РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

6 октября 8:13
Младшие школьники имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Встраивая готовые изображения в программу PowerPoint, учащиеся могут создать иллюстративный материал, полученный изменением последовательности экранов в слайд-шоу. Наглядность создания презентаций и эффектность получаемого результата делают данную работу вполне доступной и понятной для учащихся. В дальнейшем работа с презентацией может быть дифференцирована и углублена, при этом, появляются презентации-учебники, презентации-каталоги, презентации-базы данных и т.д. Это возможно благодаря добавлению на экран изображения, звука, текста, использованию гиперссылок и управляющих объектов. Учебная презентация в данном случает является дополнением  устного сообщения, для этой цели учителю необходимо научить школьников выделять главную мысль излагаемого материала.



Для решения учебных и познавательных задач, учителю необходимо научить детей способам организации поиска дополнительной информации предусмотренных в изучении предмета “изобразительное искусство”. При помощи сети Интернет которая предоставляет пользователям широкие возможности знакомства с художественными произведениями, народными промыслами, историческими и культурными традициями народов [2].



Знакомство обучающихся с графическими редакторами и освоение простых форм редактирования изображений может быть включено в процессе изучения изобразительного искусства в начальном звене. Но для того чтобы хорошо рисовать на компьютере и достигнуть успехов в данном направлении не достаточно только владение компьютером как инструментом современных информационных и коммуникационных технологий, но и необходимо знать и уметь применять все накопленные поколениями художников знания и опыт.



В примерной образовательной программе начальной школы в качестве распространенного и наглядного графического редактора для первоначального знакомства с элементами компьютерной графики рекомендуется редактор Paint, входящий в состав стандартного программного обеспечения операционной системы Windows [2].



Использование графического редактора типа Paint на уроках по изобразительному искусству оптимально так же с точки зрения учебных целей, так как используемые в нем инструменты (кисточка, карандаш, резинка) и графические примитивы напрямую соотносятся с их вещественными эквивалентами (карандаш, кисть, ластик, циркуль, лекала, линейка) при рисовании на бумаге.



Выполнение учащимися творческих проектов, включающих создание графических работы, несложных видеосюжетов, компьютерной анимации с собственным озвучиванием позволяет им глубже познакомиться с возможностями графических редакторов и получить практический опыт создания собственных учебных материалов для уроков изобразительного искусства [1].



Изучив теоретические вопросы развития творческих способностей
младших школьников на уроках изобразительного искусства, мы пришли
к выводу, что достаточными критериями оценки уровня развития творческих способностей младших школьников являются: творческое воображение и творческое мышление.



В процессе опытно-экспериментальной работы решались следующие задачи: во-первых, апробировать на практике эффективность информационно – коммуникационных технологий на уроках «Изобразительного искусства» для развития творческих способностей младших школьников; во-вторых, подтвердить эффективность комплекса уроков с применением творческих проектов в развитии творческих способностей младших школьников.



Проанализировав полученные в ходе констатирующего эксперимента данные, мы пришли к выводу, что необходимо разработать уроки для развития творческих способностей младших школьников посредством информационно – коммуникационных технологий (ИКТ).



В ходе эксперимента был разработан комплекс уроков по тематике «Мой город – Якутск». Комплекс состоял из 7 уроков с применением ИКТ.



Таблица 1









Тема урока Содержание урока с применением ИКТ Планируемые результаты
«История родного города» Формирование представления об истории родного города (сопровождается презентацией на Power Point) Учащиеся, знающие историю родного города, умеющие сравнивать архитектуру того времени и нынешнего времени.
«Город XXI века» Виртуальная экскурсия по городу Сформированность представления о памятниках культуры и архитектуре города 21 века.
Учимся рисовать в пространстве с помощью графического редактора Paint Выполнение заданий при помощи графического редактора Paint и интерактивной доски Умение пользоваться графическим редактором Paint, а также умение работать в пространстве.
Творческий проект «Якутск – город будущего». Создание модели города будущего. Предполагается групповая работа, распределение учащихся по ролям, выбор местности для реализации будущего проекта. Умение работать в группах сообща, умение планировать свою деятельность.
Творческая работа учащихся Самостоятельная работа в групповой форме над проектом с использованием графического редактора Paint Умение работать в сотрудничестве с участниками групп и учителем, умение довести свою деятельность до конечного результата.
Творческая работа учащихся Самостоятельная работа в групповой форме над проектом с использованием графического редактора Paint Умение работать в сотрудничестве с участниками групп и учителем, умение довести свою деятельность до конечного результата.
«Якутск – город будущего» Защита проектов Умение аргументировать общую точку зрения группы, умение рассказать общую идею задумки проекта, умение выступать перед классом, умение адекватно оценивать свою деятельность и деятельность других групп.


 



На одном из уроков мы провели виртуальную экскурсию по городу посредством фотоматериалов, представленных так же в презентации Power Point. Целью этого урока было подробно рассказать и наглядно показать учащимся о достопримечательностях и архитектуре нашего города.



Последующий этап представлял собой творческую деятельность младших школьников с практическим применением информационно – коммуникационных технологий (ИКТ). На уроке учащиеся учились рисовать в пространстве при помощи графического редактора Paint.



В завершении на основе пройденного материала по теме «Мой город – Якутск» младшие школьники должны были приступить к процессу создания творческого проекта посредством графического редактора Paint. Перед началом создания творческого проекта перед нами стояли следующие задачи: 1) обозначить учащимся тему будущего проекта; 2) распределить учащихся по группам; 3) определить деятельность младших школьников по созданию будущего проекта: капитан – человек, который руководит творческим процессом; докладчик – человек, который докладывает о проделанной работе; художники – занимаются созданием, воплощением в реальность задумки группы.



После распределения по группам, знакомства с темой, учащиеся приступили к процессу создания проекта. Каждой группе была выдана памятка алгоритма работы при создании творческого проекта, он выглядел следующим образом:1) Представление темы проекта; 2) Планирование работы; 3) Принятие окончательной задумки будущего проекта; 5) Реализация проекта на графическом редакторе Paint; 6)Презентация проекта посредством программы Power Point; 7) Рефлексия.



Следующим этапом нашей работы являлась реализация задуманного проекта учащихся. На последующих двух уроках учащиеся занимались самостоятельно по группам над разработкой проекта «Якутск – город будущего». Нашей задачей являлась помощь при возникновении каких – либо вопросов или трудностей, корректирование деятельности учащихся, направлять учащихся.



В итоге этой работы, можем сделать вывод об эффективности разработанного содержания непосредственно образовательной деятельности в развитии у детей творческих способностей: результаты детей после проведенной работы улучшились, что доказывает нам эффективность применения ИКТ в творческой деятельности; в ходе беседы с детьми, мы установили, что изобразительная деятельность с применением средств информационно – коммуникационных технологий воспринимается ими с радостью, приносит удовольствие.



 



Литература

  1. Абдуллина Л.Б., Косцова С.А. Информационные технологии в начальной школе: Учебное пособие. – Стерлитамак: СФБашГу, 2013. —
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/Министерство образования и науки Российской Федерации. М.: Просвещение, 2016. 31 с.

Literature

  1. Abdullina L. B., Kostsova, S. A. Information technologies in primary school: tutorial. – — Sterlitamak: SF Bashkir state University, 2013. —
  2. Federal state educational standard of primary General education/Ministry of education and science of the Russian Federation. M.: Education, 2016. 31 p