Сардаана и бабочка» бисероплетение, 2017г.
  • Шараборина Анна, 10кл. – Диплом 3 степени Всероссийского творческого конкурса «Рассударики» в номинации: «Декоративно — прикладное творчество» Работа: «Вязаный комплект», 2017г.
  • Воложина Ксения, 5кл. – Диплом 2 степени Всероссийского творческого конкурса «Рассударики» в номинации: «Декоративно — прикладное творчество» Работа: «Прихватки» шитье, 2017г.
  • Ханхалаева Ангелина, 5кл. – Диплом 3 степени Всероссийского конкурса «Рассударики» в номинации: «Декоративно — прикладное творчество» Работа: «Прихватки» шитье, 2017г.
  • Габышева Алена, 9кл. – Диплом 2 степени Всероссийского творческого конкурса «Рассударики» в номинации: «Декоративно — прикладное творчество» Работа: «Модная шапочка» вязание, 2017г.

Благодаря творческой деятельности на уроках технологии дети получают возможность пробовать себя в разных видах декоративно — прикладного искусства, найти интересное хобби или будущую профессию [c.18].

Сегодня во всех сферах жизни общества обострили потребность в одаренных, творческих людях, способных отвечать на вызовы нового времени. Творчество становится необходимым инструментом в профессиональной деятельности и обыденной жизни человека. Способность к творчеству во многом определяет успех человека в жизни.

Современный учитель должен создавать условия для воспитания творческой личности, обладающей духовно – нравственными качествами,

Литература


  1. Педагогическая мастерская все для учителя! Всероссийский научно- методический журнал – 2017 — № — с.9.
  2. Технология все для учителя! Всероссийский научно – методический журнал – 2017 — №11 – с.14 – с.18.
  1. Технология все для учителя! Всероссийский научно – методический журнал – 2017 — №3 – с.28.

References


  1. Pedogagicheskaya masterskaya vse dlya uchitelya! Vserossiyskiy nauchno – metodicheskiy zhurnal – 2017 — №5 – с.9.
  2. Tekhnologiua vse dlya uchitelya! Vserossiysky nauchno – metodicheskiy zhurnal – 2017 — №11 – с.14 – с.18.
  3. Tekhnologiya vse dlya uchitelya! Vserossiyskiy nauchno – metodicheskiy zhurnal – 2017 — №3 – с.28.