В научной литературе категория «межэтническая толерантность» рассматривается как видовая к более общей родовой категории «толерантность», как самостоятельный вид толерантности [4;8;11]. Сформулируем основные положения, отражающие сущность теоретических подходов к данному понятию в контексте аксиологического основания феномена. Во-первых, межэтническая толерантность – одна из актуальных социальных норм, использование которой обеспечивает конструктивное взаимодействие между людьми, этническими группами на основе взаимного интереса, уважения и признания права быть иным. Во-вторых, межэтническая толерантность несет на себе черты ментальности, отражает особенности социальной или профессиональной группы, профессиональной деятельности и окружения человека. В-третьих, межэтническая толерантность является интегративной характеристикой личности, ее способности использовать во взаимодействии с другими аксиологические принципы равноправия и свободы, благожелательности к другим людям и уважение к их отличиям. Работы ученых-социологов (Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева, В.А. Лекторский и др.) изучают межэтническую толерантность как социальный феномен, как духовную ценность, находящуюся в основе формирования социальных структур, межкультурных коммуникаций этнических общностей.
Для нас важен подход (О.Г. Дробницкий, М.С. Каган, Д.С. Лихачев, Л.И. Столович, В.Я. Ядов и др.), согласно которому толерантность рассматривается как безусловная ценность, как условие существования и самореализации человека, как условие организации человеческих сообществ [14;16]. Ценности становятся качествами личности и приобретают характер общечеловеческих благодаря позитивным взаимоотношениям между людьми как представителями этнических общностей. По мнению М.С. Кагана, Л.Н. Столовича, ценности выступают составляющей общественного сознания, в котором выражена культура самого общества [16, с. 156]. О.Г. Дробницкий ценности определяет как аксиологические представления человека; как выражение человеческого отношения к объекту, позволяющее ориентироваться в общественной жизни, исполняющая регулирующую функцию практически направленной деятельности человека[14]. Аксиологический аспект феномена межэтнической толерантности и диалога культур представлен в разработанном под руководством Д.С. Лихачева общественно значимом документе «Декларация прав культуры»[15].Категория «межэтническая толерантность» как особый социально-духовный,социопедагогический феномен введена в научную лексику академиком РАН, директором Института этнологии и антропологии имени Н.Н. Миклухо-Маклая В.А. Тишковым[17].Ученый-этнограф определяет межэтническую толерантность как основу культуры межнационального общения, рассматривает национальную культуру в узком и широком смысле: в узком смысле как основополагающий фактор самобытности народа; в широком–как компонент общечеловеческой культуры с учетом позитивно направленных межэтнических отношений[17].Проблема межэтнической коммуникации, межкультурного позитивного взаимодействия этносов, осознания ценностей и особенностей национальных культур имеет важное социокультурное значение и рассматривается как одна из важнейших в многонациональном государстве (Ю.В. Бромлей,В.А.Тишков и др.) [12;17].
Литература
- АбрамоваМ.А. Национальная образовательная политика и гармонизация межэтнических отношений/ М.А. Абрамова// Военный профессионализм: стратегия и перспективы развития в современном обществе: Всеросс.научнопрактич.конференция(26 сентября2013 г): сборн. материалов.–Часть 1.–Новосибирск: 2013. С. 112–118.
- Афанасьев И.Н.Этнический характер и проблема толерантности / И.Н. Афанасьев, Т.Н. Петрова. – М.:Чебоксары, 2005.
3.Беловолов В.А. Включение в войсковую стажировку курсантов занятий на основе ценностной составляющей межэтнической толерантности, позитивного межкультурного взаимодействия / Султанбеков Т.И., Беловолов В.А. // European Social Science Journal.- 2017. — № 2-2. — С. 138-142.
4.Беловолов В.А. Межэтнические установки в поликультурной образовательной среде военного института / Султанбеков Т.И., Беловолов В.А. // Проблемы современного педагогического образования. — 2017. — № 56-3. — С. 197-204.
5.Беловолов В.А. Культурологический подход и правовая культура офицера внутренних войск МВД России: методологический анализ / Беловолов В.А. // Направления и перспективы развития образования в военных институтах ВВ МВД России. Сб. науч. Стат. VII Межд. научно-практич. Конфер. — Новосибирск, 2016. С. 320-327.
6.Беловолов В.А. Обогащение воспитательной работы этнокультурным компонентом как одно из условий формирования этнической толерантности курсантов в военном институте / Беловолова С.П., Беловолов В.А. // Гуманитарные науки и образование в Сибири. — 2014. — № 4 (16). — С. 44-52.
