РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО АСПЕКТА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ В ВУЗЕ

29 апреля 5:00
Республика Саха (Якутия) является полиязычным регионом Российской Федерации, поэтому и образование детей реализуется на двух языках по выбранной программе обучения. При этом оно остается на качественно высоком уровне.



За последние годы в средних общеобразовательных школах и дошкольных образовательных организациях наблюдается спрос на учителей-логопедов, имеющих навыки работы с якутскоязычными детьми, особенно в сельской местности. Это обусловлено тем, что содержание коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда по развитию речи у якутскоязычных детей имеет свою специфику.



Кафедра специального (дефектологического) образования Педагогического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова с 2002 года готовит учителей-логопедов для реализации специального и инклюзивного образования в общеобразовательных организациях города Якутска и улусов республики.



Преподавателями кафедры ведется научно-исследовательская работа со студентами, направленная на изучение коррекционно-развивающих аспектов работы учителя-логопеда.



Анализ содержания выпускных квалификационных работ студентов по направлению Специальное (дефектологическое) образование, профилю «Логопедия» за 2017-2018 уч.г. показывает направленность исследовательских работ на изучение вопросов в области логопедии, связанных с региональными аспектами в воспитании и обучении детей с речевыми нарушениями. Выбор тем выпускников кафедры обусловлен заинтересованностью будущих учителей-логопедов проблемами развития речи у якутскоязычных детей. Так, выпускная квалификационная работа Григорьевой Оксаны Тихоновны на тему «Развитие словаря у якутскоязычных младших школьников с ОНР во внеурочной деятельности» под руководством Абрамовой Н.А., к.п.н., доцента кафедры СДО, была посвящена актуальной проблеме по изучению развития словарного запаса у детей с общим недоразвитием речи на базе Республиканской специальной (коррекционной) школы-интерната для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. Выпускницей Егоровой Айыыной Павловной была проведена исследовательская работа на базе Якутской городской национальной гимназии по теме «Логопедическая работа по преодолению артикуляторно-акустической дисграфии у якутскоязычных младших школьников с ОНР» под руководством Корниловой Е.Н., ст. преп. кафедры СДО ПИ СВФУ. Иванова Евдокия Владимировна провела логопедическую работу по коррекции звукопроизношения у якутскоязычных детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (науч. рук. Архипова С.Н., к.п.н., доцент кафедры СДО ПИ СВФУ). Выпускная квалификационная работа Кулачиковой Нарии Альбертовны «Преодоление дисграфии у младших школьников в процессе взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных классов в условиях билингвизма» (науч. рук. Юдина И.А., к.п.н., зав. кафедрой СДО ПИ) затронула проблему двуязычия у детей младшего школьного возраста.



Анализируя научные интересы и исследования студентов кафедры СДО, нужно отметить о разнообразии тем курсовых и бакалаврских работ, посвященных региональным вопросам обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями в условиях двуязычия.



Большинство выпускников кафедры трудоустраиваются в сельских местностях, где основным языком обучения и воспитания детей является родной (якутский) язык [1, с. 78]. В связи с этим с 2016-2017 учебного года в учебный план бакалавров по профилю «Логопедия» введена дисциплина «Основы логопедической работы с якутскоязычными детьми», целью которой является ознакомление студентов с основами логопедической работы с якутскоязычными детьми дошкольного и школьного возраста и осуществления коррекционно-педагогической (логопедической) деятельности в условиях как специальных, так и общеобразовательных учреждений. В ходе изучения данной дисциплины студенты проходят лингвистические предпосылки сопоставления русского и якутского языков на фонетико-фонологическом, лексико-грамматическом уровнях, анализируют особенности развития речи якутскоязычных детей дошкольного и школьного возраста. В рамках дисциплины и на ее основе студентами проводится разнообразная исследовательская работа по изучению и коррекционно-педагогической работе с якутскоязычными детьми дошкольного и школьного возраста.  Отработанный материал находит свое отражение в выпускных квалификационных работах студентов: «Логопедическая работа по коррекции звукопроизношения якутскоязычных детей старшего дошкольного возраста с ФФНР», «Использование графических схем при коррекции дисграфии у якутскоязычных младших школьников с ОНР», «Развитие словаря у якутскоязычных младших школьников с ОНР с использованием ИКТ».



Целесообразность преподавания данной дисциплины определяется не только в практическом овладении студентами-бакалаврами методами и приемами работы с якутскоязычными детьми, но и востребованностью педагогами-практиками в обеспечении научно-методическими пособиями образовательных организаций, ведущих деятельность на родном (якутском) языке.



Кафедрой ведется тесное сотрудничество с детскими садами №51 «Кэскил», №84 «Мичээр», №7 «Остров сокровищ», №89 «Парус» города Якутска, в которых организуется образовательная деятельность с якутскоязычными детьми дошкольного возраста. В рамках данного сотрудничества студенты кафедры ознакамливаются со спецификой работы учителя-логопеда в процессе лабораторных и практических занятий. Также на базе этих и других детских садов организуется учебная и производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности. Студенты получают опыт изучения и освоения образовательных технологий, методов, приемов работы логопеда с якутскоязычными детьми.



В апреле 2018 г. на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №84 «Мичээр» г. Якутска был организован научно-практический семинар для педагогов и студентов. В ходе семинара были затронуты вопросы, касающиеся организации логопедической работы с якутскоязычными детьми.



Таким образом, нужно подчеркнуть важность организации целенаправленной работы на кафедре специального (дефектологического) образования по подготовке учителей-логопедов для работы в условиях полиязычия в Республике Саха (Якутия).



 



Литература

  1. Абрамова Н.А., Архипова С.Н., Корнилова Е.Н. Развитие профориентационной работы кафедры в условиях конкурентной среды вуза // Международный научный журнал «Мир науки, культуры, образования», №1 [68] — г. Горно-Алтайск, 2018 – С. 76-79
  2. Неустроева А.Н. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов в педагогическом вузе: монография – М.: Русский журнал, 2010. – 144 с.

References

  1. Abramova N.A., Arkhipova S.N., Kornilova E.N. The development of vocational guidance work of the department in a competitive environment of the university // International Scientific Journal «World of Science, Culture, Education», №1 [68] — Gorno-Altaisk, 2018 — P. 76-79
  2. Neustroeva A.N. Formation of professional competence of the future primary school teacher in a pedagogical university: monograph — Moscow: Russian Journal, 2010. — 144 p.


© А.Д. Иванова, Е.Н. Корнилова, 2018