А.М. Лобок утверждает, что опыт Якутии – это уникальный опыт культурного самосохранения и саморазвития нации в экстремально суровых условиях и на экстремально больших территориях, когда центростремительные и культуросохраняющие силы народа настолько велики, что он переживает себя как целостность вопреки любым обстоятельствам [3, с.73].
Для понимания сути и эволюции духовной жизни народа саха весьма важно изучение трудов прогрессивных представителей зарубежной и отечественной интеллигенции XVII–XIX вв., в которых подчеркивается:
— жизнь и безопасность человека протекает в органическом единстве с традиционными верованиями и религиозными обрядами народа в гомохолистическом процессе;
— духовное родство народов Якутии с русскими и древнее культурно-исторические связи с тюрками, наличие с ними длительной общей истории выработали у северян межэтническую и внутриэтническую комплиментарность. По утверждению Л.Н. Гумилева, комплиментарность выступает «мощной охранительной силой»;
— стержневой энергетикой выживаемости и безопасности человека является смысловое поле его внутренней культуры, т.е. его духовно-нравственная энергетика.
Выживаемость в экстремальных условиях Севера невозможна без духовного поведения людей. Духовность у северян признается «тыынныыр куус», т.е. жизнесозидающей силой. Корень, истоки духовности человека Севера определяется, прежде всего, его внутренним свободным духом, его пониманием энерго-информационной связи с Космосом и умением «учиться» и подзарядиться у родной Природы. Вся жизнь и деятельность северянина пронизана философией Духовности. Главная мировоззренческая философия народа саха так и называется – Ученье Айыы (Ученья созидания, творения).
Этнографами и политссыльными, которые, живя с якутами, изучали их духовные устои были выделены следующие менталитетные качества: солидарность, гостеприимство, взаимопомощь, честность, отсутствие воровства и сквернословия, физическая выносливость, трудолюбие, почитание «девушки-богини», детей, старости, дружелюбие, открытость другим и др.
Испокон веков в Якутии процветала кроме родовой солидарности социокультурная солидарность. Она исходит из сердца и духа народа. Данный вид солидарности проявляется в приюте обездоленных и одиноких людей в полноценных семьях, в совместном проживании семей в зимниках, летниках, общее ведение ими хозяйственной деятельности, в подготовке запаса еды к зиме: мунха, куйуур (разновидности коллективного подледного улова рыб), курэх (коллективная охота) и др.; в организации групповых состязаний и развлечений: хомуур хапсагай (групповое единоборство по национальному виду борьбы), куулэй (групповое состязание по сенокошению) и мн.др. Такие формы взаимоподдержки и солидарности людей свидетельствуют о тех духовно-нравственных закономерностях, необходимых для созидания жизни и укрепления духа человека в суровых условиях Севера.
Согласно концепции культурно-исторического развития личности Л.С. Выготского, теории «культурного детерминизма» Ф. Боаса становление и развитие личности в первую очередь обусловлено этнокультурными и социокультурными условиями, в которых она формируется.
Основоположник этнопедагогики академик Г.Н. Волков особо подчеркивает демократическую и гуманистическую сущность народной педагогики как педагогики жизни, масс, национального спасения, свободы и любви, могучей силы единения и гармонизации межнациональных отношений, великой «пансофии народов», единого пространства педагогической культуры народов и опоры для надежд на будущее [2; Цит. из 2].
У каждого народа – какой бы по количеству он ни был – есть, безусловно, собственная культура приспособления, адаптации к местным климатическим и географическим особенностям, что обусловливает его этно- и социокультурное развитие. Благодаря собственной культуре, каждый этнос чувствует безопасность жизнедеятельности, личную безопасность, что и составляет целостность каждого со своей природой, своим краем.
Этнокультурные ценности народов Севера выступают как основание нравственных императивов справедливости и сотворения гармоничного сосуществования людей. В научных исследованиях подчеркивается, что в системе образования должны воспроизвестись такие ценности как:
- экософское отношение к природе, признание человеком себя дитем Природы;
- преемственная личная ответственность за жизнь на Земле;
- духовное творчество личности;
- созидание гармоничной целостной среды обитания человека;
- приоритетность духовных ценностей в формуле жизни.
На духовность влияют не только особенности этнического фактора, природной среды, социума, но и народный дух. У народа саха существует философско-мировоззренченское ученье «Кут-сюр» [4]. Кут состоит из трех составляющих: буор кут-земля душа, ийэ кут-мать-душа и салгын кут-воздух душа. А энергетика духа – это сюр. С рождения ребенка ведется работа о сохранении созидающей энергетики сюр, т.е. сюр ведает духовно-нравственной основой человека жить честной, совестливой, открытой, доброй жизнью. В противном случае человеку напускается «сэт» и жизнь человека идет на откос, т.е. повреждение сюр приводит к деградации человека, его жизни. Традиции сохранения, развития сюр регулируют духовно-нравственную жизнь человека, семьи, народа и наглядно демонстрируют механизм реализации её защитных функций.
В этнокультурных традициях народов Севера существует неписаный закон, в котором подчеркивается, что в самых сложных жизненных ситуациях спасает человека не материальное удовлетворение, а моральная ответственность перед родителями, близкими, родом, народом. Именно одержимый такой ответственностью, связностью со своими родителями: матерью, отцом, родным очагом, родом, народом, нацией, Родиной, — человек выживает, преодолевает и побеждает трудности в жизни.
Это ещё раз говорит об особой жизнесозидающей духовной энергетике этнокультурных ценностей всех народов и каждой личности.
Литература
- Баишева М.И., Григорьева А.А. Этнопедагогические воззрения народа саха: на материале олонхо. – Новосибирск: Наука, 2008.
- Волков Г.Н. Педагогика любви. Избранные этнопедагогические сочинения: В 2 т. – М.: Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2002.
- Лобок А.М. Алмазная земля педагогики олонхо. – Якутск: Компания «Дани-АлмаС», 2007.
- Портнягин И.С. Этнопедагогика Кут-сюр. — М.:“Academia»,1998.
References
- Baisheva M. I., Grigorieva A. A. ethno-pedagogical beliefs of the Sakha people: on the material of Olonkho. – Novosibirsk: Nauka, 2008.
- Volkov G. N. Teaching of love. Selected ethno-pedagogical works: In 2 T. – M.: Publishing House of the MAGISTR-PRESS, 2002.
- Lobok A. M. Diamond the land of Olonkho pedagogy. – Yakutsk: «Dani-Almas», 2007.
- Portnyagin, I. S. Pedagogy of the Kut-sur. — M.: Academia,1998.
©М.И. Баишева, 2018