РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТА И ПЕРЕВОД ЕГО НА ЭТАП САМОРАЗВИТИЯ

27 марта 2:43
С точки зрения профессиональной ориентации учителя магистратура является более гибким уровнем профобразования.  Это обеспечивается концептуальной основой магистратуры, какими являются непрерывность и преемственность ступеней высшего образования, т.е. его многоуровневость.



Обучение за рубежом в магистратуре ориентировано на приобретение определенных компетенций, а с точки зрения профессионального самоопределения, то это дело самого обучающегося.  В условиях, когда сама специальность быстро меняется, меняются производственные технологии, работодатель ищет работника адаптивного и устойчивого в профессии. Это требование современного производства не может быть достигнуто путем ориентации результатов магистерского образования только на компетенции будущего работника.



В Северо-Восточном федеральном университете (СВФУ) стандарты более интегрированные и уже в процессе обучения создаются условия для самоопределения, самореализации, что дает возможность сделать систему магистерского образования более гибкой и полезной.



В процессе обучения на уровне магистратуры обучающийся самостоятельно учится ориентироваться в пространстве и времени динамично развивающейся профессии учителя, что позволяет ему правильно выбрать вектор своего развития с учетом потребностей школы и современной ситуации в мире. В СВФУ разработаны магистерские программы как отдельные модули высшего профессионального образования, где представлены разные модели образования. Студент может свободно выбирать свою траекторию развития в течении всего процесса обучения. Это является важным условием в непрерывной подготовке учителя физики, так как влияет на вектор профессиональной ориентации магистрантов [1].



В данной статье раскрыты пути внедрения идей синергетики в учебно-воспитательный процесс магистратуры.

  1. Учебный предмет физика призван формировать научное мировоззрение. Философ Л. Лопатин в своем труде «Вопросы философии» писал: «Научное мировоззрение развивается в тесном общении и широком взаимодействии с другими сторонами духовной жизни человечества. Отделение научного мировоззрения и науки от одновременно или ранее происходившей деятельности человека в области религии, философии, общественной жизни или искусстве невозможно. Все эти проявления человеческой жизни тесно сплетены между собою и могут быть разделены только в воображении» [2, с. 411]. Научное мировоззрение меняется с течением времени. В.И. Вернадский в своем труде «О научном мировоззрении» писал, что научное мировоззрение является представлением о явлениях, доступных научному изучению, которое дается наукой. Под этим автор подразумевает определенное отношение к окружающему нас миру явлений, при котором каждое явление входит в рамки научного изучения и находит объяснение, не противоречащее основным принципам научного искания [3]. Н.В. Шаронова считает, что мировоззрение представляет собой форму общественного и личного сознания [4, с.6]. Таким образом, научное мировоззрение всегда проникнуто сознательным волевым стремлением человеческой личности расширить пределы знания, охватить мыслью все окружающее. Основная образовательная программа школы призвана формировать понимание и убеждение каждого учащегося в том, что мир — это источник знаний и поле познания, и главная задача человека научиться познавать окружающий мир.


Современная философия в процессе формирования мировоззрения условно выделяет три этапа: миропознание, мирочувствование и миропроявление, которые будут следовать друг за другом, перекрываясь и «наезжая» друг на друга, так как интеллект, чувства, эмоции будут проявляться, развиваться независимо [5].



Профессиональные навыки формирования на уровне миропознание будущим учителям присваиваются на уровне обучения «бакалавриат». На уровне магистратуры мы считаем необходимым введение профессиональных компетенций формирования ценностного восприятия мира, важнейшими средства­ми которых являются: а) постановка проблемных ситуаций методологического характера, когда школьнику необходимо мобилизовать новую аргументацию для доказательства своей точки зрения; б) организация ситуаций сталкивания школьников с методологически неверными утверждениями «провокационного» характера, требующими от них опровержения этих утверждений, активной борьбы против них, отстаивания своих взглядов [6]. Кроме этого, работающие в школе учителя, готовящиеся к дальнейшей учебе в аспирантуре могут и достигают сами уровня миропроявления путем открытий инновационного характера в профессиональной деятельности, так как среда этому соответствует. Тогда происходит изменение вектора профессиональной ориентации современного учителя на уровне магистратуры в сторону освоения второго и третьего этапов формирования мировоззрения обучающихся.

