Социальная работа — это специфическое общественное явление, достаточно часто она характеризуется как вид социально-педагогической деятельности, направленный на гармонизацию личностных и общественных отношений через оказание помощи инвалидам, отдельным группам людей и общностям, испытывающим затруднения в процессе жизнедеятельности, посредством различных форм помощи и поддержки. Общепринятым является определение социальной работы как профессиональной деятельности в социальной сфере, направленной на содействие людям, социальным группам в решении социальных проблем, прежде всего по преодолению личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, обслуживания, коррекции и реабилитации.
В широком смысле социальной работой можно назвать любое воздействие, направленное на преобразование общества. Выступая как особый вид социального взаимодействия, социальная работа является условием воспроизводства общества и рассматривается как один из механизмов инновационного социального развития. В более узком смысле понятие «социальная работа» обычно связывается с деятельностью по разрешению и предупреждению социальных патологий, проблем и конфликтов (1).
Проблемы, осложняющие развитие современного общества, во многом обусловлены техногенной цивилизацией, разрушающей традиционный природный и социальный порядок. Для их преодоления активно разрабатываются социальные нововведения на глобальном и региональном уровнях. В этом ракурсе социальную работу рассматривают как инновационную деятельность, которая направлена на изменение социальных процессов с целью достижения их оптимального соответствия интересам и потребностям общества, социальных групп, конкретной личности.
Любые социальные преобразования, связанные с повышением благосостояния людей, представляют собой инновационные процессы, которые происходят под воздействием целенаправленных мер по созданию новых социальных институтов. Как подчеркивал известный специалист в области менеджмента П.Друкер, «социальные нововведения оказываются более значительными, чем внедрение паровых локомотивов или телеграфа».
Усиление социальной направленности в государственной политике многих стран обусловливает необходимость совершенствования социальной работы, создания эффективной системы социальной защиты населения. В этом смысле социальная работа выступает как универсальный социокультурный институт социальной поддержки и безвозмездной социальной помощи, услуг, патронажа над группами населения, оказавшимися в сложных жизненных условиях (2).
Методика и практика. Как известно, в этом году мы отметили 25-летие Государственной семейной политики в Республике Саха (Якутия). В этом нелегком вопросе наша республика всегда занимала передовые позиции, огромный вклад внесли Первый Президент М.Е. Николаев, создав своевременно государственный Комитет по делам семьи и демографической политике при Президенте РС (Я). Все Председатели Комитета: А.Н. Божедонова, к., соц.н., А.А. Пахомов А.А., д.э.н., А.Е.Сергучев, к.соц. н., А.С. Владимиров, министр по делам молодежи и семейной политике РС (Я) со своими командами внесли неоценимый вклад в защиту семьи и детства. Как известно, в последствии Комитет был реорганизован в отдел семьи и демографической политики Министерства по делам молодежи и семейной политике РС (Я) (рук. Шилова О.П.). Всем им выражаем огромную благодарность.
Все эти годы очень тесно проходило сотрудничество основного заказчика – Министерства по делам молодежи и семейной политике Республики Саха (Якутия) (министр – А.С. Владимиров) с СВФУ имени М.К. Аммосова (ректор Е.И. Михайлова), педагогическим институтом (А.И. Голиков), кафедрой возрастной и педагогической психологии (В.В. Находкин), Центром студенческой семьи «Надежда» в г. Якутске (М.М. Прокопьева).
Мария Михайловна успешно пройдя стажировку в Тартуском университете (Эстония), затем в Российском ГГУ имени А.И. Герцена, в 2014 г. открыла уникальную магистерскую Программу «Семейное тьюторство» и начала подготовку кадров – семейных тьюторов, очень востребованную в республике.
