Развитие личности дошкольного ребенка включает две стороны. Одна из этих сторон состоит в том, что ребенок постепенно начинает знать о себе, понимать своё место в реальном, окружающем мире. Другая сторона — развитие чувств и воли, способность оценить собственные поступки, действия по сравнению с другими. Они обеспечивают соподчинение мотивов, устойчивость поведения. В старшем дошкольном возрасте появляется критичность мышления, складывается адекватная дифференцированная самооценка.
Основной путь влияния взрослых на развитие личности детей – организация усвоения моральных норм. Эти нормы усваиваются ребенком под влиянием примеров и правил поведения. Образцами поведения для детей служат, прежде всего, сами взрослые – их поступки, взаимоотношения. Мотивационная сфера дошкольника определяет общую направленность его личностного развития. Развитыми личностными новообразованиями детей старшего дошкольного возраста являются произвольность, креативность, детская компетентность, становление нравственной позиции и возникновение обобщённо-интеллектуального переживания.
При работе с ребенком дошкольного возраста педагогу необходимо обеспечить выявление приоритета потребности в социальном соответствии, что констатирует тот факт, что различные нарушения в дошкольном возрасте, проявляющиеся в отклонениях в формировании личности ребенка, обоснованы неблагоприятными внутрисемейными условиями. Поэтому педагогу, работая с проблемами дошкольника, нужно, прежде всего, провести работу с родителями в этом направлении.
Развитие личности ребенка под влиянием социальных факторов, таким образом, происходит по двум взаимосвязанным направлениям: социализации (изучения социокультурным опытом, его присвоения) и индивидуализации (приобретения самостоятельности, относительной автономности).
В дошкольном возрасте формируются такие важные качества личности как ответственность и чувство долга. Формируются личностные качества, связанные с отношением к людям, переживаниям, успехам и неудачам. Старшие дошкольники уже разумно могут объяснять свои поступки. Дети учатся таким эмоциям и чувствам, которые помогают устанавливать продуктивные отношения со своими сверстниками и со взрослыми. Формируется ответственное отношение к результатам своих действий и поступков. Ответственных дошкольников пробуждает чувство сопричастности к общему делу.
Под влиянием факторов в ДОУ ребенок осваивает правила адекватного взаимодействия с людьми и в благоприятных для себя условиях может действовать в соответствии с этими правилами. Педагоги ДОУ обеспечивают факторы постоянного познания, закрепления и творческого освоения ребенком правил и норм поведения, диктуемых ему обществом. Социальные факторы среды ДОУ значимы для развития личности ребёнка при их комплексном использовании, то есть функционировании среды как таковой.
Процесс развития индивидуальности дошкольника под влиянием социальных факторов неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей в условиях развивающей среды ДОУ.
Цель развития личности ребенка под влиянием социальных факторов в дошкольном образовательном учреждении — обеспечить систему условий, необходимых для развития разнообразных видов детской деятельности, коррекции отклонений в развитии детей и совершенствованию структуры детской личности.
Многогранность социальной среды дошкольного образовательного учреждения обуславливают выделение внутри нее нескольких составляющих подпространств:
Таблица 1
Многогранность социальной среды.
Образовательное пространство | Коммуникативное пространство | Коррекционное пространство | Развивающее пространство | Креативное пространство |
Разные виды совместной деятельности со взрослым | Сформированность коммуникативных навыков, взаимодействие детей в процессе продуктивных видов деятельности, полноценное межличностное общение, стиль общения педагога, совместная деятельность, позитивное сотрудничество педагога с детьми | Коррекция речевого развития, коррекция познавательного развития, коррекция эмоционального и коммуникативного развития. | Система развивающих занятий, упражнений и игр, стимулирование двигательной активности. | Формирование творческого потенциала, творческой самостоятельности, стимулирование творческой активности |
Важнейшим условием развития личности ребенка является создание социальной среды, которая, во-первых, обеспечит возможность совместной деятельности детей и, во-вторых, станет основой проявления индивидуального творчества каждого ребенка.
Таким образом, развитие индивидуальности ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения под влиянием его социальных факторов – это процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизведения индивидом социального опыта, социальных норм. Дошкольник хорошо ориентируется в новой обстановке, способен выбрать адекватную альтернативу поведения, знает меру своих возможностей, умеет попросить о помощи и оказать ее, уважает желания других людей, может включиться в совместную деятельность со сверстниками и взрослыми. Он умеет сдерживать себя и заявить о своих потребностях в приемлемой форме. Успешно прошедший социализацию ребенок способен избежать нежелательного общения. Он чувствует свое место в обществе других людей, понимая разный характер отношения к нему окружающих, управляет своим поведением и способами общения.
Литература
- Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка / Л.С. Выготский. – М.: Академия, 2008. – 415 с.
- Крутецкий, В.А. Психология способностей дошкольников/В.А. Крутецкий. – М.: Просвещение, 2008. – 284 с.
- Лисина, М.И. Формирование личностных особенностей ребенка / М.И. Лисина. — СПб.: Просвещение, 2005. – 218 с.
- Особенности психологического развития детей дошкольного возраста / Под ред. Д.Ю. Тубельского. – М.: Наука, 2008. – 435 с.
- Симонов, Н.Н. Подготовка ребенка к школе / Н.Н. Симонов. – М.: Наука, 2008. – 435 с.
References
- Vygotsky, L.S. The game and its role in the psychological development of the child / L.S. Vygotsky. — M .: Academy, 2008. — 415 p.
- Krutetsky, V.A. Psychology abilities of preschoolers / V.A. Krutetsky. — M .: Education, 2008. — 284 p.
- Lisin, M.I. Formation of the personal characteristics of the child / MI Lisin. — SPb .: Enlightenment, 2005. — 218 p.
- Features of the psychological development of children of preschool age / Ed. D.Yu. Tubelsky. — M .: Science, 2008. — 435 p.
- Simonov, N.N. Preparing a child for school / N.N. Simonov. — M .: Science, 2008. — 435 p
© М. С. Свинобоева, 2018