  1. Психологами доказано существование разных типов мышления. За исследования по специализации правого и левого полушарий мозга доктор Спири получил в 1981 году Нобелевскую премию. Более поздние исследования подтвердили наличие двух типов мышления. Ныне их принято называть линейными нелинейныммышлением. Управление реальностью жизни возможно только при гармоничном сочетании и одновременном использовании этих двух подходов. Современный учитель физики, подготовленный на уровне бакалавриата, не подготовлен к формированию разных типов мышления. Он готовится к формированию логического, линейного мышления. На уровне магистратуры появляется возможность готовить студента к использованию приемов и методов формирования нелинейного типа мышления (эвристического, глобалистического, синергетического и др.).
  2. Так как жизнь многообразна и жизненные ситуации разрешаются разными подходами, то появляется необходимость в систему образования на уровне магистратуры включать не только науку, но и организовывать совместное действие науки, искусства и религии, что достигается синергетическими методами обучения. При этом надо понимать, что это не слияние, а совместное синергетическое воздействие, которое приводит к достижению высокого внутреннего напряжения (интеллектуального, эмоционального, духовного). Если правильно был подготовлен студент, то есть был введен в состояние смущения предшествующим хаосом, то он сделает правильный выбор, то есть у будущего учителя физики появится опыт нелинейного решения профессиональной проблемы путем синергетического мышления, лежащего в основе поведения творческой личности [7].
  3. Образовательная практика в магистратуре по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры) показала, что могут одновременно обучаться учителя разных дисциплин (математики, физики, информатики, химии, биологии и гуманитарии) и знакомиться с новой для себя сферой. Что их объединяло? Синергия, общение друг с другом обеспечивает отход от узкой специализации, когда формируется предметник, то есть учитель ориентированный только на свой учебный предмет. На уровне магистратуры появляется возможность направить учебный процесс на развитие и саморазвитие личности обучаемого.


В подготовке учителя физики, для реализации данной цели, возможно использование синергетического подхода для перевода студента на развитие его креативных способностей, перевода его на этап саморазвития [8].



Воплощение идей синергетики в учебно-воспитательный процесс является важным условием обновления и обогащения содержания непрерывной двухуровневой подготовки будущих учителей с учетом требований сегодняшнего, стремительно развивающегося мира.



 



Литература

  1. Степанова Т.И. Карпова Е.В. Реализация инновационного аспекта профессионально-педагогического образования // Сборник трудов межд. н-пр. конф. «Научные перспективы ХХ1 века. Достижения и перспективы нового столетия». – Междунар. Научный Институт «Educatio». Педагогические науки. 111 (10). 2015, С.18-20
  2. Инновационная подготовка кадров государственной службы. Издание второе, стереотипное / Под общ. ред. В.Л. Романова, Л.А. Василенко — М.: Изд-во РАГС, 2008. — 140 с.
  3. Вернадский В.И. О научном мировоззрении. //На переломе. Философские дискуссии 20-х годов. Философия и мировоззрение. – М.,1990.- С.180-203
  4. Шаронова Н.В. Методика формирования научного мировоззрения учащихся при обучении физике: Учебное пособие по спецкурсу для студентов педвузов. – М.: МП МАР, 1994. – 183 с.
  5. Усова А.В. Развитие мышления в процессе обучения / Развитие мышления в процессе обучения физике: Сборник научных трудов / Под ред. С.А. Суровикиной – Омск: Изд-во Академия, 2004. – С.3-10
  6. Степанова Т.И. Инновационная подготовка учителя физики: монография/ Т.И. Степанова — Якутск: Издательско-полиграфический комплекс СВФУ, 2011 — 131с.
  7. Степанова Т.И., Петрова Р.И., Карпова Е.В. Формирование готовности к профессиональному саморазвитию будущего учителя физики в университете Журнал // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2018, №1 (97) , с. 132 – 146

         References

  1. Stepanova, T. I., Karpova E. V. the Implementation of an innovative aspect of professional pedagogical education // proceedings of int. n-PR. Conf. «Scientific prospects of the XX1 century. Achievements and prospects of the new century». – International. Scientific Institute «Educatio». Pedagogical science. 111 (10). 2015, Pp. 18-20
  2. Innovative training of civil service personnel. Second edition, stereotype / Under the General editorship of V. L. Romanova, L. A. Vasilenko — Moscow: Izd-vo rags, 2008. — 140 p.
  3. Vernadsky V. I. on the scientific worldview. //At the turn. Philosophical discussions of the 20s. Philosophy and worldview. — M., 1990.- P. 180-203
  4. Sharonova N. In. Methods of formation of scientific Outlook of students in teaching physics: textbook on special course for students of pedagogical universities. – Moscow: MP MAR, 1994. — 183 p.
  5. Usova A.V. Development of thinking in the learning process / the Development of thinking skills in learning physics: Collection of scientific works / Under the editorship of S. A. Surovikino – Omsk: publishing house of the Academy, 2004. — P. 3-10
  6. Stepanova T. I. Innovative preparation of the teacher of physics: monograph/ T. I. Stepanova-Yakutsk: publishing and printing complex NEFU, 2011-131s.
  7. Stepanova T. I., Petrova R. I., Karpova E. V. formation of readiness for professional self-development of the future teacher of physics at the University Journal. I. Ya. Yakovleva. 2018, №1 (97), p. 132-146


© Т.И. Степанова, Н.М. Соловьева, Е.В. Карпова, 2018