О ВОПРОСЕ САМОУПРАВЛЕНИЯ И САМОРАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНОЙ ГРУППЕ

8 июля 6:22
Современное общество к становлению своего будущего полноправного гражданина предъявляет непростые требования. В свете этого, перед системой образования ставятся соответствующие цели и задачи в воспитании действительных личностей современности, качества которых, отвечают происходящим изменениям. В процессе социализации, человеку с детства присуще мечтать, представлять свое место в обществе, свою будущую профессию, готовиться к приобретению профессиональных знаний и умений. Из исследований в области акмеологии известно, что в процессе достижения высшей ступени индивидуального развития, человек в деятельности всегда находится в динамике по отношению к выбор своего места в обществе, в том числе и будущей профессии. Одной из важных ступеней самоактуализации личности является выбор профессии, его обретение, формирование и развитие студентом собственной самостоятельности и саморазвития.



Проблема воспитания творческого, самостоятельного мышления, построения собственной траектории развития широко разрабатывается в современной психологии и педагогике. Студент должен научиться самостоятельно пополнять свои знания, ему необходимо постоянно заниматься самообразованием. Научить студентов самостоятельно овладевать знаниями, формировать у студентов особые ценностные установки на самостоятельный труд – одна из важнейших задач, стоящих перед преподавателями вуза. Мотивация к самостоятельной работе должна формироваться у студентов на занятиях. Но как хорошо ни проводились занятия, они одни не могут обеспечить навыки самостоятельной работы. Этот навык отрабатывается только при правильной организации работы по выполнению домашних заданий, самостоятельной работы, творческих проектов и контроля за их выполнением.



Вместе с тем, стоит отметить тот момент, что студенты, вчерашние школьники должны адаптироваться и социализироваться в новой для них жизни, совсем в другой среде. Параллельно с учебой совмещать и планировать личную жизнь: быт, досуг, уметь выделять приоритетность во всех своих действиях, внедрять и реализовывать собственные планы, добиваться успеха во всех сферах студенческой, самостоятельной жизни. Часто, оказывается, отсутствие собственного опыта вести планомерную личную жизнь, может оказаться решающим в дальнейшем.



Как и в течение всей жизни человеку везде и всегда необходимо общение: со сверстниками, с представителями более старшего возраста и др. Особенно возраст, приходящийся на период студенчества, подвержен различного типа и вида общения. Одним из факторов возрастания общительности может считать отсутствие привычного сообщества – школьных друзей, одноклассников, односельчан или привычного социума раннего общения, родителей и родственников. Именно в этот период студент может оценить результаты своей жизнедеятельности на данный период, чему он научился в социальном плане, какими умениями и навыками в общении владеет. На первоначальное формирование студенческой группы, никто из студентов любой группы не может повлиять, в силу того, что она является результатом зачисления в период приемной кампанией ссузов и вузов.



Студенчество как одна из разновидностей социальной общности характеризуется специфическими особенностями. Как отмечает Л.И. Уманский [1, с. 94], самой характерной из них является специфическая субкультура. Ее специфичность заключается в особом характере труда, реализации социальных ролей, организации жизнедеятельности студента. Общность положения и деятельности порождает общность гомогенных интересов студенчества, что оказывается более значимым, чем временность студенческого статуса, различия по социальному происхождению, материальному положению.



Именно поэтому старосте и активу отводится особая роль в развитии студенческой группы как коллектива. Именно адаптация в межличностных отношениях между студентами в малой группе, формирование и развитие построения общения со студентами других групп и курсов, общения с преподавателями и работниками различных подразделений учебного заведения являются значимым во всей студенческой жизни. Определенная роль социализации любого студента может зависеть от действий и деятельности признанного группой студенческого лидера – старосты группы, у которого существуют наряду с обязательными и общественные обязанности.



В обязанности старосты входят следующие требования:



— организация самоуправления в группе;



— контроль за посещаемостью;



— контроль за итогами балльно-рейтинговой системы студентов группы;



— посещение старостата и своевременное информирование одногруппников.



Помимо перечисленных обязанностей староста может так организовать жизнедеятельность своей группы, что она может стать полноценным коллективом. А коллектив – это не только один из видов малой группы, но и в определенной степени весьма высокий уровень развития группы, в котором снимаются противоречия «Я» и «Они», «Мы» и «Он». Коллектив – это организационная группа людей, объединенных общими целями, профессиональными и социальными интересами, ценностями ориентациями, совместной деятельностью. В работах Б.Т. Лихачева [1], В.А. Сластенина [2], И.Ф Харламова [4] отмечается, что только в коллективе и через коллектив можно существенно осуществить развитие личности. В одиночку человек может развиваться до очень определенных пределов, за которыми его опят должен обогащаться опытом других. Только в совместной коллективной деятельности и общении, по мнению авторов, человек может реализовать свой потенциал, осуществить свои цели.



 



Литература

  1. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников / Л. И. Уманский. — М. : Просвещение, 1980. — 160 с.
  2. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. / Б.Т.Лихачев. – М.,2010. – 647с.
  3. Сластенин В.А. Педагогика и психология инновационного образования / В.А. Cластенин. – М.: Прометей, 2009. – 164 с.
  4. Харламов И.Ф. Педагогика. / И.Ф. Харламов. — М.: Гардарика, 2003. – 520 с.

References:

  1. Umansky L.I. Psychology of organizing schoolchildren / L.I. Umansky. — M.: The Enlightenment, 1980. — 160 p.
  2. Likhachev B.T. Pedagogy. Lecture course. / B.T. Likhachev. — M., 2010. — 647с.
  3. Slastenin V.A. Pedagogy and psychology of innovative education / V.A. Clastenin. — M .: Prometheus, 2009. — 164 p.
  4. Kharlamov I.F. Pedagogy. / I.F. Kharlamov. — M .: Gardarika, 2003. — 520 p.


© Е.П. Павлова, В.А. Павлова, 2018