ОТ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ К СОВРЕМЕННЫМ ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ

1 февраля 2:30
Информатизация образования в сфере образования рассматривает использование современных образовательных технологий как важнейшую составляющую для развития информационной подготовки будущего специалиста. Оно имеет огромное значение для развития будущего учителя и педагога и обуславливает совершенствование основной образовательной программы по направлению «Педагогическое образование», особенно по блокам дисциплин информационного блока.



В учебных планах до 1980 года такой дисциплиной была «Технические средства обучения (ТСО)». В 80-ые годы в Якутском государственном университете вышеназванная дисциплина являлась, по нашему мнению, была ориентирована на развитие практических навыков и умений использовать кинопроектор, обучение студентов к монтажу, склеиванию, заправке кинопроектора с 16-мм кинопленкой и правилам эксплуатации кинопроекторов.



В этой связи, следует отметить, что до появления видеокамер и видеомагнитофонов учителями широко использовались 16-мм кинопроекторы для передачи визуальной и звуковой информации на уроках, так как качество изображения наглядных пособий и раздаточного материала было достаточным для того поколения обучающихся.



В конце 80-х и начале 90-х годов прошлого столетия согласно учебному плану кафедры начального образования педагогического факультета ЯГУ студентам, будущим учителям начальных классов, при успешном освоении дисциплины «Технические средства обучения» выдавалось удостоверение киномеханика на 16-мм кинопроекторах «Украина-7» с усилителем П16П3.



С изменением государственного стандарта высшего образования (2-го поколения) дисциплина «Технические средства обучения» переименована на дисциплину «Технические аудиовизуальные средства».



После распада СССР в 1991 году в современном мире образовалось экономическое и информационное пространство, функционирующее по общим законам, одним из последствий которого являлось поступление в Россию множества бытовой, аудио, видео и компьютерной техники импортного производства. В этой связи и была предложена для обучения дисциплина «Технические аудиовизуальные средства».



Е.А. Барахсанова отмечает в своих методических рекомендациях «Технические аудиовизуальные средства обучения» для студентов, что модули объединяются в блоки, поддерживающие обучающую, развивающую и воспитательную функции учителя на уроке. И на основе предложенного подхода в 2005 г. нами разработана следующая структура модели с учетом новых преобразований в использовании технических аудиовизуальных средств в образовательном процессе [1].



Эта модель практически применена и апробирована на лекционных и практических курсах по дисциплинам «Технические аудиовизуальные средства» и «Аудиовизуальные технологии» для студентов-гуманитариев, а также далее усовершенствована на соискание ученой степени кандидата педагогических наук автора этой статьи.



Следует отметить, что существующая на сегодня основная проблема для педагогических вузов это — создание качественных курсов электронного обучения различным предметным областям, их постоянная модификация с учетом все возрастающих возможностей компьютерной техники. Еще совсем недавно большинство авторов сходилось во мнении, что сетевые курсы должны быть как можно проще, с минимальным количеством совершенно необходимой в дидактическом отношении графики, звука. Теперь ситуация меняется. С увеличением скорости доставки информации появляется возможность более широко использовать мультимедийные средства [2].



Мы отмечаем в связи этих выступлений с развитием технических средств обучения как предмета для учителей начальных классов по новому стандарту образования студенты данной специализации (кафедры начального образования Педагогического института СВФУ им. М.К. Аммосова) обучаются и получают достаточные навыки работы с дистанционными обучающими курсами во время изучения дисциплин: Б1.ВОД.1.2. Информационные технологии, Б1.ВОД.3.3. Основы математической обработки информации. В настоящее время по направлению Педагогическое образование для профиля Начальное образование тьютера введен предмет Дистанционные технологии обучения в работе школьного тьютера.



Из материалов исследований и научных работ профессора кафедры, доктора педагогических наук, заведующего кафедра начального образования Педагогического института СВФУ Неустроева Николая Дмитриевича, его методологических позиций и концептуальных положений авторы отмечают большой вклад в подготовке учителей начальных классов с использованием дистанционных средств обучения и тьюторского сопровождения учащихся малокомплектных и кочевых школ Севера [3].



При его непосредственном участии поддержано внедрение дисциплины по изучению системы дистанционного, очно — заочного образования с применением современных информационных технологий для решения проблем сельских малокомплектных школ в условиях Крайнего Севера.



 



Литература

  1. Барахсанова Е.А. Технические средства обучения. – Якутск: Из-во ЯГУ, 1986. – 20 с.
  2. Барахсанова Е.А. Проблемы создания электронного обучения в педагогических вузах // Материалы сетевой международной научно-практической конференции. СПб.: Астерион. 2014. С. 59-62.
  3. Неустроев Н.Д., Егоров В.Н., Акимов В.В. Малокомплектная кочевая школа как мобильная форма школьной сети в условиях Севера. Якутск: Типография НиСПО, 1998. – 105 с.


 



Literature

  1. Barakhsanova E.A. Technical means of training. — Yakutsk: From — YSU, 1986. — 20 p.
  2. Barakhsanova E.A. Problems of creating e-learning in pedagogical universities // Proceedings of the network of the international scientific practical conference. SPb .: Asterion. 2014. P. 59-62.
  3. Neustroev N.D., Egorov V.N., Akimov V.V. Small nomadic school as a mobile form of school network in the North. Yakutsk: NiSPO Printing house, 1998. – 105 p.


© А.Э. Бурнашев, А.Н. Артемьева, 2018