Развитие системы российского образования эффективно продвигают творчески, но-новому работающие учителя, способные и готовые продолжать реализацию ее основных направлений. В этой связи для всего педагогического сообщества важны сформированная мотивация и усилия в преодолении собственных профессиональных барьеров и затруднений, уход от устоявшихся стереотипов педагогической деятельности, овладение новыми, передовыми технологиями и способами профессиональной самореализации и самоактуализации, приобретение способностей к самообучению, самоорганизации и саморазвитию. Это поможет не только поднять их профессиональный уровень, но и повысит рейтинг школы в обществе.
Система учительского роста «Возобновляемое образование» – это формирование педагога будущего, способного сохранять постоянно растущую потребность в новом знании, пластично перестраиваться в условиях деятельности будущего, творчески решая возникающие проблемы обновляемого образования. В педагогическом менеджменте совершенствуются не только условия повышения квалификации, но и способы мотивирования педагогов на профессиональный рост.
В XXI веке непрерывное образование приобрело ключевое значение. Оно является ответом на вызов мира, где изменения происходят столь быстро. Необходимость «возобновлять» образование возникает каждый раз, когда человек сталкивается с новшествами, появляющимися в его профессиональной или личной жизни. Специфика труда учителя побуждает его пополнять знания и умения всю жизнь. Педагог нуждается в постоянном образовании и самое главное – стремящийся к нему.
Условием успешности непрерывного образования является достройка «образовательной лестницы» новыми ступенями, рассчитанными на все периоды профессиональной жизни. В качестве основной цели непрерывного образования рассматривается пожизненное обогащение творческого и профессионально значимого потенциала личности.
«Возобновляемое» – это обновляемое, продолжаемое, сменяемое, дополняемое образование. Это одно из важнейших условий расширения возможности человека в его самоопределении, самоформировании, саморазвитии, самореализации. Данный подход позволяет преодолевать консерватизм, неподвижность образования педагога и обеспечить сферу образования востребованными специалистами-педагогами.
Оригинальные педагогические идеи выдвигал Л.Н. Толстой, который в своём имении Ясная Поляна в начальной школе для детей крестьян практически реализовывал собственные мысли об обучении и воспитании. Обладая большой педагогической мудростью, Лев Толстой завещал педагогическому сообществу на многие годы вперед наказ: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель».
Формирования национальной стратегии учительского роста целесообразно базировать на создании и реализации таких систем, как:
- система мотивационных механизмов с учетом существующих вызовов российскому образования в целом и каждому педагогу в частности;
- персонификации систем развития учителя;
- овладение спектром новых задач, приемов и технологий, образующих продуктивную профессиональную позицию;
- актуализации систем оценки качества результатов педагогической деятельности и развитии независимого аудита.
Что может объективно составить Систему взращивания и непрерывного профессионального развития педагога, сделать систему более эффективной и гибкой по отношению к запросам системы и самого учителя? Мы предлагаем следующий вариант на примере 9 шагов к эффективной системе учительского роста:
- Система отбора на педагогические специальности для привлечения в профессию лучших выпускников. Качество школьной системы основывается на качестве работающих в ней учителей.
- Формальное дополнительное профессиональное образование в аккредитованных учреждениях ДПО и факультетах (центрах) вузов с обязательным расширением педагогической практики.
- Стажировочные площадки как институт освоения опыта коллег, опора на лучшие педагогические практики.
- Корпоративное дополнительное профессиональное образование.
- Самообразование и саморазвитие педагога.
- Обновленная система аттестации педагогических работников, основанная на личной заинтересованности аттестуемых. Предполагаемые ступени профессионализма:
1-я категория – убежденный специалист;
2-я категория – эрудит;
3-я категория – аналитик (эксперт);
4-я категория – мастер;
5-я категория – творец.
- Система стимулирования педагога к личностному профессиональному росту на основе эффективных и принятых педагогическим сообществом мотивационных механизмов.
- Реформа оценки квалификаций и компетенций педагога по требованиям профстандарта (требования к трудовым функциям). Передача оценочных функций профессиональным сообществам.
- Изменение систем финансирования образовательных организаций на реализацию Стратегии учительского роста.
Таким образом, вехи (динамика) профессионального роста: от студента к специалисту – от специализации к многофункциональности – от многофункциональности к мастерству – от индивидуального мастерства к мастерству сообщества. Множественность маршрутов, позволяющих войти в учительскую профессию и развивать свое профессиональное мастерство, позволят создать систему непрерывного профессионального развития от вуза до завершения карьеры учителя.
© А.А. Кычкина, 2018