Вот уже четвертый год очень успешно осуществляется подготовка и выпуск магистров-семейных тьюторов, которые с большой отдачей проходят производственную и методическую практики в отделе семьи и демографической политики в Министерстве по делам молодежи и семейной политике Республики Саха (Якутия) и на деле сопровождают семьи и детей в их жизнедеятельности, к сожалению, до этого во всех муниципалитетах улусов и городов в отделах семьи работали и продолжают работать учителя, зоотехники, библиотекари и др. специалисты, специально не обученные семьеведению. Магистранты изучают такие дисциплины: современные проблемы науки и образования, психология семьи, семейная педагогика, социальное проектирование, теория социально-педагогической работы с семьей, теория и практика волонтерства, актуальные проблемы тьюторского сопровождения семьи, государственная семейная политика в РФ и др.
Если проанализировать достижения выпускников, то можно на деле убедиться в актуальности и востребованности данной Программы, это: Л.П. Ефремова, директор Муниципального казенного учреждения «Специальный (коррекционный) детский дом «Берегиня» для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья городского округа «город Якутск», избрана членом Общественной Палаты РС (Я), где стала руководителем Комитета по делам семьи и детства, Н.В. Попова, ст. воспитатель МБДОУ «Ромашка» г. Якутска, автор социального Проекта «Ответственное родительство» по успешной социализации детей дошкольного возраста, позволяющих педагогам учреждений дошкольного образования, родителям целенаправленно и в комплексе решать проблему социализации, эффективно обеспечивая становление и развитие личности, У.Г. Сыроватская — назначена руководителем отдела аттестации педагогических кадров Управления образования ГО «г. Якутск», С.А. Бурнашева, осуществляя гендерный подход в образовании, открыла частный детский сад «Кунтэгил», затем и частную школу для мальчиков, А.А. Киселева создала благотворительный фонд «Волшебный сундучок», где на безвозмездной основе занимаются дети из многодетных семей, написала и выпустила детские книги, которые очень востребованы не только в республике, но и в РФ, выпускники этого года – С.Е. Алексеева является руководителем танцевального ансамбля «Тугутчаан» (МДОУ «Тугутчаан» (3-7 лет), Саскылахская средняя общеобразовательная школа Анабарского национального (Долгано-эвенкийского) улуса), а Абрамова Н.Н. написала Программу «Мы — Казанчинцы за трезвый здоровый образ жизни!», реализуемый в Муниципальном образовании «Казачинский национальный наслег», село Казачье, Усть-Янского улуса (района) Республики Саха (Якутия), Р.В. Саммель трудится как юрист в интересах детей и семей, защищая основной закон Российской Федерации, где содержится система семейных прав и свобод, обеспечивается государственная поддержка семьи и материнства, отцовства и детства, закрепляется равноправие мужчины и женщины, а также гарантируются равные возможности для реализации данных прав, подчеркивая заботу родителей о детях и детей о нетрудоспособных родителей, что является взаимным правом и обязанностью членов семьи. Так можно продолжать…
Выводы. Таким образом, новая специальность по направлению магистерской подготовки «Семейный тьютор» имеет все перспективы для дальнейшего расширения, тем более, она связано с Майскими Указами Президента страны В.В. Путина, недаром подготовка кадров – семьеведов включена в «План Десятилетия Детства в РС (Я)», поэтому уверены, что наши первые ласточки внесут свой посильный вклад в государственную семейную политику и будут самоотверженно трудиться на благо нашей любимой республики и России.
Литература
- Ефремова Л.П., Прокопьева М.М. Организационно-педагогические условия семейногоу устройства детей-сирот как психолого-педагогическая проблема // Педагогика и психология семьи: современные вызовы, традиции и инновации. Всероссийская научно-практическая конференция. «Интерактив плюс», 2015. С. 19-20.
- Прокопьева М.М. Система самоорганизации семьи: монография. – Якутск: изд. Дом СВФУ, 2018. – 332 с.
Literature
- Efremova L. P., Prokopyeva M. M. Organizational and pedagogical conditions of the family structure of orphans as a psychological and pedagogical problem. Pedagogy and psychology of the family: modern challenges, traditions and innovations. All-Russian scientific and practical conference. Interactive plus, 2015. P. 19-20.
- Prokopyeva M. M. System of self-organizing of a family: monograph. – Yakutsk: publishing house. NEFU house, 2018. — 332 p.
УДК 373.31