ВЛИЯНИЕ САМООЦЕНКИ НА УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

22 сентября 2:34
Согласно теории учебной деятельности, оценочная деятельность порождает потребность ученика или учителя получить информацию о том, соответствует или нет качество знаний и умений учащихся по предмету требованиям программы. Целью оценочной деятельности является, таким образом, контроль успеваемости учащихся и формирования у них адекватной самооценки.



В нашем исследовании мы исходим из определения о том, что самооценка как элемент самосознания, характеризуется эмоционально насыщенными оценками самого себя как личности, собственных способностей, нравственных качеств и поступков; важный регулятор поведения. Самооценка определяет взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и развитие его личности. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний, целей, которые человек перед собой ставит. Адекватная самооценка позволяет человеку правильно соотносить свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих. Неадекватная (завышенная или заниженная) самооценка деформирует внутренний мир личности, искажает её мотивационную и эмоционально-волевую сферы и тем самым препятствует гармоничному развитию [1].



В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность; именно от ее хода и зависит в решающей степени формирование самооценки ребенка, она прямо связана с его успеваемостью, успехами в учении. Учение, как ведущая деятельность, начинает корректировать формирование личности буквально с первых месяцев прихода ребенка в школу. Причем психологические исследования показывают, что самооценка младших школьников еще далеко не самостоятельна, над ней довлеют оценки окружающих, прежде всего оценки учителя. То, как оценивает себя ребенок, представляет собой копию, почти буквальный слепок оценок, сделанных учителем. У хороших учеников формируется, как правило, высокая, часто завышенная самооценка, у слабых – низкая, преимущественно заниженная. Однако отстающие школьники нелегко мирятся с низкими оценками их деятельности и качеств личности — возникают конфликтные ситуации, усиливающие эмоциональное напряжение, волнение и растерянность ребенка. У слабых учеников постепенно начинает развиваться неуверенность в себе, тревожность, робость, они плохо чувствуют себя среди одноклассников, настороженно относятся к взрослым [2].



Иной комплекс личностных качеств начинает складываться, в связи с высокой самооценкой, у сильных учеников. Их отличает уверенность в себе, нередко переходящая в чрезмерную самоуверенность, привычка быть первыми, образцовыми.



И недооценка, и переоценка своих сил и возможностей – явление далеко не безобидное для школьника. Привычка к определенному положению в классном коллективе – “слабого”, “среднего” или “сильного”, задающего тон в учебе, — постепенно накладывает отпечаток на все стороны жизни ребенка. В общественной жизни класса на центральные роли претендуют отличники, слабым ученикам достаются в лучшем случае лишь роли исполнителей. И все отношения детей также начинают складываться под влиянием этого, уже “узаконенного” деления класса по результатам учебной деятельности. “Звездами”, к которым больше всего тянутся сверстники, в начальной школе оказываются те ребята, у которых в дневниках преобладают пятерки. Лишь позже, в подростковом возрасте, оценки и самооценки учащихся будут менять свои основания и сами меняться. Ребята начнут высоко ценить и качества хорошего товарища, и смелость, и ловкость, и увлеченность чем-то, и глубину интересов. В младшем же школьном возрасте на первом месте среди оснований для самооценки, как правило, стоят учебные успехи и оценка поведения ребенка учителем.



А.И. Липкина, изучая динамику самооценки в начальных классах, выявила следующую тенденцию. Первоначально дети не соглашаются с позицией отстающих, которая закрепляется за ними в 1-2 классах, стремятся сохранить высокую самооценку. Если им предложить оценить свою работу, большинство оценит выполненное задание более высоким баллом, чем оно того заслуживает. При этом они ориентируются не столько на достигнутое, сколько на желаемое.



Нереализованная потребность выйти из числа отстающих, приобрести более высокий статус постепенно ослабевает. Количество отстающих в учении детей, считающих себя еще более слабыми, чем они есть на самом деле, возрастает почти в 3 раза от I к IV классу. Самооценка, завышенная в начале обучения, резко снижается.