7.Беловолов В.А. Аксиологические основания профессиональной деятельности офицера внутренних войск МВД России / Беловолов В.А., Беловолова С.П.// Историческое наследие Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Сборн. науч. стат. научно-практич. Конфер.– Новосибирск, 2015. — С. 178-192.
8.Беловолов В.А. Модель формирования межэтнической толерантности курсантов в образовательной среде военного института внутренних войск МВД России / Султанбеков Т.И., Беловолов В.А. // Правовое и духовно-нравственное воспитание российского офицерства. Материалы Всеросс. Конфер. с междун. участием. — Самара: СЮИ Федеральной службы исполнения наказаний, 2015. — С. 284-288..
9.Беловолов В.А. Организация экспериментальной работы по формированию межэтнической толерантности курсантов / Султанбеков Т.И., Беловолов В.А. // European Social Science Journal. — 2016. — № 5. — С. 240-245.
10.Беловолов В.А. Актуализация в воспитательной работе этнокультурного потенциала образовательной среды военного института / Султанбеков Т.И., Беловолов В.А. // Педагогика. — 2017. — Т. 1. № 5. -С. 95-99.
11.Беловолов В.А. Межэтническая толерантность как феномен поликультурной образовательной среды военно-учебных заведений / Султанбеков Т.И., Беловолов В.А. // Психология и педагогика в системе гуманитарного знания. Материалы X Международной научно-практической конференции. М., — 2014. — С. 310-315.
12.Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса/Ю.В. Бромлей.–М.:1983.
13.Волков Г.Н. Педагогика национального спасения./ Г.Н. Волков. – Элиста : АПП «Джангар», 2003. – 440 с.
14.Дробницкий О.Г.Проблема ценности в философии. –Ленинград:Наука, 1966.
15.Лихачев Д.С.Раздумья о России/Д.С. Лихачев.–СПб.,2004.
16.Столович Л.Н. Философская теория ценностей / Л.Н. Столович, М.С. Каган // Вопросы философии. – 1998. – № 5. – С. 155–158.
17.Тишков В.А. Российская нация: Становление и этнокультурное многообразие. – М.: Наука, 2011. – 462 с.
References
- Abramova M. A. National education policy and harmonization of interethnic relations / M. A. Abramova / Military professionalism: strategy and prospects of development in modern society.- Part 1. – Novosibirsk, 2013.
- Afanas’ev I. N. Ethnic character and the problem of tolerance / I. N. Afanasiev, T. N. Petrovа. – M.: Cheboksary, 2005. — 220 p.
3.Belovolov V. A. Inclusion in the military training of cadets on the basis of the value component/ European social Science Journal.- 2017. — № 2-2.
4.Belovolov V.A.Ethnic setup in multicultural of military Institute//Problems of modern pedagogical education. — 2017. — № 56-3. — P. 197.
5.Belovolov V. A. Culturological approach and the legal culture of the officer of internal troops of the Ministry.- Novosibirsk, 2016. P. 320-327.
6.Belovolov V. A. The enrichment of the educational work of the ethno-cultural component// Humanities and education in Siberia. — 2014. — № 4 (16).
7.Belovolov V. A.Axiological foundations of the officer internal troops of the Ministry of internal Affairs of Russia.– Novosibirsk, 2015.-P. 178-192.
8.Belovolov V. A. Model of formation of interethnic tolerance of cadets in the educational of the military Institute. — Samarа, 2015. — P. 284-288.
9.Belovolov V. A. The Organization of experimental work on formation of ethnic tolerance of students// European Social Science Journal.-2016. — № 5.
10.BelovolovV.A.The Actualization educational potential educational environment military Institute/ Pedagogy.-2017. — Vol. 1. No. 5. — P. 95-99.
11.BelovolovV.A.Ethnic tolerance phenomenon multicultural educational environment military schools// Psychology and pedagogy in the Humanities. M. 2014. — P. 310-315.
12.Bromley Y.V.Essays on the theory of ethnos– Moscow,1983.
13.Volkov G. N. Pedagogy of national salvation.-Elista: 2003. — 440 p.
14.Drobnicki O. G. Some aspects of the problem of values. // The Problem of values in philosophy – Leningrad : Nauka, 1966. — 244 p.
15.Likhachev D.S.Reflections on Russia/D.S.Likhachev.–SPb.:2004.
16.Stolovich L. N. Philosophical theory of values / L. N. Stolovich, M. S. Kagan / / Questions of philosophy. — 1998. — № 5. — P. 155-158.
17.TishkovV.A.The Russian nation. – M., 2011.
(©) В.А. Беловолов, 2018