СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

13 июня 9:33
В соответствии с ФГОС студент должен знать: основные направления будущей профессиональной деятельности; терминологию и обозначения сферы профессиональной деятельности; уметь: пользоваться учебно-методической, справочной и научной литературой; составлять план самообразования в целях эффективной профессиональной и личностной самореализации; организовать собственное профессиональное развитие. оценивать качество результатов собственной деятельности; пользоваться научной, методической, справочной литературой; составлять тексты разной функциональной направленности в области  профессиональной деятельности на иностранном языке.



Успешность речевого общения в полной мере зависит от уровня сформированности коммуникативной компетенции, т.е. способности общающихся воздействовать друг на друга в соответствии с коммуникативным намерениями и целями общения.



Важным в документе является акцент на самостоятельное совершенствование устной и письменной речи, самостоятельное накопление словарного запаса. Подчёркивается, что подготовка специалистов в учреждениях СПО должна осуществляться с помощью учебно-исследовательской работы, и быть направлена на формирование общих и профессиональных компетенций и умение самостоятельно приобретать необходимые для дальнейшего профессионального и личностного роста. Студенты в процессе занятий и СРС уже сами самостоятельно создают и помогают преподавателям иностранных языков составлять on-line программы для самоконтроля по разным видам тренировочной работы с языковым и речевым материалом.



Практикуются компьютерные программы из зарубежного опыта компьютерного обучения: Wordstock – программа для самостоятельного составления словаря; Match-master – программа на подбор соответствий; Choice-master – программа на выбор вариантов; Uni-lex – программа для работы со словарём к тексту; Gap-master– программа на заполнение пропусков; Pin-pointпрограмма на догадку; Story-board – программа на работу с текстом; Test-master – программа на тестирование в вопросно-ответной форме.



Мы заготовили ряд тестов «вопрос — ответ» любой длины или задания, предусмотрев возможные правильные варианты ответов. Обучаемый должен отпечатать полный ответ. Он может отвечать на вопросы в любой последовательности, а также работать в проверяющем и обучающем режимах.



В ходе исследования был проведен опрос среди студентов Колледжа Инфраструктурных Технологий Северо-Восточного Федерального Университета, который выявил их профессиональные намерения после окончания учебного заведения. Участниками опроса стали 86 студентов IT и технических специальностей колледжа.  Результат подтвердил в показателе, как выражать свою волю и вести себя в социуме – формирование активных личностей и компетентных профессионалов.



Таблица 1.



Профессиональные намерения выпускников после окончания учебного заведения (в % опрошенных)








Специальность КСИК ПКС ИБ МТС ТС СП
Постараюсь поступить в ВУЗ 34,7 29,5 21,6 16,3 18,0 21,7
Пойду работать по полученной специальности 6,1 0 5,9 18,4 10,0 2,2
Поменяю профессию 4,1 9,1 0 4,1 2,0 0
Буду одновременно учиться и работать 32,7 50,0 49,0 36,7 64,0 58,7
Буду служить в армии 14,3 11,4 9,8 16,3 2,0 8,7
В поисках работы уеду за пределы Якутии 2,0 2,3 2,0 0 0 0


Ответы студентов распределились следующим образом: 48,4% студентов хотят одновременно учиться и работать, 23,5% намерены поступить в ВУЗ, 10,4% хотят служить в армии, 7,3% намереваются пойти работать по полученной специальности, 3,1% думают поменять профессию, 1% планирует уехать в поисках работы за пределы Якутии и 6,6% затруднились с ответом. Полученные данные свидетельствует о том, что число студентов, переходящих к стадии профессиональной адаптации (первоначального овладения профессией) после поступления составляет всего 55,7%. На завершающем этапе совершенствуются все получен­ные знания, навыки и умения, язык используется как действенное средство углубления знаний в разных областях науки, техники и культуры.



Таким образом, ведущей целью обучения иностранным языкам в новых экономических условиях России в системе СПО становится подготовка личности, способной вступать в иноязычное общение на личностном и профессиональном уровне, владеющей набором общих и профессиональных компетенций, обладающей личностными и профессиональными качествами.



 



Литература

  1. Приказ Минобрнауки России от 28.07.2014 N 849 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы» (Зарегистрировано в Минюсте России 21.08.2014 N 33748)
  2. Коряковцева, Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык / Н.Ф.Коряковцева. – М.: АРКТИ, 2002. – 176 с.
  3. ЛясинаИ.Ю. Гражданское общество в восприятии различных поколений россиян. / И.Ю.Лясина, Е.А.Приходько, Р.В. Соколов/ Молодой ученый. -2012. №5 С.360-365.
  4. Макар Л.В. Обучение профессионально-ориентированному общению на английском языке студентов неязыкового вуза. – Автореф. дисс… канд. пед. наук. – СПб, 2000. – 21 с.

References

  1. Order of the Ministry of Education and Science of Russia, July 28, 2014 No. 849 «Approval of the federal state educational standard of secondary vocational education in the specialty 09.02.01 Computer systems and complexes» (Registered in the Ministry of Justice of Russia August 21, 2014 N 33748)
  2. Koryakovtseva, N.F. Modern methods of independent work organizing for foreign language learners / N.F. Koryakovtseva. — M.: ARKTI, 2002. – 176
  3. Y. Civil society in the perception of different generations of Russians. /Lyasina,Y Prikhodko, R.V. Sokolov / Young scientist.- 2012. №5 P.360-365.
  4. Makar L.V. Professional-oriented communication teaching in English for non-linguistic students. — Author. Diss … Cand. ped. sciences. — SPb, 2000.- P. 21


© О.И.Митина, А.В. Михайлова 2018