Становление самооценки младшего школьника зависит не только от его успеваемости и особенностей общения учителя с классом. Большое значение имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.



К концу младшего школьного возраста появляется рефлексия и, тем самым, создаются новые подходы к оценке своих достижений и личностных качеств.



Самооценка становится, в целом, более соответствующей действительности, суждения о себе — более обоснованными. В то же время здесь наблюдаются значительные индивидуальные различия. Следует особо подчеркнуть, что у детей с завышенной и заниженной самооценкой изменить ее уровень крайне сложно [3].



Для проведения исследования были выбраны ученики 2, 3, 4 классов МБОУ Хатырыкской СОШ. В эксперименте участвовало 34 детей.



Изучив несколько методик исследования самооценки, таких как «Лесенка», методика определения эмоциональной самооценки по А. В. Захарову и методика Демо-Рубинтшейн, для нашего исследования мы выбрали  методику А. И. Липкиной «Три оценки».



Ученикам предлагалось выполнить сочинение на выбранную тему. Работам учеников ставилось три оценки: адекватная, завышенная, заниженная. Перед раздачей тетрадей ученикам мы говорили: «Три учительницы проверяли ваши работы. У каждой сложилось свое мнение о выполненном задании, и поэтому они поставили разные оценки. Обведите кружком ту, с которой вы согласны».



Затем в индивидуальной беседе с учениками выяснили ответы на следующие вопросы:

  1. Каким учеником ты себя считаешь: средним, слабым или сильным?
  2. Твоя работа заслуживает оценки «3», а учительница поставила тебе «5». Обрадуешься ты этому или это тебя огорчит?
  3. Какие оценки тебя радуют, какие огорчают?


Уровень самооценки школьников определили на основе полученных данных по следующим показателям:



— совпадение или несовпадение самооценки с адекватной оценкой учителя;



— устойчивость или неустойчивость самооценки, о которой судят по степени совпадения выставленной самому себе отметки и ответов на поставленные вопросы.



На I этапе мы выявили успешность обучения детей во 2, 3, 4 классах, по результатам 1 четверти.



На II этапе мы выявили особенности самооценки детей младшего школьного возраста.



На III этапе мы сравнили результаты полученной на первом и втором этапах, то есть выявили взаимосвязь самооценки и успешности обучения.



Показателями успешности обучения являются отметки выставленные учителем, используя методы математической статистики мы вычислили средний бал успешности обучения для каждого ученика:



К слабым ученикам мы отнесли детей имеющих средний бал от 2,5 до 3,4.



На среднем уровне находились дети, имеющие средний бал от 3,5 до 4,4.



К сильным ученикам отнеслись дети, имеющие от 4,5 до 5 баллов.



Анализируя полученные результаты мы получили следующие данные. Во 2 классе 37,5% детей — сильные ученики, 62,5% — средние и 0% — слабых. В 3 классе 25% — сильные, 62,5% — средние, 12,5% — слабые. В 4 классе 40% — сильные, 60% — средние, 0% — слабые. В ходе исследования особенностей самооценки детей младшего школьного возраста по методике «Три оценки», были получены следующие результаты.



Анализируя особенности самооценки учеников второго класса мы выявили, что 25% детей имеют адекватную самооценку, а 75% имеют неадекватную самооценку. Из них 75% — завышенную самооценку, 0% — заниженную самооценку.



Таким образом, мы видим, что большинство учеников второго класса имеют завышенную самооценку. Исследуя самооценки у детей третьего класса, выявлено, что 50% учеников имеют адекватную самооценку и 50% — неадекватную самооценку, из них 25% — завышенную самооценку, 25% — заниженную самооценку.



Анализируя результаты, полученные при исследовании учеников четвертого класса, мы получили, что 60% детей имеют адекватную самооценку и 40% — неадекватную самооценку. Из них 10% имеют завышенную самооценку, 30% — заниженную.



Результаты исследования показали, что на протяжении младшего школьного возраста происходит динамика развития самооценки: увеличивается процентное соотношение детей имеющих адекватную самооценку и изменяется количество детей, имеющих завышенную самооценку. Однако мы замечаем, что увеличивается процент детей, имеющих заниженную самооценку. Если во втором классе их было 0%, то в третьем классе их 25%, а в четвертом классе – 30%.



