ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ УЧИТЕЛЕЙ –ЕСТЕСТВЕННИКОВ, ИЛИ НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ПОВЫШЕНИЮ КВАЛИФИКАЦИИ

6 января 2:40
Новые тенденции развития информационного или постиндустриального общества требуют от современных людей активности и инициативности, умений творчески мыслить и решать разные проблемы в ситуации неопределенности и поливариантности. При этом каждый человек может влиять на различные аспекты собственной жизни и жизни общества. Точнее, актуальны индивидуальная траектория развития личности и поиск своего пути в профессии, в том числе и в учительской деятельности.



Качественной характеристикой современного образования является открытость, основным принципом которого является индивидуализация. В отличие от принципа индивидуального подхода, принцип индивидуализации позволяет ориентироваться, прежде всего, на индивидуальные образовательные приоритеты. Принцип индивидуализации состоит в том, что каждый обучающийся проходит собственный путь к освоению того знания, которое именно для него сейчас актуально. Цель педагога при реализации данного принципа заключается в помощи каждому ученику в определении собственного образовательного пути и сопровождение его в построении индивидуальной образовательной программы [1].



В современной системе дополнительного профессионального образования ведутся поиски разных способов интерактивного обучения учителей, создаются различные модели реализации индивидуальных образовательных маршрутов. По мнению Т.М. Ковалевой, для проектирования индивидуальных образовательных маршрутов должна быть создана специально организованная среда, отвечающая признакам: открытость, избыточность, вариативность. Создание такой образовательной среды помогает актуализировать у каждого человека запрос к системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки [2].



В данной статье описываются подходы к индивидуализации повышения квалификации учителей биологии, химии и географии на кафедре естественно-научного образования нашего института. Особенностью в работе учителя-естественника в республике является то, что большинство учителей преподают несколько предметов, например, биологию и химию, или биологию и географию. Это в основном сельские школы, которые являются малокомплектными и находятся в отдаленных труднодоступных местах.



Планирование деятельности кафедры осуществляется путем анализа проблем и трудностей, которые испытывают учителя. Отметим наиболее актуальные проблемы.



Предметные трудности, связанные с теорией предмета, с решением задач высокого уровня сложности. В связи с этим возникают трудности в подготовке выпускников к государственной итоговой аттестации. Не редко эти трудности испытывают те учителя, которые не имеют соответствующего образования. Для совершенствования предметных компетенций учителей в первой части курсов повышения квалификации проводятся лекции и практикумы по наиболее трудным разделам и темам курса. Учителей, не имеющих педагогического образования, приглашаем на профессиональную переподготовку по программе «Преподавание биологии и химии в школе».



Методические трудности по реализации федеральных государственных стандартов, например, по планированию деятельности учителя и оценке образовательных результатов. Разработка программ по своему курсу, составление тематических планов и оценочных материалов по новым требованиям для некоторых учителей задача непростая. По разным причинам, например, по причине перегруженности или по методической некомпетентности, проблему формирования универсальных учебных действий, очень актуальной для современного школьника, учителя оставляют без внимания.



Третья проблема связана с дефицитом живого общения с коллегами-предметниками, особенно в северных районах, где школы отдалены друг от друга. По этой причине построение индивидуального образовательного маршрута учителя-естественника становится особенно актуальной. Третья часть курсов повышения квалификации посвящается обобщению опыта учителей и проведению мастер-классов и консультаций опытных учителей республики.



Тематика курсов определена запросом слушателей и школ Республики. Программы курсов направлены на формирование ключевых компетенций, необходимых для реализации новых подходов к процессу обучения.



Курсы начинаются с письменного опроса и проверочной работы для определения запросов и уровней компетентностей учителей. Проверочная работа включает задания повышенного и высокого уровней сложности. Далее слушатели знакомятся с технологией организации курсов. Выдается Тетрадь учителя, которая является навигатором для построения индивидуального образовательного маршрута.



Эффективность курсов выявляется по результатам вводной и итоговой проверочных работ, по качеству выполнения практических работ, рефлексии и самооценке слушателей. Продолжаем совершенствовать курсы кафедры. Накоплен некоторый опыт, методические и дидактические материалы для проведения дистанционных и онлайн-курсов. Это будет одним из главных направлений в повышения квалификации учителей естественников Республики.



Литература

  1. Ковалева Т.М. и др. Профессия «тьютор». М. – Тверь: «СФК-офис», 2013.
  2. Ковалева Т.М. Реализация тьюторской модели в системе дополнительного профессионального образования /Развитие практик тьюторского сопровождения в системе ДПО. Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции 15-16 октября 2013 года. / Науч. ред. Е.В. Груздова; отв. ред. О.Б. Голованова, — Архангельск, Издательство АО ИОО, 2013. – с.6-10

References

  1. Kovaleva T. M. The Profession «tutor». M.-Tver: «SFK-office», 2013.
  2. Kovaleva T. M. Implementation of the tutor model in the system of professional education /Development of tutor support practices in the system of professional education. Collection of materials of the scientific-practical conference, October 15-16, 2013. Arkhangelsk, Publishing house of JSC IOO, 2013. – S. 6-10


© А. Н. Матаннанова, 2018