ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ НА УРОКАХ ЯЗЫКА САХА

21 ноября 4:41
Одним из основных направлений исследовательской работы ФГБНУ Института национальных школ Республики Саха (Якутия) является проектирование технологии билингвального обучения, реализуемой в общеобразовательных организациях в условиях функционирования двух государственных языков в регионе. На данный момент опубликовано немало научных работ наших сотрудников по вопросам билингвального образования [2].



В Республике Саха (Якутия) в общеобразовательных организациях с родным (нерусским) языком обучения начальное общее образование ведется на языке саха. На этом этапе закладывается фундамент усвоения основных лингвистических понятий курса языка саха. Далее с переходом на следующий этап материал якутского языка усложняется и увеличивается количество изучаемых терминов и понятий.



В результате мониторингвового исследования мы выявили, что для реализации ФГОС ООО, где предъявлены высокие требования к качеству образования педагогу родного языка для проведения целенаправленной и системной работы нужны современные методы и приемы формирования и развития лингвистических понятий. Предварительные наблюдения за учебным процессом и анкетирование учащихся показало что изучение лингвистических понятий не вызывает необходимого интереса у детей. В основном на уроках родного языка учащиеся «зазубривают» либо механически запоминают лингвистические понятия и термины, не осознавая сути содержания. Формально изученные понятия не могут стать прочной основой для изучения орфографии, морфологии, синтаксиса, так как в период с 5-го по 9 класс даются сложные грамматические материалы. Именно на курсах родного языка обеспечивается формирование и развитие лингвистической компетенции, совершенствование речевой деятельности, которая является гарантией качественного усвоения знаний, предметного содержания и в дальнейшем помогает успешно осваивать программу других дисциплин.



При переходе основные классы языком обучения выступает русский язык. На данном этапе происходит осмысленная транспозиция лингвистических понятий с языка саха на русский язык. Данный процесс должен происходить под чутким руководством учителя, которому нужно знать и учесть факторы развития лингвистических понятий.



Так как показателем успешного усвоения системы лингвистических понятий является владение лингвистическими терминами, в 2016-2017 учебном году в 5-7 классах якутских школ, была проведена экспериментальная работа по выявлению уровня сформированности лингвистических понятий на языке саха. В эксперименте приняли участие 124 учащихся. Первую очередь была проделана работа по выявлению первичного представления у учащихся о лингвистических понятиях в разделах курса языка саха. Школьники произвели классификацию терминов по видовым признакам, раскрыли содержание понятий и указали их основные признаки, далее была проведена проверочная работа.



Основные понятия, с которыми учащиеся общеобразовательных школ знакомятся при изучении разделов родного языка, которые так же, как в русском языке, предполагают комплексное обучение фонетике, лексике, грамматике языка (морфологии и синтаксису), усвоению навыков правописания (орфографических и пунктуационных), устной и письменной речи. Рассмотрим основные лингвистические понятия, которые учащийся должен усвоить в курсе языка саха:



Фонетические понятия (фонетическай өйдөбүл) – понятия, формирование которых происходит практическим путем: звук (дорҕоон), дифтонг (дьуптуон), слог (сүһүөх).



Лексические понятия (лексическэй өйдөбүл) – синонимы, антонимы, фразеологозмы (сомоҕо домох), архаизмы (эргэрбит тыллар), неологозмы (саҥа тыллар).



Грамматические понятия (грамматическай өйдөбүл) входят:



морфологические понятия (морфологическай өйдөбүл) – части речи и их категории: имя существительное (аат тыл), имя прилагательное (даҕааһын аат), имя числительное (ахсаан аат), глагол (туохтуур);



синтаксические понятия (синтаксическай өйдөбүл) – словосочетания (тыл ситимэ), однородные члены предложения (этии биир уустаах чилиэннэрэ) и.т.д.



Далее после проведения мониторингового исследования педагогу для использования на каждом уроке были предложены методы и приемы, а также система упражнений и заданий по формированию и развитию лингвистических понятий языка саха:

  • Системное включение лингвистических понятий в речь учащихся.
  • Работа с толковыми, орфографическими, терминологическими словарями.
  • Работа с дидактическим и наглядным материалом.
  • Использование межпредметных связей с другими учебными дисциплинами, сопоставление терминов и понятий.
  • Проведение викторин, анкетирования.


На данный момент ведется работа по анализированию результатов апробации системы упражнений и заданий по формированию и развитию лингвистических понятий, где уже выявляется отчетливая тенденция повышения лингвистической подготовки учащихся 5-7 классов на уроках языка саха.



В заключении подводя итоги хотим отметить, что в условиях модернизации системы образования необходимо уделить особое внимание овладению учащимися лингвистическими навыками и умениями, выбрать соответствующие приемы и методы для проведения целенаправленной работы по формированию и развитию лингвистических понятий и терминов. А перед нами стоит задача дальнейшего усовершенствования методики преподавания родного языка, обеспечение преемственности обучения русскому и якутскому языкам что может привести к повышению уровня качества билингвального образования.



Литература

  1. Попова М.К. Словарь лингвистических терминов русского и якутского языков. 5-9 классы. Якутск: Дани-Алмас, 2016.- 76 с.
  2. Саввинова А.Д. Метапредметный подход в обучении языка саха: развитие лингвистических понятий у школьников в условиях билингвального обучения / Педагогическое образование в России. – 2018. – № 1. – С.139-146.
  3. Спиридонова Н.И., Саввинова А.Д. Русско-якутский, якутско-русский терминологический словарь по математике для учащихся основной школы. Якутск: Дани-Алмас, 2016.- 88 с.

References

  1. Popova M.K. Dictionary of linguistic terms of the Russian and Yakut languages. 5-9 classes. Yakutsk: Dani-Almas, 2016. — 76 pages.
  2. Savvinova A.D. Metasubject approach in training of language Sakha: development of linguistic concepts in school students in the conditions of bilingual training / Pedagogical education in Russia. – 2018. – No. 1. – Page 139-146.
  3. Spiridonova N.I., Savvinova A.D. Russko-yakutsky, the Yakut-Russian terminological dictionary on mathematics for pupils of the main school. Yakutsk: Dani-Almas, 2016. — 88 pages.


© А.Д. Саввинова, 2018