ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОБ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ

10 июля 3:12
Каждая профессия предъявляет определенные требования к работнику. Очень важно, чтобы человек испытывал интерес и получал удовольствие в своей профессиональной деятельности, находил возможность для творчества и имел желание развиваться. Необходимо, чтобы выбор профессии совершался правильно в соответствии со всеми потребностями личности и общества. Он является для подростка некоторой кризисной ситуацией, от разрешения которой зависит его дальнейшее будущее. Через выбор профессии учащиеся приобретают опыт позитивной самоактуализации и в определенной степени личностное развитие. Как нам кажется, профессия расширяет возможности личности, дает шанс для продуктивной социализации и преодоления возможных трудностей. То есть разрешение проблемы профессионального самоопределения, может в целом стать хорошим примером работы с кризисными ситуациями для подростка.



Поэтому сегодня в школе, помимо диагностических мероприятий, особое внимание в профориентации должно уделяться проведению специальных тренингов и деловых игр, дней профориентации, профессиональных проб. Таким образом происходит активизация процесса профессионального самоопределения учащихся.



Одним из действенных методов работы в профориентационной работе являются профессиональные пробы, позволяющие подростку выйти за пределы привычного стереотипа поведения, расширить ресурсы личности и превратить свои внутренние процессы в предмет практического преобразования.



Как отмечают С.Н. Чистякова, Н.Ф. Родичев, П.С. Лернер и А.В. Гапоненко, профессиональная проба —  это завершенный технологический цикл учебно-трудовой, познавательной деятельности школьников, выполняемых в условиях, максимально приближенных к производственным, а также средство развития интереса и способности старшеклассника к конкретной профессиональной деятельности, проверки осознанного и обоснованного выбора профессии [1].



Таким образом, профессиональные пробы — это организация практики на рабочем месте в рамках образовательной программы, обучение на специально оборудованных рабочих местах в структурных подразделениях образовательных организаций (в мастерских, лабораториях, учебных фирмах, на полигонах, в ресурсных центрах и т.д.) [2]. Как правило, эти формы комбинируются или используются по отдельности в силу специфики направлений подготовки (например, для социальной сферы, сферы услуг, сервиса эффективна форма обучения на специально оборудованных рабочих местах в структурных подразделениях образовательных организаций). В узком смысле такое обучение — это форма организации, реализации образовательного процесса, которая подразумевает теоретическое обучение в образовательной организации, а практическое — в организации работодателя в содействии с наставниками [3].



Цель каждой частной профпробы, входящей в цикл создать условия для формирования у школьника, в случае положительного выбора, долговременной, перспективно-прогностической мотивации к профессиональной деятельности в данной сфере. Практическое достижение этой цели может быть достигнуто сочетанием трех ситуаций: достижения успеха, связанного с достижением результата (решением практико-ориентированной задачи, лежащей в основе пробы); получения удовольствия от процесса работы; получение удовольствия от «себя-в-работе»



Анализ   материалов  по профориентационной работе в Республике Саха (Якутия) позволил определить ведущие векторы развития профессиональной ориентации, как: системность в управлении профессиональной ориентацией, предусматривающая организацию и координацию профориентационной деятельности всех субъектов профессионального самоопределения;  ориентация на формирование профессионального самоопределения личности как системы основополагающих отношений человека к  профессии и труду; активизация социального партнерства как равноправных участников профессионального самоопределения личности; применение  информационно-коммуникационных технологий в профориентационной работе для предоставления широкого спектра информации [4].



В Якутии профессиональные пробы организуются на основе сетевого взаимодействия организаций общего и профессионального образования. Так в качестве примера обратимся к опыту сотрудничества МОБУ СОШ №24 имени С.И.Климакова г. Якутска и ГАПОУ РС(Я) «Якутский технологический техникум сервиса» посредством удовлетворения профессиональных интересов учащихся школы.



Программа «Профессиональных проб» успешно реализуется в техникуме с 2007 года [5]. Она рассчитана на детей старших классов (с 8 по 11 класс).



В 2017 – 2018 учебном году 21 обучающийся МОБУ СОШ №24 записались на профессиональные пробы, закончили обучение лишь 9. Причиной данной разницы стало реальное воплощение профессиональных навыков на производстве. В течение года дети обучались в мастерских и лабораториях техникума и получали полезные профессиональные навыки. Наши учащиеся приняли на себя роль поваров, кондитеров и кассиров. Под чутким руководством преподавателей дети научились готовить борщ, печь заварные пирожные.



Занятия, на которых развивались компетентности, способствующие осознанному выбору профессии, социализация, проходили раз в неделю по четвергам во второй половине дня. По завершению курса обучающиеся сдали квалификационный экзамен.



Результатом обучения стало получение свидетельства установленного образца о получении профессии начального профессионального образования наравне с получением аттестата об образовании.



Таким образом, учащиеся получили возможность начать профессиональную трудовую деятельность еще до окончания средней школы. Как нам кажется, реализация данного договора образовательного и профессионального учреждения поможет выпускникам школы быть социально защищенными в период их интеграции в общество.



Во время работы в реальной профессии школьник приобретает бесценный личный опыт: получает первые навыки и компетенции в профессии, осваивает новые инструменты и технологии; оценивает, насколько интересны ему ежедневные задачи, которые решают специалисты в этой области; оценивает, комфортно ли ему работать в этой или подобных организациях; понимает, как устроена организация и какую позицию он хотел бы занимать в ней; получает целостное представление о специальности и смежных с ней.



Необходимо отметить, что главное в каждой профессиональной пробе — это оценка «себя в профессии», выявление наилучшего образа «себя в профессии». Каждая профессиональная проба должна показать обучающемуся элементы профессиональной деятельности и социально-профессиональный контекст, который формирует самосознание учащихся в профессии, посредством включения в атмосферу трудовой деятельности.



В настоящее время можно с уверенностью сказать, что реализация программы «Профессиональных проб» позволяет обеспечить поддержку современной молодежи в социальном плане и способствовать развитию гражданственности школьников, улучшить производительность за счет притока квалифицированных молодых рабочих, прошедших профессиональные пробы, содействовать развитию компетентностей, способствующих осознанному выбору профессии.



 



Литература



1.Профессиональные пробы: технология и методика поведения: методическое пособие /Под ред. С.Н. Чистяковой- М.: Изд.центр «Академия» — 2014.- 208 с.



2.Парнов Д.А. Профессиональная подготовка в школе — эффективная профориентация // Профессиональное образование. Столица, 2010. – № 5. — С.19–20.



3.Панина С.В., Павлов Д.И. Активизация социального партнерства в профориентации учащейся молодежи в Якутии //Мир науки, культуры, образования. № 3(70).2018 С.122-124.



4.Концепции развития профессионального образования в Республике Саха (Якутия), 2013 // https://minobr.sakha.gov.ru

  1. Официальная информация с сайта http://yatts.ru

References

  1. Professional tests: technology and methods of behavior: a methodological guide / Ed. S.N. Chistyakova- M .: Izd.tsentr «Academy» — 2014.- 208 p.


2.Parnov D.A. Professional training at school — effective vocational guidance // Professional education. Capital, 2010. — № 5. — С.19–20.

  1. Panina S.V., Pavlov D.I. Activation of social partnership in vocational guidance of students in Yakutia // World of science, culture, education. No. 3 (70) .2018 C.122-124.
  2. Concepts of the development of vocational education in the Republic of Sakha (Yakutia), 2013 // https://minobr.sakha.gov.ru
  3. Official information from the site http://yatts.ru


© С.Ю. Квашина, 2018