РОЛЬ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ ЯКУТСКОГО НАРОДА В ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

25 апреля 12:50
Этнопедагогика — наука о народном воспитании, наука об опыте и идеях народной педагогики, это область современной педагогической науки, имеющая междисциплинарный характер и строящаяся на взаимодействии различных гуманитарных наук: педагогики, психологии, этнологии (этнографии), социально-культурной антропологии, теории и истории культуры, этики, эстетики, социологии, религиоведении, теории коммуникации, конфликтологии. В воспитании ребенка помимо существующих педагогических принципов и методов должно быть вложено и традиционное воспитание. Ведь ребенок, который не имеет никакого представления о своем народе, об их обычаях и традициях, не может считаться полноценным человеком. Мы думаем, что он будет не полноценным как личность, так как он не осознает себя, внешний мир и место в нем.



Виктор Федорович Афанасьев в своей книге «Этнопедагогика нерусских народов Севера и Дальнего Востока» писал: «Каждый народ в ходе своего исторического развития для передачи социального опыта подрастающим поколениям вырабатывает определённую упорядоченную, единую совокупность идей, взглядов, идеалов на процесс развития, воспитания и обучения детей. Она основана на соблюдении традиций, обычаев, приобщении их к духовной и материальной культуре этноса» [2, с. 28].



Основная формула этнопедагогики выражена в трех предложениях -вопросительном, повествовательном и восклицательном: Что такое воспитание? Пример и любовь. Больше ничего!



У народа саха с древних времен «в начальный период трудовой подготовки дети оказывают посильную помощь в семье по хозяйству, присматривают за младшими братьями и сестрами. Многие исследователи отмечают, что в игровой деятельности детей присутствуют элементы труда» [1, с.31].



Попов Г. С. в своей книге «Воспитание детей у народа Саха» пишет:



«Особое внимание якуты уделяли формированию у детей трудолюбия, считая, что труд на Севере, в суровых условиях жизни, является источником существования человека и его благополучия. Поэтому с ранних лет детей учили качественно выполнять работу и доводить её до конца. Данные представления якутов нашли отражение в фольклоре» [3, с. 42].



Без сомнения, на воспитание детей влиял и влияет наш фольклор. Вера в всевышние силы и в сверхъестественные существа, о котором нам повествует наше Олонхо.



Но как сформировался менталитет у народа саха? Откуда он у нас появился? Существует предположение, что Чингисхас сформировал менталитет народа саха. Из истории мы видим, что законы Чингисхана очень похожи на наше мировоззрение. Эту близость подчеркнул ученый Вацлав Серошевский в своей книге «Якуты». Законы Джасака Чингисхана оставались неизменными у народа саха до 17 века, что способствовало формированию менталитета.



Жизнь на севере, как мы все знаем, очень тяжелая. Ведь почти весь год у нас зима. Поэтому человек работает на протяжении всего года. Зимой он должен топить печку, а для этого ему нужны дрова. А летом он должен работать на сенокосе, так как должен содержать скот, которые являются основным источником его пропитания. Так же он занимается охотой и рыбалкой. Всю эту деятельность выполняет мужчина, глава семьи. И именно он приучает мальчиков к этому труду. На севере выживает только тот, кто работает не покладая рук.



А вот воспитанием девочек занимается мать семейства. Якутская женщина должна уметь готовить, шить, помогать мужу и воспитывать маленьких детей. А пока муж занимается мальчиками, она учит девочек быть примерными женами.



Воспитание детей в прошлых веках и в нынешнее время отличаются тем, что в сегодняшний день оно направлено на развитие духовно-нравственных качеств, не находясь в тесной связи с природой, которая всегда являлась источником духовных сил наших предков.



К сожалению, с развитием технологий и общества мы все больше отдаляемся от природы. Меняются наши ценностные приоритеты и цели в жизни. Если раньше главной целью было пережить зиму без потерь, то сейчас мы стремимся устроиться на хорошо оплачиваемую работу, чтобы удовлетворить наши ежедневные потребности.



Но как бы время не менялось, как бы много лет не прошло, мальчики всегда будут главами семей, а девочки примерными матерями, которые должны заботиться о своих будущих детях и давать правильное воспитание, не забывая традиции и обычаи своего народа.



“Золотое правило” этнопедагогики состоит в следующем: без памяти нет традиций, без традиций — нет культуры, без культуры — нет воспитания, без воспитания — нет духовности, без духовности — нет личности, без личности нет народа.



Этнопедагогику якутов схематично можно представить следующим образом:



Таблица 1.



Этнопедагогика якутов








Принципы: природосообразность; культуросообразность; связь с жизнью; народность.
Функции: подготовка к труду; подготовка к жизни в общине; подготовка к семейной жизни
Компонент: педагогика быта; педагогика семьи, рода, племени, народности, нации.
Факторы: родное слово; игра; природа; дело; общение; традиции; быт; религия; искусство; пример.
Методы и приемы: разъяснения, поверье; беседы, пожелания, совет; намек, одобрение, упрек;  благодарность, уговор; запрет, личные пробы.
Воспитатели: семья, родственники, умельцы, мастера, община, народ.
Средства воспитания: песни, благословение; загадки, пословицы; поговорки, сказки, легенды, предания и др.


 



Таким образом, этнопедагогика якутов обрела вполне четкие контуры, которые отличают ее от народных педагогик других этносов.



Этнопедагогика нашего народа нашла достойное место в школах республики. Где нас и наше новое поколение учат любить и уважать свою Родину. Где им рассказывают про наши обычаи и традиции. В начальных классах мы читаем различные истории и рассказы о жизни якутов, в особенности о жизни детей, на уроке «Чтения». Все мы с детства знаем про мир «Олонхо», про героический поступок наших богатырей, про злых сил, обитающих под землей, на земле и на небесах. Сколько бы лет не прошло, наши обычаи, традиции, вера и прекрасный мир «Олонхо» будут жить в памяти каждого человека из народа Cаха.



 



Литература

  1. Афанасьев В.Ф. Школа и развитие педагогической мысли в Якутии. – Якутск, 1998.
  2. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Севера и Дальнего Востока. – Якутск. – 1979.
  3. Попов Г. С. Воспитание детей у народа Саха. – Якутск, 1995.
  4. Серошевский В.Л. Якуты: Опыт этнографического исследования — М.: 1993, 736 с.

References

  1. Afanasyev V.F. School and the development of pedagogical thought in Yakutia. — Yakutsk, 1998.
  2. Afanasyev V.F. Ethnopedagogy of non-Russian peoples of the North and the Far East. — Yakutsk. — 1979.
  3. Popov. Raising Children of the Sakha People. — Yakutsk, 1995.
  4. Seroshevsky V.L. Yakuts: Experience of ethnographic research — M .: 1993, 736 p.


© А.Г. Ларионова, А.Д. Иванова, 2018