ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

14 апреля 12:30
Среди основных факторов развития информационного общества называют качество подготовки современных специалистов, что отчасти проявляется в их возможности использования информации из различных областей, гибкости и вариативности мышления, владении широким спектром информации, отсутствии шаблонов, сформированных навыках проектной деятельности и пр. Изменение характера ведущих типов деятельности, то что А. М. Новиков назвал типом организационной культуры можно продемонстрировать на примере этапов эволюции технологий: традиционная → корпоративно-ремесленная → профессиональная (научная) → проектно-технологическая [1, с. 15–16]. Актуализация междисциплинарной подготовки, потребность в постоянном поиске инновационных решений обусловили разработку технологии развития мышления нового типа, а также смену образовательных парадигм.



В этой связи одним из актуальных аспектов подготовки современных специалистов становится формирование компетенций, которые можно было бы условно охарактеризовать как трансдисциплинарные (Ж. Пиаже), т.е. позволяющие расширять мировоззрение, подниматься на более высокий уровень обобщения: «После этапа междисциплинарных исследований, – писал Ж. Пиаже, следует ожидать более высокого этапа – трансдисциплинарного, который не ограничится междисциплинарными отношениями, а разместит эти отношения внутри глобальной системы, без строгих границ между дисциплинами» [2]. Таким образом, возникает некое «новое пространство без стабильных границ между видами профессиональной деятельности, позволяющее системе профессионального образования более гибко реагировать на изменения рынка труда, поскольку описание компетенций, пусть как и изначально представляющих синтетические образования, требует конкретизации и алгоритмизации усвоения. Эрих Янч, участвовавший в дискуссии по поводу понятия «трансдисплинарность в науке» поддержал Д.Пиаже и высказал мнение о том, что такая трансдисциплинарность, должна стать «координатором всех дисциплинарных и интердисциплинарных систем обучения и инноваций на основе общего аксиоматического подхода» [3].



Спустя много лет, спор ученых о значимости трансдисцплинарности в науке как некой универсальной концепции и методологии, способной решать сложные многофакторные проблемы природы и общества, а также сложные монодисциплинарные проблемы нашел подтверждение своей актуальности в условиях динамично развивающейся системы образования, которая уже не силах не только конкретизировать требования к подготовке кадров, но даже предположить, где эти кадры смогут трудоустроится через 10 лет.



С другой стороны этот же аспект рассматривается представителями инженерно-технологического направления, которые разрабатывают теорию сознания высшего порядка (Higher-Order Theories of Consciousness) и опираются на понятие «мышление высокого уровня» (Higher Order Thinking Skills), подразумевающего сложный когнитивный комплекс, включающий в себя умение строить гипотезы и находить нужную информацию, анализировать и синтезировать её, интерпретировать и делать логические выводы, строить доказательства, критически перерабатывать факты, грамотно представлять результаты выполненных исследований (Брэдли, Мбарика, Санкар, Клейтон, & Раджу, 2007; Льюис и Смит, 1993 [4]; Ньюман, 1990 [5]; Moti Frank [6], Jihyun Lee и Hyoseon Choi [7].



Возможно, что когда череда инновационных решений станет менее динамичной, потребность в разработке четко структурированных программ, с детализацией навыков, умений и знаний вновь актуализируется. Но в современных условиях лишь такая форма трансдисциплинарной подготовки обеспечит востребованность сегодняшним выпускникам хотя бы в ближайшие 10 лет.



 



Литература

  1. Новиков А. М. Постиндустриальное образование. Москва: Эгвес, 2008. 136 с.
  2. Piaget Jean. «L’épistémologie des relations interdisciplinaires», in Léo Apostel et al., 1972. – Р. 144.
  3. Jantsch Erich, Vers l’interdisciplinarité et la transdisciplinarité dans l’enseignement et l’innovation, in Léo Apostel et al., 1972. – Р. 108.
  4. Bradley R. V., Mbarika V., Sankar C. S., Clayton H. R., & Raju P. K. A study on the impact of GPA on perceived improvement of higher-order cognitive skills. Decision Sciences: Journal of Innovative Education, 5(1), 2007. Рр. 151–168.
  5. Newman F. M. Higher order thinking in teaching social studies: A rationale for the assessment of classroom houghtfulness. Journal of Curriculum Studies. № 22(1), 1991. Рр. 41–56.
  6. Moti Frank. Knowledge, Abilities, Cognitive Characteristics and Behavioral/ Competences of Engineers with High Capacity for Engineering Systems. Thinking (CEST). Systems Engineering, Vol. 9, No. 2. 2006. Pр. 91–103.
  7. Jihyun Lee, Hyoseon Choi. What affects learner’s higher-order thinking in technology enhanced learning environments? The effects of learner factors. Computers & Education 115. 2017. Рр. 143–152.


 



References

  1. Novikov A. M. post-industrial education. Moscow: Agues, 2008. 136 p.
  2. Piaget Jean. «L’épistémologie des relations interdisciplinaires», in Léo Apostel et al., 1972. – Р. 144.
  3. Jantsch Erich, Vers l’interdisciplinarité et la transdisciplinarité dans l’enseignement et l’innovation, in Léo Apostel et al., 1972. – Р. 108.
  4. Bradley R. V., Mbarika V., Sankar C. S., Clayton H. R., & Raju P. K. A study on the impact of GPA on perceived improvement of higher-order cognitive skills. Decision Sciences: Journal of Innovative Education, 5(1), 2007. Рр. 151–168.
  5. Newman F. M. Higher order thinking in teaching social studies: A rationale for the assessment of classroom houghtfulness. Journal of Curriculum Studies. № 22(1), 1991. Рр. 41–56.
  6. Moti Frank. Knowledge, Abilities, Cognitive Characteristics and Behavioral/ Competences of Engineers with High Capacity for Engineering Systems. Thinking (CEST). Systems Engineering, Vol. 9, No. 2. 2006. Pр. 91–103.
  7. Jihyun Lee, Hyoseon Choi. What affects learner’s higher-order thinking in technology enhanced learning environments? The effects of learner factors. Computers & Education 115. 2017. Рр. 143–152.


© М.А. Абрамова, 2018