АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК СОЦИОПЕДАГОГИЧЕСКОГО ФЕНОМЕНА

31 июля 5:25
    В условиях многонационального государства одним из факторов социальной стабильности выступают система поликультурного образования, толерантность, межэтническая толерантность как качества личности, как ценности. Вслед за исследователями (А.Г. Асмолов, В.А.Беловолов, С.П.Беловолова,  Г.Н. Волков, В.Г. Крысько, С.В. Лурье, Д.Е. Матвеев, Т.И.Султанбеков, В.А. Тишков и др.), мы исходим из того, что необходимость исследования понятия «межэтнической толерантность» как самостоятельного вида толерантности обусловлена современными социокультурными условиями, необходимостью учитывать функциональные возможности воздействия культуры различных народов России, знакомства с традициями и обычаями этносов, изучения вопросов истории и этнологии отдание почестей героям разных этносов, проявившим себя при защите многонационального народа России, ее рубежей и интересов [1;3;4;7;8;10;13;17].В историческом процессе категории «толерантность», «межэтническая толерантность»  рассматриваются уникальным аксиологическим эволюционным механизмом сосуществования больших и малых социальных групп, которые обладают потенциальными возможностями развития.



В научной литературе категория «межэтническая толерантность» рассматривается как видовая к более общей родовой категории «толерантность», как самостоятельный вид толерантности [4;8;11]. Сформулируем основные положения, отражающие сущность теоретических подходов к данному понятию в контексте аксиологического основания феномена. Во-первых, межэтническая толерантность – одна из актуальных социальных норм, использование которой обеспечивает конструктивное взаимодействие между людьми, этническими группами на основе взаимного интереса, уважения и признания права быть иным. Во-вторых, межэтническая толерантность несет на себе черты ментальности, отражает особенности социальной или профессиональной группы, профессиональной деятельности и окружения человека. В-третьих, межэтническая толерантность является интегративной характеристикой личности, ее способности использовать во взаимодействии с другими аксиологические принципы равноправия и свободы, благожелательности  к другим людям и уважение к их отличиям. Работы ученых-социологов (Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева, В.А. Лекторский и др.) изучают межэтническую толерантность как социальный феномен, как духовную ценность, находящуюся в основе формирования социальных структур, межкультурных коммуникаций этнических общностей.



Для нас важен подход (О.Г. Дробницкий, М.С. Каган, Д.С. Лихачев, Л.И. Столович, В.Я. Ядов и др.), согласно которому толерантность рассматривается как безусловная ценность, как условие существования и самореализации человека, как условие организации человеческих сообществ [14;16]. Ценности становятся качествами личности и приобретают характер общечеловеческих благодаря позитивным взаимоотношениям между людьми как представителями этнических общностей. По мнению М.С. Кагана, Л.Н. Столовича, ценности выступают составляющей общественного сознания, в котором выражена культура самого общества [16, с. 156]. О.Г. Дробницкий ценности  определяет как аксиологические представления человека; как выражение человеческого отношения к объекту, позволяющее ориентироваться в общественной жизни, исполняющая регулирующую функцию практически направленной деятельности человека[14]. Аксиологический аспект феномена межэтнической толерантности и диалога культур представлен в разработанном под руководством Д.С. Лихачева общественно значимом документе «Декларация прав культуры»[15].Категория «межэтническая толерантность» как особый социально-духовный,социопедагогический  феномен введена в научную лексику академиком РАН, директором Института этнологии и антропологии имени Н.Н. Миклухо-Маклая В.А. Тишковым[17].Ученый-этнограф определяет межэтническую толерантность  как основу культуры межнационального общения, рассматривает национальную культуру в узком и широком смысле: в узком смысле как основополагающий фактор самобытности народа; в широком–как компонент общечеловеческой культуры с учетом позитивно направленных межэтнических отношений[17].Проблема межэтнической коммуникации, межкультурного позитивного взаимодействия этносов, осознания ценностей и особенностей национальных культур имеет важное социокультурное значение и рассматривается как одна из важнейших в многонациональном государстве (Ю.В. Бромлей,В.А.Тишков и др.) [12;17].



 



Литература

  1. АбрамоваМ.А. Национальная образовательная политика и гармонизация межэтнических отношений/ М.А. Абрамова// Военный профессионализм: стратегия и перспективы развития в современном обществе: Всеросс.научнопрактич.конференция(26 сентября2013 г): сборн. материалов.–Часть 1.–Новосибирск: 2013. С. 112–118.
  2. Афанасьев И.Н.Этнический характер и проблема толерантности / И.Н. Афанасьев, Т.Н. Петрова. – М.:Чебоксары, 2005.


3.Беловолов В.А. Включение в войсковую стажировку курсантов занятий на основе ценностной составляющей межэтнической толерантности, позитивного межкультурного  взаимодействия  / Султанбеков Т.И., Беловолов В.А. // European Social Science Journal.- 2017. — № 2-2. —  С. 138-142.



4.Беловолов В.А. Межэтнические установки в поликультурной образовательной среде военного института  / Султанбеков Т.И., Беловолов В.А. // Проблемы современного педагогического образования. — 2017. — № 56-3. — С. 197-204.



