Анализируя существующий опыт подготовки педагогических кадров, можно констатировать, что на современном этапе развития профессионально-педагогического образования реализуется традиционная направленность системы образования на осуществление организационно-педагогических аспектов учебного процесса, а не на обучающегося как субъекта этого процесса, что порождает избыточную дистанцию отношений между педагогами и обучающимися.
Таким образом, тенденции развития образования и субъективность существующего опыта актуализируют необходимость анализа современных концепций и моделей профессиональной подготовки будущих педагогов.
На основании результатов проведенного нами теоретико-методологического и научно-экспериментального исследования предлагаем к рассмотрению совокупность объективно и субъективно складывающихся тенденций развития системы отечественного образования в целом и профессиональной подготовки будущих педагогов в частности.
При разработке концепции профессиональной подготовки будущего учителя, способствующей формированию у него готовности к профессионально значимому саморазвитию и самореализации, мы опирались на труды психологов и педагогов в области профессионально-педагогической подготовки.
Проблема личностной готовности будущих педагогов имеет большое значение в теории и практике, является предметом исследования ученых в разных отраслях.
Основой нашей позиции являются системный, акмеологический и деятельностный подходы, согласно которым всякий объект научного отражения есть целостность взаимосвязанных компонентов, находящихся друг с другом в каких-то отношениях (взаимоотношениях). При этом можно подчеркнуть, что эти отношения характеризуются признаками изменчивости, которые обусловливают накопление изменений в объекте, приводящих к проявлению им качественно новых признаков, свойств, т.е. к его развитию. Это возможно в случае реализации принципов, составляющих основу процесса проявления будущим специалистом профессиональных умений. К ним можно отнести принципы гуманизации и целостности, профессиональной направленности, развития и мотивационно-ценностного обеспечения учебного процесса, личностно-деятельностного характера и коммуникативности взаимодействия преподавателей и студентов [2].
Субъективные основы обучения будущих педагогов, способствующего формированию их готовности к саморазвитию и самореализации, дополняются объективными условиями его организации. Очень важно научить будущих педагогов осмысливать и критически воспринимать новые теории и «открытия», постепенно формировать свою авторскую позицию в педагогике, понимать внутреннее противоречие образования и воспитания и необходимость для каждого педагога в своей деятельности постепенно преодолевать его [3, с. 28].
Реализации отмеченных условий способствовали, по нашему мнению, индивидуально-творческие задания, которые применялись на протяжении изучения почти всех дисциплин психолого-педагогического цикла.
Существенное место в системе подготовки студентов к саморазвитию и самореализации в процессе профессиональной подготовки занимало решение исследовательских заданий. На мотивационно-когнитивном этапе исследовательские задания состояли в поисковой деятельности. На практических занятиях будущие учителя активно включались в решение и анализ ситуационных психолого-педагогических задач. Нами отмечено, что такая форма работы со студентами помогала будущим учителям использовать теоретические знания, полученные из научных источников, в ситуациях, приближенных к будущей практической деятельности, способствовала совершенствованию умения планировать педагогически целесообразные действия, предусматривать их результаты.
Литература
- Краевский, В. В. Методология педагогического исследования: пособие для педагога исследователя / В. В. Краевский. – Самара: Изд-во ГПИ, 1994.-165 с.
- Сохранов-Преображенский, В. В. Развитие профессиональных умений студентов в образовательной среде вуза как основа их смыслообразующей профессиональной подготовки / В. В. Сохранов-Преображенский // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2013. – № 3. – С. 168–174.
- Сорочинский М.А. Использование среды разработки по созданию тестов и опросов iSpringQuizMaker для организации контроля студентов // Международный студенческий научный вестник. 2016. № 5-2. С. 166–167.
- Щербакова, Е. Е. Формирование педагогической креативности как фактора профессионального развития студентов / Е. Е. Щербакова // Мир психологии. – 2006. – № 1. – С. 142–152.
- Гессен, С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С. И. Гессен. – М. : Школа-Пресс, 1955. – 448 с.
References
- Kraevsky, V.V. Methodology of pedagogical research: a manual for the teacher-researcher / V.V. Kraevsky. — Samara: Publishing house GPI, 1994.165 p.
- Sahranov-Preobrazhensky, V. V. Development of students’ professional skills in the educational environment of a university as the basis of their semantic vocational training / V. V. Sahranov-Preobrazhensky // IzvestiyaVysshikhUchebnykhZavedenii. Volga region.Humanitarian sciences.2013.№ 3.p.168–174.
- Shcherbakova, E. E. Formation of pedagogical creativity as a factor in the professional development of students / E. E. Scherbakova // World of Psychology. — 2006. — № 1.- p. 142–152.
- Sorochinskiy M.A. Ispol’zovaniyesredyrazrabotkiposozdaniyutestov i oprosoviSpringQuizMakerdlyaorganizatsiikontrolyastudentov. Mezhdunarodnyystudencheskiynauchnyyvestnik.2016. No. 5-2. P. 166–167.
- Hessen, SI Fundamentals of Pedagogy. Introduction to applied philosophy / S.I. Hessen. — M.: School-Press, 1955. — 448 p.
© М.И. Алексеева, Н.Н. Артемьев, 2018