СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

11 мая 12:09
Возникновение многоуровневой технологии профессиональной подготовки студентов на основе реализации компетентностного подхода в образовании предполагает выявление смыслообразующих основ инновационного моделирования взаимодействия преподавателей и студентов в образовательной среде вуза, которое эффективно в инновационном педагогическом поле. Реализация структуры и содержания модели основана на готовности педагогических кадров воплотить в процессе профессиональной самореализации современные направление профессиональной подготовки студентов, особенно педагогического профиля.



Анализируя существующий опыт подготовки педагогических кадров, можно констатировать, что на современном этапе развития профессионально-педагогического образования реализуется традиционная направленность системы образования на осуществление организационно-педагогических аспектов учебного процесса, а не на обучающегося как субъекта этого процесса, что порождает избыточную дистанцию отношений между педагогами и обучающимися.



Таким образом, тенденции развития образования и субъективность существующего опыта актуализируют необходимость анализа современных концепций и моделей профессиональной подготовки будущих педагогов.



На основании результатов проведенного нами теоретико-методологического и научно-экспериментального исследования предлагаем к рассмотрению совокупность объективно и субъективно складывающихся тенденций развития системы отечественного образования в целом и профессиональной подготовки будущих педагогов в частности.



При разработке концепции профессиональной подготовки будущего учителя, способствующей формированию у него готовности к профессионально значимому саморазвитию и самореализации, мы опирались на труды психологов и педагогов в области профессионально-педагогической подготовки.



Проблема личностной готовности будущих педагогов имеет большое значение в теории и практике, является предметом исследования ученых в разных отраслях.



Основой нашей позиции являются системный, акмеологический и деятельностный подходы, согласно которым всякий объект научного отражения есть целостность взаимосвязанных компонентов, находящихся друг с другом в каких-то отношениях (взаимоотношениях). При этом можно подчеркнуть, что эти отношения характеризуются признаками изменчивости, которые обусловливают накопление изменений в объекте, приводящих к проявлению им качественно новых признаков, свойств, т.е. к его развитию. Это возможно в случае реализации принципов, составляющих основу процесса проявления будущим специалистом профессиональных умений. К ним можно отнести принципы гуманизации и целостности, профессиональной направленности, развития и мотивационно-ценностного обеспечения учебного процесса, личностно-деятельностного характера и коммуникативности взаимодействия преподавателей и студентов [2].



Субъективные основы обучения будущих педагогов, способствующего формированию их готовности к саморазвитию и самореализации, дополняются объективными условиями его организации. Очень важно научить будущих педагогов осмысливать и критически воспринимать новые теории и «открытия», постепенно формировать свою авторскую позицию в педагогике, понимать внутреннее противоречие образования и воспитания и необходимость для каждого педагога в своей деятельности постепенно преодолевать его [3, с. 28].



Реализации отмеченных условий способствовали, по нашему мнению, индивидуально-творческие задания, которые применялись на протяжении изучения почти всех дисциплин психолого-педагогического цикла.



Существенное место в системе подготовки студентов к саморазвитию и самореализации в процессе профессиональной подготовки занимало решение исследовательских заданий. На мотивационно-когнитивном этапе исследовательские задания состояли в поисковой деятельности. На практических занятиях будущие учителя активно включались в решение и анализ ситуационных психолого-педагогических задач. Нами отмечено, что такая форма работы со студентами помогала будущим учителям использовать теоретические знания, полученные из научных источников, в ситуациях, приближенных к будущей практической деятельности, способствовала совершенствованию умения планировать педагогически целесообразные действия, предусматривать их результаты.



 



Литература

  1. Краевский, В. В. Методология педагогического исследования: пособие для педагога исследователя / В. В. Краевский. – Самара: Изд-во ГПИ, 1994.-165 с.
  2. Сохранов-Преображенский, В. В. Развитие профессиональных умений студентов в образовательной среде вуза как основа их смыслообразующей профессиональной подготовки / В. В. Сохранов-Преображенский // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2013. – № 3. – С. 168–174.
  3. Сорочинский М.А. Использование среды разработки по созданию тестов и опросов iSpringQuizMaker для организации контроля студентов // Международный студенческий научный вестник. 2016. № 5-2. С. 166–167.
  4. Щербакова, Е. Е. Формирование педагогической креативности как фактора профессионального развития студентов / Е. Е. Щербакова // Мир психологии. – 2006. – № 1. – С. 142–152.
  5. Гессен, С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С. И. Гессен. – М. : Школа-Пресс, 1955. – 448 с.

References

  1. Kraevsky, V.V. Methodology of pedagogical research: a manual for the teacher-researcher / V.V. Kraevsky. — Samara: Publishing house GPI, 1994.165 p.
  2. Sahranov-Preobrazhensky, V. V. Development of students’ professional skills in the educational environment of a university as the basis of their semantic vocational training / V. V. Sahranov-Preobrazhensky // IzvestiyaVysshikhUchebnykhZavedenii. Volga region.Humanitarian sciences.2013.№ 3.p.168–174.
  3. Shcherbakova, E. E. Formation of pedagogical creativity as a factor in the professional development of students / E. E. Scherbakova // World of Psychology. — 2006. — № 1.- p. 142–152.
  4. Sorochinskiy M.A. Ispol’zovaniyesredyrazrabotkiposozdaniyutestov i oprosoviSpringQuizMakerdlyaorganizatsiikontrolyastudentov. Mezhdunarodnyystudencheskiynauchnyyvestnik.2016. No. 5-2. P. 166–167.
  5. Hessen, SI Fundamentals of Pedagogy. Introduction to applied philosophy / S.I. Hessen. — M.: School-Press, 1955. — 448 p.


© М.И. Алексеева, Н.Н. Артемьев, 2018