Сравнивая успешность обучения с результатами, полученными в ходе исследования самооценки, мы видим, что большинство неуспевающих детей второго класса переоценивают результаты своей учебной деятельности. Они еще не обнаруживают расхождение между тем, что от них требуется и тем, что они в состоянии выполнить. На начальном этапе отставания расхождение это не достаточно осознается, а главное не принимается школьником.



Сравнивая успешность обучения детей третьего класса с результатами, полученными в ходе исследования самооценки, мы видим, что успешность обучения влияет на характер самооценки: у хорошо успевающих учеников самооценка становится адекватной, либо завышенной, и только в некоторых случаях заниженной. У неуспевающих учеников самооценка становится адекватной или низкой, только у одного неуспевающего ученика была завышенная самооценка (очевидно, она выступает в качестве компенсаторного механизма).



Анализируя результаты исследования детей четвертого класса, мы видим, что уже самооценка влияет на успешность обучения. У детей с заниженной самооценкой отмечается низкий уровень притязаний, что отрицательно влияет на успешность обучения.



Из этого следует, что выдвинутая нами гипотеза о том, что первоначально успешность обучения влияет на самооценку, а затем самооценка влияет на успешность обучения, полностью подтвердилась.



Когда мы задавали вопрос детям второго класса: «Каким учеником ты себя считаешь?», они затруднялись дать ответ, не понимая, какого ученика можно назвать слабым, средним и сильным.



Когда детям третьего и четвертого классов задавали тот же вопрос, они уже давали адекватный ответ, то есть они уже были способны выделять слабого, среднего и сильного ученика.



Большинство детей второго класса радовала отметка пять, огорчались дети при получении в основном двоек, троек и иногда четверок. Большинство же детей третьего и четвертого класса радовались пятеркам и четверкам, а огорчения приносили двойки и иногда тройки.



На вопрос: «Твоя работа заслуживает оценки три, а учитель поставил тебе пять, обрадовало бы это тебя?» 12,5% учеников второго класса ответили «нет», а 87,5% – «да», то есть большинство детей обрадовались незаслуженной пятерке. В третьем классе на тот же вопрос 43,75% ответили «нет» и 56,25% – «да», а в четвертом 70% — «нет» и 30% — «да».



Из этого можно сказать, что с каждым годом самооценка учащихся становится, в целом, более соответствующей действительности, суждения о себе — более обоснованными и адекватными.



 



Литература

  1. Захарова А.В. Когнитивные аспекты оценочной деятельности школьника // Психологические проблемы учебной деятельности школьника / Под ред. В. В. Давыдова. – М.: , 1977. С. 270—273.
  2. Леонтьев А. П., Лурия А. Р., Смирнов А. А. О диагностических методах психологического исследования школьников / Астапов В.М.


Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития / В. М. Астапов, Ю. В. Микадзе. — 2-е изд. — Москва [и др.] : Питер, 2008. — 256 с.

  1. Липкина А.И. К вопросу о методах выявления самооценки как личностного параметра умственной деятельности /Проблемы диагностики умственного развития учащихся. – М.: Педагогика, 1975. — 208 с.

References

  1. Zakharov, A. V. Cognitive aspects of the evaluation activity of the student / / Psychological problems of educational activity of the student / ed. — M.:, 1977. P. 270—273.
  2. Leontiev, A. p., Luria, A. R., Smirnov, A. A., on diagnostic methods of school students ‘ psychological research.


Psychodiagnostics and correction of children with developmental disorders and abnormalities / V. M. Astapov. — 2nd ed. — Moscow [et al.]: Peter, 2008. — 256 p.



3.Lipkina A. I. on the methods of identification of self-assessment as a personal parameter of mental activity /problems of diagnostics of mental development of students. — Moscow: Pedagogy, 1975. — 208 p.



© М.Н. Романова, Е. А. Маркова, 2018