ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ СТАВИТЬ ВОПРОСЫ К ПРОИЗВЕДЕНИЮ НА УРОКАХ РОДНОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

5 апреля 7:10
Российский психолог В. М. Снетков описывает коммуникативное значение вопроса как «совокупность возможных альтернатив ответов, допускаемых этим вопросом» [3, с. 92]. Автор считает, что «хороший вопрос» – это тот, который допускает достаточно большое пространство возможных альтернатив. По мнению автора имеются функции вопросов:

  • получение новой информации, уточнение имеющейся,
  • перевод разговора на другую тему,
  • подсказка ответа,
  • демонстрация своего мнения, оценки, позиции;
  • настройка сознания и эмоций собеседника на определенный лад.


Умение задавать вопросы, являются одним из видов коммуникативных УУД. К коммуникативным УУД относятся такие действия как умение вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения и т.д. В этой связи умение задавать вопросы помогает ребенку научиться отвечать на вопросы других вдумчиво и без спешки; отвечать, рассуждая и развивая свою точку зрения.



Литературное чтение на языке саха – один из основных предметов в начальной школе, объединяющий два приоритетных направления в обучении младших школьников как изучение литературных произведений и развитие речи на родном языке, также оно способствует развитию познавательных, интеллектуальных, художественно – эстетических способностей, формированию читательской компетенции и базовых национальных ценностей через приобщение детей к лучшим художественным произведениям. При разработке заданий на уроках литературного чтения на языке саха в 3 классе нами была поставлена гипотеза-учет содержания этапов и примеры формирования умения ставить вопросы к произведению.



Организация и анализ опытно-практической работы по формированию умения ставить вопрос к произведению на уроках литературного чтения в 3 классе осуществлялась на базе муниципального образовательного бюджетного учреждения «Балыктахская средняя общеобразовательная школа» Мегино-Кангаласского улуса Республики Саха (Якутия) с 20 февраля по 18 марта 2017 года.



В эксперименте участвовали 9 учащихся 3 класса данной школы и учительница начальных классов высшей квалификационной категории Рожина Альбина Дмитриевна.



Учебный процесс по родному литературному чтению организуется на основе Рабочей программы, учебника «Кустук».



Опытно – практическая работа предусматривала проведение констатирующего, формирующего и контрольного этапов исследования.



Нами были поставлены следующие задачи:

  1. Выявить уровень сформированности УУД на уроках родного чтения у учащихся 3 класса при помощи заданий.
  2. Анализировать работы учащихся, скорректировать задания и используемые приемы постановки вопроса.
  3. Сравнить результаты констатирующего и контрольного этапов пробного обучения -уровни сформированности постановки вопроса у учащихся 3 класса.


На констатирующем этапе с целью выявления уровня сформированности умения ставить вопрос учащимся были предложены задания по произведению Н. Габышева — «Бүөккэкиһиргэс дуо?» («Петька хвастун?») на якутском языке и, по итогам констатирующего этапа эксперимента1 ученик (12%) показал высокий, четверо респондентов (44%) показали средний и еще у четверых (44%) низкий уровни сформированности умения ставить вопрос.



На формирующем этапе разработали задания: в подготовительном этапе: 1. Восстановление в вопросе пропущенных слов по произведению Н. Носова «Сыырга»: Сорудах: Ыйытыыга көппүт тыллары туруоруҥ, оҕолортон ыйытын. Холобур,  Оҕолор … иһигэр тугу оҥорбуттарый? (олбуор)

  1. Восстановление деформированного вопроса к рассказу И.Алексеева «Түүл». Сорудах: Бэриллибит тыллары холбоон ыйытыыта оҥоруҥ, оҕолортон ыйытын Холобур, Костя түүл түүн тугу (Костя тугу түһээбитий?)


3.Исправление ошибок в вопросах. Амма Аччыгыйа «Хабырыыс тоҕо куотта?». Сорудах: Ыйытыылары өйдөөн ааҕыҥ, алҕаһы булан көннөрүҥ оҕолортон ыйытыҥ. Холобур, Хабырыыс убайа хайдах уус эбитий? (эһэтэ).



4.Восстановление последовательности слов вопросов. Амма Аччыгыйа  «Коля тоҕо барда?». Сорудах: Бэриллибит тыллары  сааһылаан ыйытыыта онор, холобур, Олороллоруй дьоно Коля кимнээҕи ыаллаһан кытта? (Коля дьоно кимнээҕи кытта ыаллаһан олороллоруй?) и т.д.



В этапе знакомства — выбор вопросов, соответствующих тексту, выбор вопросов, соответствующих конкретной части текста, выбор проблемных вопросов к тексту, выбор вопросов для коллективной работы;



В этапе формулирования учащимися вопросов — постановка вопроса к указанному отрывку произведения, составление вопроса по указанным части ответа, по опорным словам, с помощью заготовки, постановка вопросов с определенным вопросительным словом, составление вопросов к тексту до его прочтения.



На контрольном этапе эксперимента проверяли эффективность применения приемов постановки вопроса по формированию умения ставить вопрос к произведениюна уроках родного литературного чтения. Материалом для контрольного этапа послужил текст И.Г. Иванов — Нуолур «Саллаат о5ото Чооруона. Үс муннук сурук» (Чооруона — сын солдата. Треугольное письмо) на якутском языке.



На контрольном этапе высокий уровень сформированности УУД показали 2 ученика (23%), средний у 4 респондентов (43%) и низкий наблюдается у троих (33%). Следует отметить, что при повторной диагностике сформированности УУД у двоих учащихся наблюдается хорошая динамика – на контрольном этапе, они перешли на высокий уровень. На 12% увеличилось количество детей с высоким и на 11% со средним уровнем сформированности   УУД.



Резюмируя вышеизложенное, формирование умения ставить вопрос к произведению у младших школьников повышает уровень сформированности УУД, а также вызывает интерес у учащихся к художественному произведению и уроку.



 



Литература

  1. Снетков В. М. Психология коммуникации в организациях (учебное пособие). СПб. 1999, с. 92-93

Eferences

  1. Snetkov V.M. Psychology of communication in organizations (textbook). SPb. 1999, p. 92-93