ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

21 мая 3:49
Одной из ведущих особенностей развития образования на современном этапе является стремление обеспечить условия качественного обновления его содержания. Последнее должно включать не только новейшую научно-техническую информацию, но и гуманитарные, личностно развивающие знания и умения, систему нравственно-эстетических понятий. Именно поэтому приобщение подрастающего поколения к литературе является одним из приоритетных направлений современного образования. Чтение произведений литературы рассматривается сегодня как важнейший элемент культуры, средство повышения интеллектуального потенциала нации, творческой и социальной активности российского общества.



Между тем в последнее время исследователи отмечают ряд негативных тенденций в области детского чтения. Специалисты говорят об активном внедрении в жизнь ребенка компьютерно-информационных технологий, снижение статуса литературы, о резком сокращении доли чтения в структуре свободного времени детей, их замедленном вхождении в книжную культуру и замещении ее культурой визуальной. Серьезное внимание проблеме приобщения детей к чтению художественной литературы уделяется в контексте школьного образования. Потребность в ежедневном общении с книгой формирует у детей привычку к постоянному интеллектуальному труду, способствует развитию речи и мышления.



Мы в исследовании преследовали следующие цели:

  • Способствовать приобщению детей к культурному наследию своего народа, к его нравственным, эстетическим ценностям;
  • Воспитание будущих книголюбов;
  • Развитие устойчивого интереса к книге как самостоятельному, наглядному объекту литературы;
  • Знакомство с библиотекой;
  • Воспитывать бережное отношение к книгам;
  • Реставрация книг в школьной библиотеке.


Этап № 1. Погружение в проект: обсуждение темы, определение мотивов участия детей в предстоящей деятельности



В анкетировании принимали участие учащиеся 4 классов 7 и 17 школ. Попросили детей принести из дома свою любимую книгу и рассказать о ее содержании. Позже просмотрели с учащимися книги в классе, определить, какие из них нуждаются в ремонте. Организовали мастерскую по ремонту книг. Игра-занятие «Книжкина больница»



Анкета состояла из следующих вопросов:

  • Как часто вы читаете книги внеурочно?
  • Какин книги ты любишь читать ?
  • Какую библиотеку посещаете? Как часто?
  • Есть ли у вас дома своя домашняя библиотека?
  • Какую книгу ты последний раз прочитал? О чем она была?
  • Ваша любимая книга?
  • Обмениваетесь ли книгами с друзьями?
  • С кем вы любите читать?


Проводилось исследование с помощью анкетирования, Мы проанализировали читательских формуляров респондентов в школьной библиотеке. Всего было опрошено 61 учеников 4 класса, 7 и17 школ. Можно сделать вывод, что и у мальчиков и у девочек чтение как любимое занятие стоит на втором месте.



На вопрос  «Какие книги ты любишь читать?» мальчики ответили, что они больше любят читать энциклопедии – 36%. На второе место мальчики поставили сказки (фентэзи) – 32%. Чуть меньше их интересуют книги по истории – 27%.





Анализ анкет мальчиков. (рис 1.).



При изучении анкет девочек сложилось совершенно другая картина.



На первом месте, книги о природе – 48% , второе место разделили три жанра- это сказки, стихи, и приключения – 29%. Исторические книги лишь на третьем месте – 24%.





Анализ анкет девочек. (рис 2).



Также мы провели анализ читательских формуляров им можно сделать следующие выводы выяснилось, что процент посетивших библиотеку мальчиков и девочек одинаково – 50%.



Таким образом, после проведения исследования оказалось, что девочки читают больше мальчиков. Но посещают библиотеку одинаково.



Этап № 2. Выбор идей, поиск путей решения проблемы

  • Посетить с учащимися школьную библиотеку.


Экскурсия в школьную библиотеку.

  • Провести беседу о необходимости переустройства книжного уголка в классе.


Этап № 3. Реализация идеи

  • Цикл познавательных занятий, продуктивная деятельность.
  1. «История книги»
  2. «Какие бывают книги»
  3. «Как рождается книга»
  4. Совместная работа с классным руководителем, библиотекарем по ремонту книг.


Таким образом, с помощью нашего исследования мы способствовали читательской самостоятельности младших школьников. Исследование направлено на повышение работы по приобщению детей младшего возраста к чтению через различные подходы в условиях внеурочной деятельности. Способствовали приобщению детей к культурному наследию своего народа, к его нравственным, эстетическим ценностям. Сформировали устойчивый интерес к книге как самостоятельному, наглядному объекту литературы. Воспитали бережное отношение к книгам с помощью реставрации книг в школьной библиотеке.



Литература

  1. Методика обучения творческому чтению: учеб. пособие для вузов / Н. Н. Светловская — Москва : Юрайт, 2018. .
  2. Комплект «Библиотечка младшего школьника. Книга, здравствуй!» и основные принципы работы с ним Н. Н. Светловская. Нач. шк. : науч. — метод. журн. —

References

  1. Methods of teaching creative reading: studies. manual for universities / N. N. Svetlovskaya — Moscow: Yurayt, 2018..
  2. Set «Library of a junior schoolboy. Book, hello!» and the basic principles of working with him N. N. Svetlovskaya. Early wk : scientific — method. journals — 2010.


© А.И. Заровняева, А.П. Татаринова, Е. Н. Неустроева, 2018