Поэтому сегодня в школе, помимо диагностических мероприятий, особое внимание в профориентации должно уделяться проведению специальных тренингов и деловых игр, дней профориентации, профессиональных проб. Таким образом происходит активизация процесса профессионального самоопределения учащихся.
Одним из действенных методов работы в профориентационной работе являются профессиональные пробы, позволяющие подростку выйти за пределы привычного стереотипа поведения, расширить ресурсы личности и превратить свои внутренние процессы в предмет практического преобразования.
Как отмечают С.Н. Чистякова, Н.Ф. Родичев, П.С. Лернер и А.В. Гапоненко, профессиональная проба — это завершенный технологический цикл учебно-трудовой, познавательной деятельности школьников, выполняемых в условиях, максимально приближенных к производственным, а также средство развития интереса и способности старшеклассника к конкретной профессиональной деятельности, проверки осознанного и обоснованного выбора профессии [1].
Таким образом, профессиональные пробы — это организация практики на рабочем месте в рамках образовательной программы, обучение на специально оборудованных рабочих местах в структурных подразделениях образовательных организаций (в мастерских, лабораториях, учебных фирмах, на полигонах, в ресурсных центрах и т.д.) [2]. Как правило, эти формы комбинируются или используются по отдельности в силу специфики направлений подготовки (например, для социальной сферы, сферы услуг, сервиса эффективна форма обучения на специально оборудованных рабочих местах в структурных подразделениях образовательных организаций). В узком смысле такое обучение — это форма организации, реализации образовательного процесса, которая подразумевает теоретическое обучение в образовательной организации, а практическое — в организации работодателя в содействии с наставниками [3].
Цель каждой частной профпробы, входящей в цикл создать условия для формирования у школьника, в случае положительного выбора, долговременной, перспективно-прогностической мотивации к профессиональной деятельности в данной сфере. Практическое достижение этой цели может быть достигнуто сочетанием трех ситуаций: достижения успеха, связанного с достижением результата (решением практико-ориентированной задачи, лежащей в основе пробы); получения удовольствия от процесса работы; получение удовольствия от «себя-в-работе»
Анализ материалов по профориентационной работе в Республике Саха (Якутия) позволил определить ведущие векторы развития профессиональной ориентации, как: системность в управлении профессиональной ориентацией, предусматривающая организацию и координацию профориентационной деятельности всех субъектов профессионального самоопределения; ориентация на формирование профессионального самоопределения личности как системы основополагающих отношений человека к профессии и труду; активизация социального партнерства как равноправных участников профессионального самоопределения личности; применение информационно-коммуникационных технологий в профориентационной работе для предоставления широкого спектра информации [4].
В Якутии профессиональные пробы организуются на основе сетевого взаимодействия организаций общего и профессионального образования. Так в качестве примера обратимся к опыту сотрудничества МОБУ СОШ №24 имени С.И.Климакова г. Якутска и ГАПОУ РС(Я) «Якутский технологический техникум сервиса» посредством удовлетворения профессиональных интересов учащихся школы.
Программа «Профессиональных проб» успешно реализуется в техникуме с 2007 года [5]. Она рассчитана на детей старших классов (с 8 по 11 класс).
В 2017 – 2018 учебном году 21 обучающийся МОБУ СОШ №24 записались на профессиональные пробы, закончили обучение лишь 9. Причиной данной разницы стало реальное воплощение профессиональных навыков на производстве. В течение года дети обучались в мастерских и лабораториях техникума и получали полезные профессиональные навыки. Наши учащиеся приняли на себя роль поваров, кондитеров и кассиров. Под чутким руководством преподавателей дети научились готовить борщ, печь заварные пирожные.
Занятия, на которых развивались компетентности, способствующие осознанному выбору профессии, социализация, проходили раз в неделю по четвергам во второй половине дня. По завершению курса обучающиеся сдали квалификационный экзамен.
Результатом обучения стало получение свидетельства установленного образца о получении профессии начального профессионального образования наравне с получением аттестата об образовании.
Таким образом, учащиеся получили возможность начать профессиональную трудовую деятельность еще до окончания средней школы. Как нам кажется, реализация данного договора образовательного и профессионального учреждения поможет выпускникам школы быть социально защищенными в период их интеграции в общество.
Во время работы в реальной профессии школьник приобретает бесценный личный опыт: получает первые навыки и компетенции в профессии, осваивает новые инструменты и технологии; оценивает, насколько интересны ему ежедневные задачи, которые решают специалисты в этой области; оценивает, комфортно ли ему работать в этой или подобных организациях; понимает, как устроена организация и какую позицию он хотел бы занимать в ней; получает целостное представление о специальности и смежных с ней.
Необходимо отметить, что главное в каждой профессиональной пробе — это оценка «себя в профессии», выявление наилучшего образа «себя в профессии». Каждая профессиональная проба должна показать обучающемуся элементы профессиональной деятельности и социально-профессиональный контекст, который формирует самосознание учащихся в профессии, посредством включения в атмосферу трудовой деятельности.
В настоящее время можно с уверенностью сказать, что реализация программы «Профессиональных проб» позволяет обеспечить поддержку современной молодежи в социальном плане и способствовать развитию гражданственности школьников, улучшить производительность за счет притока квалифицированных молодых рабочих, прошедших профессиональные пробы, содействовать развитию компетентностей, способствующих осознанному выбору профессии.
Литература
1.Профессиональные пробы: технология и методика поведения: методическое пособие /Под ред. С.Н. Чистяковой- М.: Изд.центр «Академия» — 2014.- 208 с.
2.Парнов Д.А. Профессиональная подготовка в школе — эффективная профориентация // Профессиональное образование. Столица, 2010. – № 5. — С.19–20.
3.Панина С.В., Павлов Д.И. Активизация социального партнерства в профориентации учащейся молодежи в Якутии //Мир науки, культуры, образования. № 3(70).2018 С.122-124.
4.Концепции развития профессионального образования в Республике Саха (Якутия), 2013 // https://minobr.sakha.gov.ru
- Официальная информация с сайта http://yatts.ru
References
- Professional tests: technology and methods of behavior: a methodological guide / Ed. S.N. Chistyakova- M .: Izd.tsentr «Academy» — 2014.- 208 p.
2.Parnov D.A. Professional training at school — effective vocational guidance // Professional education. Capital, 2010. — № 5. — С.19–20.
- Panina S.V., Pavlov D.I. Activation of social partnership in vocational guidance of students in Yakutia // World of science, culture, education. No. 3 (70) .2018 C.122-124.
- Concepts of the development of vocational education in the Republic of Sakha (Yakutia), 2013 // https://minobr.sakha.gov.ru
- Official information from the site http://yatts.ru
© С.Ю. Квашина, 2018