5.Беловолов В.А. Культурологический подход и правовая культура офицера внутренних войск МВД России: методологический анализ / Беловолов В.А. // Направления и перспективы развития образования в военных институтах ВВ МВД России. Сб. науч. Стат. VII Межд. научно-практич. Конфер. —  Новосибирск, 2016. С. 320-327.



6.Беловолов В.А. Обогащение воспитательной работы этнокультурным компонентом как одно из условий формирования этнической толерантности курсантов в военном институте / Беловолова С.П., Беловолов В.А. // Гуманитарные науки и образование в Сибири. — 2014. —  № 4 (16). — С. 44-52.



7.Беловолов В.А. Аксиологические основания профессиональной деятельности офицера внутренних войск МВД России / Беловолов В.А., Беловолова С.П.// Историческое наследие Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Сборн. науч. стат. научно-практич. Конфер.– Новосибирск,  2015.  — С. 178-192.



8.Беловолов В.А. Модель формирования межэтнической толерантности курсантов в образовательной среде военного института внутренних войск МВД России / Султанбеков Т.И., Беловолов В.А. // Правовое и духовно-нравственное воспитание российского офицерства. Материалы Всеросс. Конфер. с междун. участием. — Самара: СЮИ Федеральной службы исполнения наказаний, 2015. — С. 284-288..



9.Беловолов В.А. Организация экспериментальной работы по формированию межэтнической толерантности курсантов / Султанбеков Т.И., Беловолов В.А. // European Social Science Journal. — 2016. — № 5. — С. 240-245.



10.Беловолов В.А. Актуализация в воспитательной работе этнокультурного потенциала образовательной среды военного института / Султанбеков Т.И., Беловолов В.А. // Педагогика. —  2017. — Т. 1. № 5.  -С. 95-99.



11.Беловолов В.А. Межэтническая толерантность как феномен поликультурной образовательной среды военно-учебных заведений / Султанбеков Т.И., Беловолов В.А. // Психология и педагогика в системе гуманитарного знания. Материалы X Международной научно-практической конференции. М.,  — 2014. — С. 310-315.



12.Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса/Ю.В. Бромлей.–М.:1983.



13.Волков Г.Н. Педагогика национального спасения./ Г.Н. Волков. – Элиста : АПП «Джангар», 2003. – 440 с.



14.Дробницкий О.Г.Проблема ценности в философии. –Ленинград:Наука, 1966.



15.Лихачев Д.С.Раздумья о России/Д.С. Лихачев.–СПб.,2004.



16.Столович Л.Н. Философская теория ценностей / Л.Н. Столович, М.С. Каган // Вопросы философии. – 1998. – № 5. – С. 155–158.



17.Тишков В.А. Российская нация: Становление и этнокультурное многообразие. – М.: Наука, 2011. – 462 с.



 



References



 

  1. Abramova M. A. National education policy and harmonization of interethnic relations / M. A. Abramova / Military professionalism: strategy and prospects of development in modern society.- Part 1. – Novosibirsk, 2013.
  2. Afanas’ev I. N. Ethnic character and the problem of tolerance / I. N. Afanasiev, T. N. Petrovа. – M.: Cheboksary, 2005. — 220 p.


3.Belovolov V. A. Inclusion in the military training of cadets on the basis of the value component/ European social Science Journal.- 2017. — № 2-2.



4.Belovolov V.A.Ethnic setup in multicultural of military Institute//Problems of modern pedagogical education. — 2017. — № 56-3. — P. 197.



5.Belovolov V. A. Culturological approach and the legal culture of the officer of internal troops of the Ministry.- Novosibirsk, 2016. P. 320-327.



6.Belovolov V. A. The enrichment of the educational work of the ethno-cultural component// Humanities and education in Siberia. — 2014. — № 4 (16).



7.Belovolov V. A.Axiological foundations of the officer  internal troops of the Ministry of internal Affairs of Russia.– Novosibirsk, 2015.-P. 178-192.



8.Belovolov V. A. Model of formation of interethnic tolerance of cadets in the educational of the military Institute. — Samarа, 2015. — P. 284-288.



9.Belovolov V. A. The Organization of experimental work on formation of ethnic tolerance of students// European Social Science Journal.-2016. — № 5.



10.BelovolovV.A.The Actualization educational potential educational environment military Institute/ Pedagogy.-2017. — Vol. 1.  No. 5. — P. 95-99.



11.BelovolovV.A.Ethnic tolerance phenomenon multicultural educational environment military schools// Psychology and pedagogy in the Humanities. M. 2014. — P. 310-315.



12.Bromley Y.V.Essays on the theory of ethnos– Moscow,1983.



13.Volkov G. N. Pedagogy of national salvation.-Elista: 2003. —    440 p.



14.Drobnicki O. G. Some aspects of the problem of values. // The Problem of values in philosophy – Leningrad : Nauka, 1966. — 244 p.



15.Likhachev D.S.Reflections on Russia/D.S.Likhachev.–SPb.:2004.



16.Stolovich L. N. Philosophical theory of values / L. N. Stolovich, M. S. Kagan / / Questions of philosophy. — 1998. — № 5. — P. 155-158.



17.TishkovV.A.The Russian nation. – M., 2011.



(©) В.А. Беловолов, 2018